Приравнивание коррупции к госизмене. Почему критикуют президентскую инициативу
Президент Владимир Зеленский считает, что на время войны нужно прировнять коррупцию к государственной измене и не освобождать коррупционеров под залог. По его словам, соответствующий законопроект разработают в ближайшее время и его внесут в Верховную Раду, после этого мяч будет на стороне парламентариев. Впрочем, нардепы и политологи не особо в восторге от президентской инициативы. Они напоминают, что наказывать преступников должен суд. Кроме того, эксперты добавляют, власти забывают, что залог – это не наказание. Впрочем, по их мнению, приравнять коррупционные преступления к государственной измене трудно, нужно внести множество изменений в большое количество законов, Уголовный кодекс, а это будет трудно принимать. Также политологи отмечают, на самом деле, в Украине достаточно жесткие статьи за коррупцию, просто нужно выполнять нормы законодательства, а для этого следует усиливать институционные возможности органов, которые борются с коррупцией. При этом известно, что СБУ получит право расследовать коррупционные преступления, а это означает, что будет смешана подследственность НАБУ с последственностью СБУ. Говорят, что якобы Офис президента на самом деле хочет, чтобы громкие дела «забирали» спецслужбы, поскольку он может контролировать их.
В Украине могут приравнять коррупцию к государственной измене на время действия военного положения. По крайней мере с такой инициативой выступил президент Владимир Зеленский. По его словам, он уже поставил законодателям соответствующую задачу. Он отметил, что парламент получит данное предложение в ближайшую неделю, а дальше мяч будет на стороне народных депутатов. При этом глава государства считает, что не нужно просто смотреть каждый раз на тот или иной вопиющий случай, а «вводить системные вещи».
По мнению политолога Владимира Фесенко, предложение Зеленского, это реакция на настроение украинцев, на критику со стороны общественных активистов, что в условиях войны есть проявления коррупции. Есть люди, которые пытаются наживаться на крови, наживаться на войне, и они фактически становятся угрозой для национальной безопасности Украины, отметил эксперт. Он подчеркнул, что особенность политического стиля Зеленского в том, что часто его реакция на те или иные общественные проблемы совпадает с реакцией простых украинцев. При этом политолог считает, что на самом деле президент таким заявлением подал сигнал правоохранителям и судьям, что они должны работать в соответствии с условиями войны и не затягивать расследования коррупционных дел и вынесении приговоров.
В свою очередь политолог Александр Кочетков считает, что заявление Зеленского означает, что проблема коррупции настолько серьезна и настолько влияет на помощь и сотрудничество с западными партнерами, что не обращать на это внимания украинские власти больше не могут, и поэтому они пытаются скорее придумать показательное решение, чтобы снять обвинения в том, что борьба с коррупцией отсутствует.
В то же время политолог Виталий Кулик уверен, что приравнивание коррупции к госизмене – это правильное, но запоздалое решение. При этом он считает, что законопроект будет критиковаться западными партнерами, но общество его поддержит.
На самом деле, добавляет политолог Олег Лесной, есть те, кто «за» и «против», кто-то видит в этом сталинизм. Тем не менее, подчеркивает эксперт, как только возникают крупные коррупционные скандалы, все говорят, мол, где президент и почему он ничего не делает. Здесь глава государства озвучил вариант решения проблемы и сразу люди в другую сторону ушли, добавил он. По его мнению, если брать за основу, что коррупцию прировняют к госизмене только на время войны, то, возможно, такое нововведение может иметь место, но его надо качественно проработать юридически.
При этом предложение главы государства уже вызвало бурную дискуссию, ведь речь идет о том, что крупные коррупционные дела СБУ сможет «забирать» у Национального антикоррупционного бюро (НАБУ). С учетом того, говорит Кулик, что СБУ – частично инструмент в руках власти, вызывает сомнения, что механизм расследования коррупционных преступлений будет равноудален от нее. По его мнению, важно, чтобы подследственность коррупционных преступлений осталась за НАБУ.
По мнению экономиста Олега Пендзина, важно, чтобы коррупционеров проверял один орган. Он напоминает, что сейчас НАБУ монопольно расследует злоупотребления, связанные с коррупционными деяниями. Если же приравнять коррупцию к госизмене, половину дел заберет СБУ. В итоге, считает эксперт, между НАБУ и СБУ начнется традиционное для подобных ситуаций не взаимодействие, а противодействие, каждый будет отстаивать честь своего мундира, быстрее подать дело в суд, где оно при такой гонке, подразумевающей недостаточную доказательную базу, рискует легко рассыпаться.
При этом, некоторые СМИ со ссылкой на свои источники отмечают, что якобы инициатива Зеленского не нравится западным партнерам, ведь они в ней видят «покушение на независимость антикоррупционной системы». Якобы источники в НАБУ сообщили, что если инициативу главы государства поддержат в парламенте, то Украина будет иметь кучу проигранных дел в Европейском суде по правам человека, потому что безальтернативная стража будет нарушением конвенции; плюс власти начнут портить отношения с международными партнерами. Мера пресечения, говорят источники в НАБУ, это не наказание. Они считают, что будет «беда», если законопроект примут.
В то же время политолог Владимир Горбач не исключает, что цель президентской инициативы немного другая, нежели наказание коррупционеров. По его словам, Офис президента просто хочет «смешать» подследственность НАБУ (борьба с коррупцией) с подследственостью СБУ (государственная измена), поскольку он может контролировать спецслужбы. Эксперт не исключает, что власти хотят получить возможность руками СБУ «перехватывать» у НАБУ важные для себя дела, чтобы обойти Высший антикоррупционный суд, которые Банковая не контролирует.
К слову, как говорит Кочетков, СБУ некоторое время уже занималась борьбой с коррупцией. Это было во времена президентства Леонида Кучмы, Виктора Ющенко и Виктора Януковича. Тогда, отметил эксперт, такие действия привели к тому, что Служба безопасности начала «крышевать» часть коррупционных схем. Он уверен, что в борьбе СБУ и коррупции победит последняя. При этом Кочетков считает, что приравнять коррупционные преступления к государственной измене трудно. Нужно внести множество изменений в большое количество законов, Уголовный кодекс, а это будет трудно принимать, добавил эксперт.
На самом деле, говорит экономист Олег Гетман, в вопросе борьбы с коррупцией «не нужно придумывать велосипед». По его словам, в Украине и так достаточно жесткие статьи за коррупцию в действующем Уголовном кодексе, нужно просто выполнять нормы законодательства. А для этого, говорит он, следует усиливать институционные возможности органов, которые борются с коррупцией, а не вводить в Уголовный новые статьи, в том числе приравнивая коррупцию к госизмене. Гетман уверен, что нужно завершить судебную реформу, чтобы не только Высший антикоррупционный суд наказывал коррупционеров, но и – суды всех инстанций. Далее, подчеркивает эксперт, нужно перезагрузить все органы, которые считаются сейчас наиболее коррумпированными: налоговая и таможенная службы. Кроме того, нужно перезагрузить и Бюро экономической безопасности (БЭБ), которое должно бороться с преступлениями, непосредственно связанными с коррупцией. Лишь при условии выполнения этих пунктов реалистично минимизировать коррупцию, снизив ее хотя бы на среднеевропейский уровень, уверен Гетман.
При этом нардеп Елена Машовец считает, что для борьбы с коррупцией нужно создать порталы для обличителей – лиц, которые выявляют, документируют и сообщают о случаях коррупции, злоупотреблении властью, финансовых манипуляциях и других неправомерных действиях в организациях или государственных структурах. Они играют ключевую роль в борьбе с коррупцией, помогая выявлять и прекращать незаконные практики. Парламентарий говорит, что в Украине, с 2020 года действует закон о разоблачителях коррупции, определяющий статус обличителей и их права. Машовец напомнила, что по данным Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, уже в сентябре 2023 года заработает портал для анонимных сообщений обличителей коррупции, он будет способствовать раскрытию нарушений и обеспечит защиту их прав.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org