Приключения американки в Крыму
Моя тетя уже больше 10 лет живет в США, куда она переехала из Ялты. Ее американский муж умер, но она решила остаться за границей, хотя каждый год приезжает на несколько недель присматривать за 90-летним отцом. Один из источников ее существования - украинская пенсия, которую она заработала многолетним трудом в ялтинской биохимической лаборатории. С февраля 2014 года она перестала получать украинскую пенсию, так как зарегистрирована в пенсионном фонде Крыма. Прилетев в Украину в декабре, тетя решила разобраться с этим вопросом. Об этой эпопее она рассказала мне, а я перескажу вам.
Дорога домой
Все пошло не так с самого начала. Тетя села на рейс Нью-Йорк-Киев с твердым намерением пересесть в Борисполе на самолет, летящий до Днепропетровска. Такой маршрут был продуман заблаговременно и подтвержден билетами МАУ. Уже в воздухе от соседей по рейсу она узнала, что с 13 декабря Украина закрыла полеты в Харьков, Запорожье и Днепропетровск на неопределенный срок. Я перехватил ее в аэропорту и посадил на поезд до небольшого городка в Днепропетровской области, где живет дедушка.
Приехав туда, тетя обратилась в местный пенсионный фонд, где ей посоветовали идти в центр занятости. Идите, мол, вам там выдадут справку как беженке из Крыма, и с этой справкой вернетесь к нам. А потом мы дадим запрос вашего дела в Ялту, но нет никакой уверенности, что мы его получим, потому что почтового сообщения между Украиной и Крымом нет.
Выслушав все это, тетя решила ехать в Крым самостоятельно, чтобы либо забрать свое дело, либо оформить российскую пенсию, как это сделали многие крымчане. В отличие от истории с прилетом в Украину, здесь она в буквальном смысле успела вскочить на подножку уходящего поезда. Буквально через несколько дней после ее приезда на полуостров железнодорожное сообщение с материком прекратилось.
Радости приема
В Ялте тетя провела около двух недель. Она успела пожить в разных районах - в частности, в Никите и в Массандре. И везде на несколько часов в день отключалось электричество - каждый день по несколько раз.
Это не было бы настолько большой проблемой, если бы отключения не останавливали работу пенсионного фонда и паспортного стола, пороги которых тетя обивала в течение полутора недель.
Пенсионный фонд отшил ее довольно быстро и безболезненно. В
первый день она просто прождала пару часов под запертой дверью - света не было. На второй день звезды стали как надо - в приемные часы электричество не отключали, и тете удалось дождаться своей очереди. Она получила предложение прийти в 20-х числах января, когда учреждение закончит корпеть над годовым отчетом и сможет заняться оформлением ее пенсии.
Добрые люди подсказали, что с российским паспортом оформить пенсию куда легче и быстрее. Потому на следующий день тетя отправилась в паспортный стол. Летом в Ялте открыли около пяти точек обмена паспортов, но до нового года дожили лишь два. В приемные дни оба собирают возле себя огромные очереди, в которых люди составляют списки, ругаются, кричат, рвут списки, плачут и ждут своей участи.
Первый визит закончился традиционно - света нет, а значит нет и приема. На второй день тете удалось достоять свою очередь. Но оказалось, что для оформления нового паспорта необходима копия свидетельства о браке, и тетя отправилась в ялтинский ЗАГС. Но поскольку замуж она выходила в Днепропетровске, то повторилась уже знакомая история. "Мы, конечно, можем сделать запрос в Днепропетровск, - сказали ей. - Но сомневаемся, что придет ответ. Так что лучше езжайте туда, берите копию свидетельства и привозите - тогда можно будет сделать паспорт".
Приближался Новый год. К тому моменту сообщение между Крымом и материком практически прекратилось и пределом мечтаний тети стало просто выехать с полуострова, а не то, что съездить за документами в Днепропетровск, вернуться, а потом вырваться из Крыма снова. Потому Россия потеряла свой шанс пополниться гражданкой. Но пройти еще несколько кругов канцелярского ада тете всё же пришлось.
Семья у нас немаленькая, и в основном рассеянная - как в прямом, так и в переносном смысле. Например, сын тети живет и работает в Севастополе, а прописан в Ялте. Дела с паспортом у него еще хуже - утерян. Потому отчаявшись получить паспорт для себя, тетя вернулась в паспортный стол вместе с сыном.
Прием в паспортном столе длится три часа в день, четыре раза в неделю. Но это только в теории. Независимо от того, с 9 до 12 прием либо с 14 до 17, люди занимают очередь с шести утра. При этом гарантий попасть на прием у них никаких. В день успевают принять лишь 20-25 человек - при условии, что не отключают свет. Когда после неудачного визита в ЗАГС тетя вернулась в паспортный стол на следующий день, отключение случилось прямо во время приема. Ее и еще несколько десятков человек выгнали на улицу, под проливной дождь. Шел конец декабря.
В тот день - а была пятница - на прием тетя так и не попала. Оказалось, что по утере документов принимают только в субботу с 9 часов. Потому
на следующий день утром вместе с сыном она стояла все на том же пороге под все тем же дождем. В 9 дверь распахнулась, они зашли внутрь, и в этом момент снова отключилось электричество. "Я что, должна свое зрение портить?", - такой фразой ответственная сотрудница попыталась снова выдворить посетителей. Потом добавила, что приема не будет еще по одной причине - мол, из области поступило распоряжение закрываться на годовой отчет.
В этот самый момент у моей американской тети сдали нервы. Она разрыдалась в здании ялтинского паспортного стола, откуда ее пытались вытолкать в спину.
Кстати, это оказалось самым действенным аргументом. Еще час мучений - и документы с горем пополам приняли. Около 10 утра с уже высохшими слезами она вышла из паспортного стола, и дверь за ней закрылась на все замки перед носом у очереди. Больше в тот день никого не приняли. Тетю обступили люди, расспрашивали, как там внутри. Одна женщина рассказала, что приходит сюда каждую неделю, начиная с марта - и все еще не получила паспорт.
Счастье разбилсь об быт
Что еще успела заметить тетя. Продукты в магазинах есть, только вот успели пару раз подорожать даже за время ее короткого пребывания. По словам ее ялтинских друзей и знакомых (преимущественно пенсионеров), цены на товары полностью нивелировали прибавку, которую дал переход на российские пенсии. У работающих и занимающихся бизнесом поводов для радости еще меньше.
Плохо обстоят дела и со связью. Например, проводная телефония Севастополя полностью отрезана от внешнего мира - на городские номера нельзя дозвониться не только из Украины, но и из крымских городов.
С возвращением
Толком ничего не добившись, тетя решила всё же уезжать из Крыма. До нового года оставалось пару дней и добиться чего-то в кабинетах чиновников было уже нереально. Когда она уже упаковала чемодан, по радио объявили, что любое транспортное сообщение между Украиной и Крымом прекращено.
На автовокзале Ялты этот печальный факт почти подтвердился - привычные автобусы на Днепропетровск и Херсон отменили. Зато нашелся один билет до Кривого Рога, который кто-то сдал. Тетя купила его. Стоявший возле заполненного автобуса водитель ни на какие вопросы не отвечал, а в Симферополе его сменил другой - гораздо более внушительного вида. Он стал в проходе и сказал: "Чтобы не было никаких возмущений - автобус идет до Армянска". Мотивировал он это
тем, что дорога плохая и на ней много аварий, включая перевернутые грузовые фуры. По дороге до Армянска он все время созванивался с другими водителями и в итоге решил ехать дальше. Прошли обе границы, задержавшись на час-полтора на каждой. Водитель объявил новый ориентир: "Едем до Чаплинки - звоните своим, пусть встречают". В Чаплинке он сказал - едем до Новой Каховки, а в Новой Каховке решился ехать на Кривой Рог. Правда, назад в Крым этот автобус уже не пустили (тетя созванивалась с водителем, поскольку держала а уме еще одну возможную поездку в Крым).
В итоге, тетя очень зла на Украину, отменяющую самолеты и поезда, ПриватБанк, заблокировавший февральскую пенсию на карте, Россию, которая обозлила крымчан и принесла им множество проблем, практически ничего не предложив взамен. А вот Соединенные Штаты полюбила еще сильнее.
По материалам: theinsider.ua