Военторг закрыт
Разогретая пропагандой публика не очень-то обратила внимание на то, что из сводок «совинформбюро» к концу декабря практически исчезли сообщения о боях в Луганской и Донецкой областях, а с картинок федеральных телеканалов — обвешанные оружием мужики. Теперь, в основном и только, — гуманитарные конвои.
Наши источники подтверждают то, о чем «Новая» писала в номере, — проект «Новороссия» закрыт, по более осторожным оценкам — заморожен. Этот вывод подтверждает и заявление бывшего полевого командира Игоря Безлера (Беса) вместе с бывшим лидером самопровозглашенной ДНР Александром Бородаем (в интервью на «День-ТВ» сразу после Нового года): «Проект «Новороссия» можно считать проваленным. «Новороссии» нет. Все мы, конечно, употребляем этот термин, но это фальстарт, если честно. Это идея, это мечта. Это идея, которая не воплотилась в жизнь, если честно. Не воплотилась из-за целого ряда объективных условий».
Начнется ли новый виток войны или она закончилась вообще — наши эксперты склоняются к тому, что войне конец.
Началось, пусть не шатко не валко, совместное патрулирование границ российскими и украинскими военнослужащими, идет масштабный обмен пленными. Ко всему прочему источники газеты в правительстве РФ утверждают вполне определенно: вкачивать и вводить рубли как валюту вместо гривны на востоке Украины никто не собирается, эти ожидания не оправдались — и теперь даже бюджет ДНР и ЛНР (правда, не совсем понятно, на какой строке доходов он базируется) сверстан в украинских гривнах. Этот бюджет — аргумент куда более серьезный, чем заявления полевых командиров («Моторола», «Гиви», «Абхаз» и прочие) о войне до победного конца. Потому что теперь стало понятно: о деньгах надо говорить скорее с Киевом, нежели с Москвой.
Прекращение поставок оружия (военторг закрыт!), отказ от эмитирования рубля, отказ от введения российской армии на нелегальном положении, сомнения в репутации и боеспособности полевых командиров, скепсис Кремля и Министерства обороны России к возможностям вооруженных сил ДНР и ЛНР, которые на глазах превращаются в банды, и породили призыв Гиркина-Стрелкова к оставшимся добровольцам: «Если «Бэтмен» и заслуживал ареста и даже казни, это надо было делать не путем бандитской засады. Призываю следовать тому, что сделал сам, — покинуть территорию Донбасса», — говорится в заявлении, опубликованном 3 января на сайте «Русская весна». То есть — пора валить. Вполне логично: войны нет, а если ее нет — то будет ли олигарх типа Малофеева платить людям за времяпрепровождение в регионе с повышенной анархичностью? И главное — зачем? Добровольцы не то чтобы сидят на чемоданах, а уже уезжают — многие. На российской границе принимаются все возможные меры для того, чтобы разоружить ранее вооруженных.
Все это вполне вписывается в теорию создания некоей буферной территории, на которую не распространится в перспективе влияние НАТО и Евросоюза. Но главное сейчас — удалить оттуда излишне «патриотично» настроенную российскую общественность, потому как они здесь не местные.
Местные полевые командиры забрали к себе бойцов со звучными позывными и усиленно приводят их к присяге, зачисляют в воинские части, созданные «министерством обороны ДНР».
Мы присутствуем при процессе перехода власти в областях от московских пиарщиков и реконструкторов к выходцам из местных жителей. Есть, конечно, проблема. Проблема в том, что те, кто готов принять присягу, согласившись на умеренные деньги, не пользуются у публики минимальной популярностью. Хотя и на это тоже может быть сделан расчет.
Казаков (дремовских, козицынских) как фольклорный элемент, не брезгующий левой торговлей углем, из Донбасса жестко выживают. Наиболее сильных полевых командиров, претендовавших на что-либо, просто зачищают.
Так, 1 января был уничтожен полевой командир Александр Беднов (позывной «Бэтмен»), который намеревался принять участие в выборах главы ЛНР и считавший, что Луганская республика должна быть «свободной» как от Украины, так и от России. Нападение на кортеж «Бэтмена» осудил Игорь Гиркин (Стрелков), пригрозив восстанием. Призыв пока остался без ответа, и, как обычно, ходят слухи о том, что «Бэтмен» может быть жив и объявится в Крыму наряду с другими «ликвидированными» полевыми командирами (например, с Безлером «Бесом» или исчезнувшим казаком Козицыным).
Контур решения понятен, он был придуман еще во времена СССР, когда ради удержания расползающейся империи было решено создать в наиболее проблемных республиках анклавы нестабильности, манипулирование которыми дало бы возможность для существенного давления. Так появились Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия, которые затем выживали в основном посредством контрабанды. На основе чего будет строиться бюджет ЛНР и ДНР — пока, по сути, загадка лишь с одним неизвестным — на основе контрабанды чего и куда.
Как считает эксперт «Новой», теперь стоит задача создавать местную «власть», отличающуюся от прежней несколькими важными особенностями: она местная (не из числа российских фантастов), с ней можно разговаривать (кровь на руках не засохла) и она сама готова к переговорам (в рамках минского формата либо какого другого — гривны-то откуда-то надо брать).
И этот вялый процесс полезен хотя бы потому, что дает возможность обеспечить мирных жителей отвоевавших областей хоть чем-то, что поможет пережить им зиму. Кстати, в данной ситуации позиция некоторых армейских командиров украинской армии, не пускающих гуманитарку в Донецк (например, депутат и командир украинского батальона «Донбасс» Семен Семенченко сам публично заявлял об этом), вызывает точно такие же сомнения в их адекватности, как и заявления самопровозглашенных российских казаков о своем желании вернуться «в вольницу» по весне.
Одним словом, появился шанс на долгий и мучительный, но все-таки мирный вариант решения проблемы. Этот шанс, может, и не единственный, но пока — самый реальный.
По материалам: novayagazeta.ru