Повышение учетной ставки до 25% добралось до сферы кредитования жилья

718

Цунами от повышения Национальным банком учетной ставки с 10% до 25% через полгода добралось и до рядовых украинцев. Они могут оказаться в долговой кабале и без жилья.
Монетарная трансмиссия, которую вот уже несколько месяцев невероятными усилиями – уговорами и угрозами – навязывает участникам финансовых рынков Национальный банк, принуждая участников рынка поднимать ставки по депозитам, наконец стала приносить результаты. Правда, не те, о которых заявлялось – банки начали пересматривать проценты по выданным кредитам и повышать базовые ставки.

Таким образом, последствия от резкого повышения учетной ставки с 10% до 25%, наконец, добрались и до рядовых украинцев. Эксперты констатируют, что государство может отказаться от финансирования любимых «игрушек» президента Владимира Зеленского – программ льготного кредитования, в том числе «Доступной ипотеки 7%» и «єОселя » под 3%. Те же украинцы, кто уже взял жилье в ипотеку, могут его потерять и при этом остаться по уши в долгах перед банками.

Банки повышают базовые ставки
В распоряжении UBR.ua оказалось письмо Укргазбанка, в котором он предупреждает заемщика о росте на 25% на текущий год базовой процентной ставки по кредиту. Речь идет о стандартной процедуре, прописанной в условиях государственной программы льготного кредитования «Доступная ипотека 7%».

«В соответствии с пунктом 1.4.1. кредитного договора банк ежегодно осуществляет пересмотр базовой процентной ставки. Она определяется как сумма значения индекса UIRD12m, …увеличенного на размер фиксированной маржи в размере 4,5 п/п… Обращаем Ваше внимание, что в результате изменения банковской процентной ставки изменяется размер планового платежа по кредитному договору», – говорится в письме, подписанного начальником управления администрирования и поддержки кредитных операций Укргазбанка Ирины Овчаренко.

UIRD12m – это средний индекс ставок по депозитам физических лиц в банке за 12 месяцев, который лежит в основе базовой процентной ставки. То есть в связи с ростом в банке процентной ставки по депозитам учреждение повысило также и ставку по действующему кредиту.

Монетарная трансмиссия
Фактически повышение индекса UIRD12m последовало из проводимой Национальным банком так называемой политики монетарной трансмиссии, заявления об успехах которой стали «визитной карточкой» нынешнего руководства НБУ. Суть ее заключается в том, что Нацбанк стимулирует банки повышать ставки по депозитам, давая им зарабатывать сверхприбыли на депозитных сертификатах НБУ под 23% годовых.

Именно для этого в июне прошлого года, еще при бывшем главе НБУ Кирилле Шевченко, бежавшем за границу и объявленном в международный розыск Национальным антикоррупционным бюро (НАБУ), и было принято скандальное решение о резком повышении учетной ставки НБУ с 10% до 25%, которое вызвало неоднозначные оценки со стороны финансистов и экономистов.

Правда, монетарная трансмиссия не особо пошла: банки охотно размещали свои деньги на депосертификатах НБУ, но неохотно поднимали ставки по депозитам. Поэтому НБУ включил инструменты принуждения: банкам увеличили нормативы по резервированию. По заявлению нового главы НБУ Андрея Пышного, эти меры направлены как раз на рост повышения ставок по депозитам.

«Национальный банк ожидает, что эти меры будут способствовать снижению профицита ликвидности банковской системы. Это, со своей стороны, побуждает банки к более активной конкуренции за срочные средства вкладчиков и, соответственно, будет способствовать повышению ставок по гривневым активам и росту доли срочных депозитов», – отметил при объявлении этого решения правления НБУ Андрей Пышный.

Удар по «Доступной ипотеке 7%»
Не мытьем, так катаньем, но НБУ таки заставил банки поднимать ставки по депозитам, что вообще-то, согласно теории монетарной трансмиссии, должно происходить свободно в условиях конкуренции между финучреждениями, а не с помощью призывов, принуждений и, как рассказывают на рынке, обзвонами из НБУ банков в ручном режиме.

Но теперь нарисовалась новая проблема: рост ставок по депозитам привел к росту индекса UIRD12m, к которому привязано финансирование государственных программ. То есть повышение центробанком учетной ставки с 10% до 25% и монетарная трансмиссия ударила по государственным ипотечным программам.

«Кредиты по государственным программам, по крайней мере, те деньги, которые должны получать банки, они привязаны к этому индексу. Так всегда было. На этот индекс, очевидно, так или иначе влияет то, что называют монетарной трансмиссией, это правда. Нацбанк сказал, что деньги должны быть дороже, но банки постепенно поднимают ставки по депозитам. Кто-то сразу поднял, другие постепенно поднимают. Факт в том, что этот индекс растет», – прокомментировал UBR.ua руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий.

Работает это следующим образом: банк выдает клиенту ипотечный кредит по базовой процентной ставке, например, 13%, но в реальности тот гасит кредит исходя из 7% годовых. Разницу в 6 п/п компенсирует государство. Теперь же, в результате монетарной трансмиссии, когда базовая ставка банка выросла до 17%, госбюджет уже вынужден компенсировать 10 п/п.

Укргазбанк – лишь один из 22 банков-участников программы, в других, прежде всего частных банках, индекс UIRD12m, а значит и базовая ставка, выросла еще больше. Именно очевидность таких перспектив как раз и вызывали с лета протесты Минфина против повышения Национальным банком учетной ставки до 25%. В условиях жесткого дефицита бюджета такое увеличение расходов ему может стать не по зубам.

«От ставки по депозитам растет уже кредитная ставка. В принципе, по сути, на это влияет учетная ставка НБУ. Программы компенсации процентной ставки фактически были уничтожены повышением учетной ставки до 25%», – считает экономический эксперт и финансовый аналитик Алексей Кущ.

Под ударом «єОселя»
Под удар 25%-учетной ставки Нацбанка попала не только программа «Доступная ипотека 7%», но и программа льготного кредитования бизнеса «5-7-9», а также «єОселя». Это новая программа приобретения жилья под 3-7% для медиков, педагогов, но в первую очередь для военнослужащих, которые на фронте получают зарплаты, достаточные для получения и обслуживания ипотечного кредита.

Однако политика монетарной трансмиссии Национального банка фактически ставит на этих амбициозных программах послевоенного восстановления жилья и обустройства десятков-сотен тысяч ветеранов жирную точку, считают эксперты. Разумной логики в этом они не видят.

«Монетарная трансмиссия работает именно так, как она должна работать – она ухудшает экономическую ситуацию. Она просто обязана это делать. Чем дороже у тебя деньги, тем хуже ситуация у тебя в экономике. У нас что, перегретая экономика? Нет. У нас она охлажденная. Если для того, чтобы закипятить чайник, вы попробуете всунуть его в холодильник, то у вас будет что-то противоположное. То же самое с играми с учетной ставкой. Доступная ипотека становится все менее доступной», – считает экономический эксперт Юрий Гаврилечко.

Нельзя сказать, что в самом НБУ этого не осознают. По информации UBR.ua от источников в Национальном банке, у правления и «монетарщиков» есть понимание, что повышение в июне учетной ставки до 25% было ошибкой и не дало ожидаемого эффекта, зато принесло много рисков, поэтому необходимо начать ее снижение.

Более того, уже при новом главе НБУ было несколько попыток снизить учетную ставку хотя бы до 20%, но в условиях внутренних «чисток», интриг на волне смены «команды Шевченко» «командой Пышного» и вызванного этим хаоса воз и ныне там.

«Госмолодежь 2.0»
Финансовые аналитики предупреждают, что чрезмерная нагрузка на госбюджет растущих ставок может привести к ситуации, когда государство попросту откажется от компенсации льготной ставки.

Программа доступного жилья приостановлена

«Если в бюджете закончатся деньги, они просто там приостановят согласование или выдачу этих кредитов. Другое дело, что нам нужно понимать, если мы говорим об ипотеке, что это не на один год. То есть важно понимать, что в бюджете не только в этом году будут деньги, но и в следующем, и в следующие 15 лет. Это уже большой вопрос. Тут всегда есть риск. Не один раз такое было, когда государство не тянуло», – акцентирует Александр Паращий.

Подобная история уже случилась несколько лет назад, когда государство отказалось от компенсации банкам льготной ставки по программе молодежного строительства через фонд Госмолодежи, и выплаты всей базовой банковской ставки полностью легли на самих заемщиков.

Нынешняя активная монетарная трансмиссия Национального банка может привести к такому же финалу. При этом эксперты сомневаются, что цель борьбы с инфляцией вообще достижима повышением учетной ставки, как это декларирует в своих оправданиях НБУ.

«У нас учетная ставка является основным триггером инфляции. Не война, а именно учетная ставка Национального банка. Потому что у нас нет инфляции спроса, в Украине уже много лет доминирует инфляция предложения – это ситуация, когда стоимость произведенного в стране увеличивается вследствие роста цен на энергоносители и увеличения стоимости рабочей силы. И в этом случае увеличение учетной ставки всегда приводит к разгону инфляции. Вот и все. Поэтому основной виновник нынешнего роста цен и роста процентов по кредитам – это Нацбанк», – считает Юрий Гаврилечко.

Сам факт повышения учетной ставки, указывают эксперты, дает банкам повод повышать ставки по любым кредитным продуктам.

«Много есть причин для повышения ставок. Первая – выросли риски, и соответственно, выросла стоимость денег, гривны. Конечно, помимо рисков, больше всего добавился Нацбанк со своей учетной ставкой 25%, которая в принципе есть очень-очень хорошим основанием для любого банка идти и договариваться о высших ставках со своими клиентами. Независимо от того, какой там индекс ставок по депозитам», – указывает Александр Паращий.

Заберут залоговое жилье
Эти тенденции всеобщего роста процентов по выданным кредитам, спровоцированного учетной ставкой НБУ в 25%, в условиях войны и экономического кризиса фактически могут оставить украинцев, оформивших ипотеку, и без жилья, и с неподъемными долгами перед банками.

«Напомню, что в отличие от Штатов у нас фактически нет закона о банкротстве физических лиц (на документах он есть, но на деле не работает), и нет четкой определенности с ответственностью физических лиц по кредитам в рамках исключительно взятых денег. Если бы такое было, то окей, банк поднимает ставку, получает ключи от квартиры, выплачивает тебе то, что ты уже внес, а дальше думает, как продавать квартиру», – приводит пример Юрий Гаврилечко.

Но в Украине все работает по-другому, что уже не раз приводило к кризисам, оставлявших заемщиков в Украине, по уши в долгах.

«Все издержки оплачивает тот, кто по каким-то причинам решил поиграться с банковской системой в азартные игры под названием «возьми кредит». У нас работает очень просто: ты должен платить в любом случае, а залоговое имущество могут отобрать, но ты все равно остаешься должен. Добро пожаловать в Украину!» – резюмирует эксперт.

По материалам: ubr.ua