Попытка узурпировать власть? В правительстве хотят, чтобы президент получил право вводить чрезвычайное положение вместо Рады

553

Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль поручил Минюсту разработать закон, который бы позволил президенту вводить режим чрезвычайного положения, если Верховная Рада по каким-то причинам не сможет собраться. В то же время, ряд экспертов уже заявили, что предложения премьер-министра нельзя рассматривать всерьез, ведь они нарушают Конституцию и могут свидетельствовать о попытке узурпировать власть в стране.

Премьер-министр Денис Шмыгаль предложил министерству юстиции разработать закон о передачи полномочий управления страной от одного органа власти к другому в случае эпидемии. Глава Кабмина, в частности, считает, что президент Владимир Зеленский должен иметь полномочия, например, объявить чрезвычайное положение, если Верховная Рада по каким-то причинам не сможет собраться на заседание.

Предложение Шмыгаля раскритиковали многие политики и политологи. Так, бывший народный депутат Борислав Береза заявил, что предложение премьер-министра – это прямое нарушение пятой статьи Конституции и подпадает под статью 109 Уголовного кодекса – действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного порядка или на захват государственной власти. Санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет.

Согласен с тем, что поручение Шмыгаля можно трактовать, как попытку узурпации власти и государственного переворота и политолог Михаил Чаплыга. Он считает, что на такие предложения немедленно должна отреагировать Генеральная прокуратура. По его словам, попытка отменить Конституцию и балансы ветвей власти — это преступление против государства.

В свою очередь бывший вице-спикер Оксана Сыроид напомнила, что согласно Конституции, правительство имеет право делегировать свои полномочия, например, может разрешить органам местного самоуправления обеспечивать учебный процесс. Может частным компаниям разрешить обеспечивать таможенное оформление или предоставление других административных услуг. Важно, чтобы все эти услуги и процессы оставались под контролем Верховной Рады, поскольку речь идет о бюджетных деньгах и правах человека. Также, говорит Сыроид, можете делегировать свои полномочия и президент, правда, только парламенту. Он избранный представлять государство, государство – это народ, а народ – это парламент, отмечает политик. Но, говорит она, Верховная Рада – единственный представительский орган народа, и поэтому не может передавать свои полномочия никому, это – аксиома. Сыроид напомнила, что главная функция парламента – это публичный контроль за другими представителями власти в интересах народа. Политик подчеркнула, что делегирование парламентом любых своих полномочий – это узурпация власти.

Об этом также говорит и журналист Юрий Бутусов. По его словам, права чрезвычайного положения президенту давать нельзя — это прямое нарушение Конституции и принципа разделения властей, и будет истолковано однозначно — как угроза узурпации власти. При этом он отмечает, что на самом деле президент Владимир Зеленский спустя девять месяцев пребывания в должности до сих пор не удосужился назначить более 200 глав районных администраций. То есть, говорит он, примерно 30% всех районов остаются без представителей президента во время войны и эпидемии. А ведь именно для управления чрезвычайными ситуациями и координации работы на местах Конституция предусмотрела для президента свою собственную вертикаль власти, с самыми широкими полномочиями, на содержание которой налогоплательщики тратят миллиарды гривен, содержат многие тысячи чиновников.

Бутусов говорит, что у Зеленского и так есть чрезвычайные полномочия. По его словам, в Украине глава государства лично назначил все правительство и большинство в парламенте, он лично выясняет и дает указания по обстановке на фронте, и даже ведет переговоры с МВФ, лично договаривается с мировыми лидерами, лично спасает от коронавируса девушку с собачкой в Ухани, лично приказывает силовикам кого сажать в тюрьму и кого освобождать. Вот это, говорит Бутусов, и есть чрезвычайное положение, что один человек вместо развития институтов государства сам вмешивается куда ему кто-то подсказывает, и не обращает внимание на то, что происходит в государстве в целом. При этом журналист считает, что может стоит начать работать по закону и принимать профессиональные, взвешенные решения в рамках своих полномочий.

В свою очередь политолог Вадим Карасев назвал предложение Шмыгаля верхом цинизма или правового нигилизма. Это, говорит он, личная юридическая безграмотность премьер-министра и доказательство того, насколько он все-таки далек от политических и правовых реалий в Украине. Согласен с тем, что новый глава Кабмина очень поверхностно ориентируется в реалиях политики и политолог Андрей Золотарев. Поэтому, говорит эксперт, его предложение можно расценивать, как очередное опрометчивое заявление. Премьер-министр должен понимать, что Верховная Рада должна визировать такие решения, как введение чрезвычайного положения, иначе это узурпация власти и полный произвол.

В свою очередь политолог Руслан Бортник добавил, что президенту хочется заполучить абсолютную власть, и для этого, он готов использовать пандемию коронавируса, сыграв на страхах населения.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org