Переименование УПЦ МП: Логичный шаг или нарушение Конституции?

1 220

Верховная Рада приняла законопроект о переименовании религиозных организаций, руководящий центр которых находится в РФ. И хотя в документе прямо не указывается, о какой именно церкви идет речь, подразумевается, что Украинская православная церковь Московского патриархата должна изменить название. Об этом заявил и народный депутат, представитель президента в парламенте Ирина Луценко. По ее словам УПЦ МП должна изменить название на «Русская православная церковь в Украине». Хотя в УПЦ МП уже заявили, что не будут менять название, а некоторые народные депутаты пообещали обратиться в Конституционный суд по поводу принятого закона. По их мнению, закон знарушает Конституцию. Хотя в этом вопросе нет единого мнения. Одни эксперты считают, что действительно Верховная Рада вмешалась в духовные дела, что непозволительно. Другие уверены, что парламентарии не нарушали Конституцию. Как бы там ни было, УПЦ МП должна выполнить закон и изменить название, в противном случае будет наложена административная ответственность. Правда политологи предполагают, что по этому поводу будут проходить непростые суды, которые отвлекут внимание народа от повышения тарифов и провала в вопросе борьбы с коррупцией.

УПЦ МП должна изменить название

В четверг, 20 декабря, Верховная Рада 240 голосами приняла законопроект №5309 о переименовании религиозных организаций, центр управления которых находится в стране-агрессоре. Согласно документу, теперь в названии церкви должна указываться страна, которой она принадлежит. К примеру, Украинскую православную церковь Московского патриархата могут переименовать в «Русскую православную церковь».

В пояснительной записке указано, что законопроект разработан с целью обеспечения государственной безопасности и суверенитета Украины, а также с целью обеспечения общества полной и достоверной информацией.

О сути закона рассказала народный депутат, представитель президента в парламенте Ирина Луценко. По ее словам, если религиозная организация принадлежит к структуре и управляется структурой, центром которой является другая страна, то такая организация должна в статутных документах и в публичном названии указывать к какой стране она принадлежит. То есть, отмечает нардеп, УПЦ МП должна сменить название на «Русская православная церковь в Украине».

В свою очередь благочинный Бороднянского благочиния Киевской епархии Киевского патриархата протоиерей Иван Дзюба считает, что принятый Верховной Радой закон о переименовании Украинской православной церкви Московского патриархата никоим образом не затрагивает интересы прихожан этой религиозной организации. По его словам, парламентарии фактически принуждают УПЦ МП к правде. Юридическое лицо (каждый приход – это юридическое лицо), — должно в своем названии указывать свой духовный центр. В частности УПЦ МП  должна своим духовным центром указывать Московскую патриархию, которая находится в стране-агрессоре, сказал Дзюба. При этом он  подчеркнул, что закон не запрещает деятельность УПЦ МП, а лишь обязывает вносить правду в свое название.

УПЦ МП отказывается менять название

Украинская православная церковь Московского патриархата не намерена вносить изменение в свое название и указывать принадлежность к РПЦ. Об этом заявил пресс-секретарь УПЦ МП архиепископ Климент. По его словам, для религиозной организации, которую он представляет, «отсутствуют какие-либо основания менять свое название». Свою позицию священнослужитель пояснил тем, что центр руководства Московского патриархата «не расположен в стране-агрессоре». Он подчеркнул, что руководящий центр УПЦ МП находится в Киеве.

Климент опроверг информацию о том, что его церковь находится на стороне РФ. По его словам, УПЦ неоднократно отмечала, что полностью поддерживает все инициативы украинского государства, касающиеся определения в том числе и дефиниций, связанных с ситуацией на востоке Украины.

Также архиепископ подчеркнул, что сейчас юридический отдел Киевской митрополии УПЦ МП анализирует законопроект, который приняла Верховная Рада.

КС может рассмотреть закон о переименовании церкви

Принимая «церковный закон», Верховная Рада нарушила Конституцию, считает народный депутат Юрий Бойко. Он подчеркнул, что в Основном законе сказано, что государство отделено от церкви и церковь существует по своим законам, и государство не имеет права вмешиваться в права церкви. Кроме того политик считает, что часть парламента, которая проголосовала за «церковный закон», поделила церковь на «хорошую» и «плохую».

В свою очередь политолог Кость Бондаренко заявил, что Верховная Рада превысила свои полномочия, приняв закон, который обязывает церковь изменить свое название. По его словам, такие действия — это прямое вмешательство в религиозные дела и нарушение 35 статьи Конституции Украины. Политолог подчеркнул, у него складывается такое впечатление, что президент Петр Порошенко делает все, чтобы в Украине состоялись религиозные столкновения общин. Мало того, что происходит на востоке Украины, теперь и вся страна рискует превратиться в зону конфликта. Политолог считает, что в разрезе выборов главе государства выгодны противостояния, ведь тогда проще решать свои личные задачи. Вероятно, добавил Бондаренко, президент решил создать проблему, а потом с ней героически бороться.

Считает, что принятый законопроект о переименовании УПЦ МП противоречит Конституции и политолог Сергей Белашко. Он отмечает, Конституция запрещает дискриминацию какой-либо конфесcии. Не смутил депутатов и тот факт, добавляет эксперт, что законодательство Украины разрешает каноническую зависимость от любых религиозных центров, независимо от того, где они находятся.

В свою очередь политолог Руслан Бортник заявил, принятие законопроекта о переименовании церкви – это абсолютно неправильный шаг.  По его словам, юристы Верховной Рады с многолетним опытом работы прямо указывают, что закон противоречит Конституции, законам и международным обязательствам Украины. Это было не правовое политическое действие. Фактически государство в лице народных депутатов нарушило ключевые Конституционные права, которые касаются того, что церковь и религиозные организации отделены от государства, говорит политолог. При этом он отмечает, вероятно закон приняли для того, чтобы отвлечь внимание народа от военного положения, роста коммунальных тарифов и провала борьбы с коррупцией.

К слову, Бортник считает, что на самом деле реализовать принятый закон практически невозможно. По его словам, государству придется в судебном порядке заставлять приходы УПЦ МП вносить изменения в свои уставы. Кроме того украинские религиозные организации в судебном порядке будут доказывать, что они не имеют руководящего центра в стране-агрессоре, поскольку они являются независимыми. Украину ожидают судебные заседания и тяжелая юридическая борьба без внятного результата, добавил Бортник.

Не согласен с таким мнением юрист по конституционному праву Сергей Ризник. Он подчеркнул, что закон о переименовании церкви не противоречит Конституции. Эксперт обратил внимание на то, что один из нардепов говорил, что подаст заявление в КС по поводу несоблюдения процедуры голосования, а не по сути самого закона. То есть, добавляет эксперт, противники законопроекта понимают, что он соответствует Конституции, но отменить его хотят исходя из голосования за него. При этом юрист добавил, в этом случае нужно разбираться, не был ли нарушен порядок голосования, и не было ли в это время кнопкодавства в парламенте.

В свою очередь политолог Виталий Бала считает вполне логичным принятие закона о переименовании УПЦ МП. При этом он отмечает, что сменить название – просто, каких-то технических проблем не должно быть. Депутаты приняли закон и его надо выполнять, независимо от того, хочется кому-то или нет. По информации Ирины Луценко, если церкви откажутся выполнять закон и не изменят название, то их ждет административная ответственность в виде штрафных санкций.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org