«Особому статусу» быть? Украина согласна на компромиссы по Донбассу
После встречи в Берлине, куда украинская делегация ездила обсуждать возможности прекращения военного конфликта на Донбассе, министр иностранных дел Дмитрий Кулеба заявил, что Киев готов идти на разумные компромиссы в этом вопросе, но не будет пересекать, так называемые «красные линии». По его словам, Украина не откажется от своего суверенитета, не будет вести прямые переговоры с представителями, так называемых «ЛДНР», и настаивает на том, чтобы Киеву вернули контроль над участком границы с Россией. В ответ, Украина готова рассмотреть предоставление отдельным районам Донецкой и Луганской областей «особого статуса», но только на своих условиях – без права вето на общенациональны решения. Также Кулеба подчеркнул, что на компромиссы власти готовы идти только после того, как на Донбассе перестанут стрелять. В этом заявлении министра одни эксперты, традиционного увидели «зраду», дескать, Киев согласился на требования России, другие считают, это всего лишь дипломатическая игра – Украина демонстрирует западным партнерам свою готовность делать все для того, чтобы вернуть мир на Донбасс, но проблема в том, что РФ не пойдет на «особый статус» для «республик» без их права вето, например, на вступление Украины в НАТО или ЕС. Есть также аналитики, которые уверены, президента Владимир Зеленский планомерно выполняет все то, что обещал своим избирателям, и шаг за шагом пытается остановить войну на Донбассе.
Украинская делегация посетила Берлин, чтобы обсудить вопрос восстановления мира на Донбассе. По итогам встречи министр иностранных дел Дмитрий Кулеба заявил, что на самом деле любое урегулирование конфликтов невозможно без компромиссов, но возможность для них открывается тогда, когда умолкает оружие. Министр подчеркнул, такого же мнения придерживается и его немецкий коллега Хайко Маас, который подчеркнул – урегулирование военного конфликта на Донбассе невозможно без действенного и длительного прекращения огня. То есть, отмечает Кулеба, у германской и украинской стороны совпадает принцип, что сначала должно быть установлена безопасность, после которой можно думать о компромиссах.
Кулеба утверждает, что украинская делегация четко заявила, что не перейдет так называемые «красные линии» суверенитета и территориальной целостности. Также министр добавил, что Киев не пойдет на прямые переговоры с администрациями «ЛДНР». Кроме того, говорит Кулеба, Украина не поддерживает идею федерализации страны. В то же время он добавил, что власти готовый идти на разумные компромиссы, если смогут получить контроль над границей с Россией. Например, предоставить отдельным районам Донецкой и Луганской областей «особый статус», но на украинских условиях – без права вето на общенациональные решения и без других условий России, которые подрывают суверенитет Украины.
Раскритиковал заявление Кулебы политик Александр Бригинец. По его словам, Украина решила идти на компромисс с «насильником», и при этом самостоятельно определяет время и место насилия. Политик считает, что Украина согласилась на так называемую «формулу Штайнмайера», с постоянно действующими «особым статусом» для Донбасса. При этом он уверен, что такой статус – это федерализация и игра за правилами российского президента Владимира Путина. Бригинец считает, что глава Украины Владимир Зеленский таки принесет избирателям мир, но взамен отдаст в заложники всю страну.
Не согласен с таким мнением политтехнолог Алексей Голобуцкий. По его словам, компромиссы, озвученные Кулебой, заведомо невыполнимые. Украина, как сказал министр иностранных дел, никогда не пойдет на реализацию «особого статуса» по сценарию Москвы, а Россия никогда не откажется от такого «особого статуса» Донбасса, который позволил бы ей сохранить свое влияние на Донбасс, а через него и на всю Украину. Москве, говорит Голобуцкий, не нужен Донбасс без права вето на вступление Украины в ЕС и НАТО. Поэтому, считает эксперт, эти предложения возникли, чтобы поставить Россию в позицию стороны, которая не желает договариваться. Украина что-то предлагает, а Москва не хочет принимать эти предложения, и эти компромиссы направлены не столько Москве, сколько западным партнерам, чтобы показать им желание Киева решить конфликт, добавил эксперт.
В свою очередь политолог Алексей Якубин считает, что заявление Кулебы свидетельствует о положительной динамике переговоров. То есть, делегация подтвердила обязательств Украины, взятые Владимиром Зеленским на последней встрече «нормандской четверки» зимой в Париже. Тогда он сказал, что его приоритетом является выполнение «Минских соглашений», а в них и прописан «особый статус» Донбасса. Якубин говорит, что бывший президент Петр Порошенко противился его принятию, а теперь Киев показывает, что готов пойти на этот шаг, и сейчас украинская делегация еще раз подтвердила это в Берлине и получила в этом поддержку Германии.
В то же время, Голобуцкий не считает слишком успешным визит украинской делегации в Берлин. По его словам, об этом свидетельствует информация о том, что якобы встречи в «нормандском формате» не будет до конца текущего года, якобы российский президент не готов менять стратегию по Донбассу, и тем более идти на уступки, а значит, и обсуждать нечего. Для Украины – это проигрыш, считает эксперт, так как «нормандский формат» напоминал миру о войне в центре Европы, а также помогал защищать интересы Украины.
Кроме того, Голобуцкий считает, что ошибочно сводить переговоры по Донбассу исключительно к обмену пленными и обсуждению новых участков для разведения войск.
На самом деле, считает политический обозреватель Виталий Портников, у украинской делегации, которая посетила Берлин, нет никакой позиции по Донбассу, поскольку такая позиция должна быть у Владимира Зеленского, а он не понимает, что на самом деле происходит. У главы государства была надежда, что, если он встретиться с Владимиром Путиным, он все ему объяснит и война завершиться, говорит эксперт. Но встреча в Париже, так ничего и не дала, на этом все планы у президента и закончились.
Портников считает, что у Зеленского никакой позиции нет и не будет, потому что это был весь его план – нет никаких планов «Б», «С», «Д». Был один план «А» – понравиться Путину, все ему объяснить и призвать договариваться. Когда оказалось, что главе РФ совершенно нужно другое, на этом все планы Зеленского кончились, теперь он просто добывает свое время на посту президента Украины, как и во всех остальных вещах, которые он обещал своему электорату, добавил Портников.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org