Олигархи могут отомстить. Зеленский запустил процесс деолигархизации

692

Президент Владимир Зеленский безотлагательно подписал так называемый закон об олигархах. Теперь он будет направлен в Венецианскую комиссию для анализа. В то же время глава государства подчеркнул, что теперь у олигархов есть два пути – либо стать большим прозрачным бизнесом, либо работать по-старому и попадать под санкции. Чтобы перестроить работу олигархам дали полгода. Но эксперты сомневаются, что они используют это время для того, чтобы перестроить работу. По их мнению, они займут выжидательную позицию, а если вдруг попадут под санкции, то будут их оспаривать в суде. Также, есть мнение, что если Зеленский попытается «слишком давить» на олигархов, они попытаются его заменить. Все будет зависеть о того, кто именно первым попадет под санкции как олигарх. Отсюда будут выходить и методы смещения Зеленского – либо через уличные протесты, переворот или через внеочередные парламентские выборы, считают эксперты.

Президент Владимир Зеленский подписал так называемый закон об олигархах. По его словам, в 1991 году Украина восстановила свою независимость, но долгое время оставалась зависимой от интересов крупного бизнеса и большой политики. При этом, говорит он, до конца не понятно, кто кого создал: политики, которые стремились владеть большим состоянием, или владельцы большого состояния, которые стремились владеть политиками. Очевидно одно, подчеркнул Зеленский, и первые, и вторые никогда не имели Родины. Украина была для них просто ресурсной базой, а государственный бюджет — источником прибыли. Именно поэтому, заявил президент, он подписал закон, который коренным образом это изменит. Те, кого обычно называют олигархами, имеют теперь только два пути. Первый — стать прозрачным, честным бизнесом и работать «в белую», второй — пытаться играть по старым правилам, чем начать черную страницу своей истории, подытожил Зеленский. Кроме того, стало известно, что закон об олигархах будет передан для оценки в «Венецианскую комиссию».

Приветствовали подписания закона об олигархах в президентской партии «Слуга народа». Так, народный депутат Павел Фролов подчеркнул, что, не смотря на огромное сопротивление, закон был принят и подписан. Он подчеркнул, что во всех успешных странах Европы нет такой ветви власти, как олигархи, и в Украине не будет. Именно за такие изменения для Украины проголосовали наши граждане в 2019 году, добавил парламентарий. По его словам, любой бизнес, даже самый богатый, должен работать по закону и наравне с другими предпринимателями, поэтому если кто-то привык покупать политиков, чтобы они позволяли обойти закон и давали наживаться на государстве, придется прощаться с такой привычкой. Депутат обратил внимание на то, что закон вступает в силу через полгода после опубликования. Это время для олигархов перестроить свою работу в соответствии с новыми, прозрачными правилами. Власть не должна преследовать цели разрушить крупный бизнес или как-то давить на него, как рассказывают отдельные политики, сказал Фролов. По его словам, через шесть месяцев олигархами будут признаны лица, одновременно соответствующие по меньшей мере трем из следующих признаков: участвует в политической жизни; оказывает значительное влияние на СМИ; является владельцем компаний – естественных монополий; стоимость активов лица и его компаний (кроме СМИ) превышает 2,4 млрд грн. Закон также устанавливает четкие требования для того, чтобы политики и чиновники декларировали свои контакты с олигархами или их представителями. Общество должно знать о том, что конкретный политик или конкретное должностное лицо имеет отношения с олигархом, и предмет этих отношений, подытожил нардеп.

Не согласен с таким мнением политолог Тарас Чорновил. По его словам, антиолигархический никоим образом не влияет на настоящих олигархов, все введенные ограничения создают проблемы только для ряда политиков, имеющих собственный бизнес. По его словам, закон вводит абсолютно смешные ограничения, которые к олигархам не имеют никакого отношения. Например, говорит эксперт, пункт первый — олигарх не может лично сам или официально, согласно этому закону, финансировать признанные или аффилированные с ним структуры и политические партии. Но, говорит Чорновил, ни один олигарх в Украине напрямую сам не финансирует партии или политиков. То есть, это первое ограничение, которое для олигархов, в принципе, не существует, оно не действует. Он также раскритиковал норму закона о невозможности олигархов участвовать в «Большой приватизации». По его словам, олигархи не покупают государственную собственность напрямую никогда. Чорновил отметил, что олигархи даже переговоры ведут через подставных лиц, поэтому пункт о публичных декларациях о встрече с олигархом больше неприятность, чем реальная проблема. Он убежден, что закон об олигархах направлен на уничтожение репутации отдельных лиц, которые попадут под все искусственные критерии. По его мнению, речь идет в первую очередь, о Петре Порошенко и Томаше Фиале.

В свою очередь политолог Виктор Небоженко считает, что речь идет об «оригинальном» законе, у которого будет тяжелая политическая судьба, он может как вызвать уважение к Зеленскому, там и погубить его политическую карьеру. По его словам, с одной стороны, президент все эти годы активно помогал нашим олигархам, тому же Дмитрию Фирташу, Ринату Ахметову, Игорю Коломойскому, выживать и богатеть за счет Украины. А с другой стороны, он обещал Западу и украинскому избирателю, что будет беспощадно бороться с ними, будет изгонять их с монопольных мест наживы, сверхприбыли и из политики. Небоженко считает, что в отношении украинских олигархов Зеленский действует по принципу: «один шаг вперед, два шага назад». Будучи на словах решительным борцом с олигархами, на деле он делает очень робкие и осторожные шаги, пытаясь не слишком навредить своим добрым знакомым олигархам, а время и силы уходят, увеличивая риски и трудности Зеленского в реализации этого странного закона, говорит политолог.   По его мнению, у общественного мнения Украины остается только она возможность – наблюдать за антиолигархическими муками президента и гадать, кого первым он поставит в реестре украинских олигархов — Ахметова или Коломойского. Именно от иерархии известных персонажей этого списка будет зависеть, какой способ давления и нейтрализации президента Зеленского выберут украинские олигархи, высшая бюрократия и его политические противники: уличные беспорядки, хорошая взятка его свите, попытка переворота или обновление парламента как противовеса президентской власти, считает Небоженко.

В то же время политолог Петр Олещук считает, что, не смотря на заявления многих экспертов о том, что закон об олигархах не будет ни на что влиять, он уже влияет. По его словам, это отчетливо видено по медиа-ресурсах Ахметова, которые пропустили через себя всех желающих, кто мог что-то не очень хорошее сказать о Зеленском. И похоже, это только начало, добавил политолог.

К слову, политтехнолог Алексей Голобуцкий считает, что похоже Зеленскому рекомендовали подписать закон об олигархах, когда его рейтинг будет падать. Главная цель – немного сгладить негатив. Но проблема в том, говорит эксперт, что расчет политтехнологов главы государства не оправдается, поскольку избирателей сейчас волнуют совсем другие проблемы. Кроме того, недоверие к спискам олигархов внесли и решения Совета национальной безопасности и обороны, а также обвинения в том, что туда бизнесменов могли вносить за деньги. Голобуцкий предполагает, что попытки применить закон приведет к сандалам и судебным искам против государства Украины, то есть, пострадать может и так пустой государственный бюджет.

В принципе, согласен с таким мнением политолог Владимир Фесенко. Он считает, что олигархи будут выжидать, а в случае своего попадания в Реестр олигархов будут оспаривать в судах соответствующие решения СНБО.

По мнению политолога, многое будет зависеть от того, как будет работать этот закон. Относительно механизмов его работы вопросов пока больше, чем ответов. Необходима основательная организационно-нормативная работа для подготовки практической имплементации этого закона, добавил эксперт.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org