Обыски в Минобороны и Бирюкова: Реальное расследование коррупции или политическое преследование?
Государственное бюро расследований проводит ряд обысков в рамках уголовного производства о закупках имущества для Вооруженных сил Украины по завышенным ценам. Об этом сообщил директор ГБР Роман Труба. По его словам, речь идет о закупке некачественных бронежилетов, палаток и покупке формы для военных по завышенной стоимости. По предварительным данным сумма ущерба, нанесенного государству, составляет 100 млн. гривен.
Обыски уже прошли у заместителя министра обороны Олега Шевчука, у начальника Главного управления развития и сопровождения материального обеспечения генерал-майора Дмитрия Марченко, а также у бывшего советника министра обороны и президента, кандидата в народные депутаты Юрия Бирюкова. Сам Бирюков сообщил, что обыски у себя находит странными, поскольку он не имеет никакого отношения к поставкам, и он просто был советником и не имел права подписи. В «Европейской Солидарности», от которой Бирюков идет на выборы, заявили о политических преследованиях. При этом есть мнение, что волонтер сам «заказал» обыск у себя, так как в Украине любят «гонимых». Впрочем политологи считают, что на самом деле антикоррупционные органы начали демонстрировать свою «трудоспособность», чтобы их руководителей не уволили. Кроме того, перед выборами могут появиться и другие расследования, которые будут бить по рейтингу бывшего президента Петра Порошенко и его партии. При этом, отмечают эксперты, тема коррупции в сфере обороны не нова и была предметом журналистских расследований еще во время президентства Порошенко.
ГБР расследует поставку ВСУ некачественной продукции по завышенной стоимости
В среду, 26 июня, Государственное бюро расследований провело сорок обысков в рамках уголовного производства о закупках имущества для Вооруженных сил Украины по завышенным ценам. Об этом рассказал директор ГБР Роман Труба. По предварительной информации сумма убытков оценивается в 100 миллионов гривен.
Труба сообщил, что такие закупки могли поставить под угрозу жизни военных. В первую очередь речь идет о поставках некачественных бронежилетов, три из пяти которых простреливаются. Кроме этого, отметил Труба, было закуплено 100 тысяч комплектов военной формы по завышенным ценам. И только стоимость одного элемента одежды завышена на сумму около 10 миллионов гривен. Также, отметил директор ГБР, для армии закупались палатки, которые не пригодны для использования.
Труба сообщил, что следователи выявили и изъяли 11 тыс. бронежилетов. Также изымается документация для поставок бронежилетов и другого имущества. При этом директор ГБР подчеркнул, что уголовное производство по этому делу было открыто еще в апреле, когда главой государства был Петр Порошенко.
В свою очередь журналист Юрий Бутусов сообщил, что серия обысков была проведена в Министерстве обороны — у заместителя министра генерал-лейтенанта Олега Шевчука, у начальника Главного управления развития и сопровождения материального обеспечения генерал-майора Дмитрия Марченко, а также у бывшего советника министра обороны и кандидата в народные депутаты Юрия Бирюкова. Также обыски проходили в офисах десяти компаний-поставщиков Минобороны в сфере обмундирования и экипировки.
Предметом изучения следователей является два расследования. Первое — по качеству бронежилетов фирмы «Темп», которые поставлялись в ВСУ. Второе — по организации государственных закупок в Минобороны. Следователи подозревают, что технические задания на закупки выписывались в интересах определенных компаний, надлежащий контроль качества отсутствовал, тендеры выигрывали «нужные» фирмы, цены при этом необоснованно завышались. При этом Бутусов отмечает, что тема качества бронежилетов для армии уже неоднократно поднималась, также не нова тема и с госзакупками для Минобороны. При этом журналист отмечает, что система закупок организована непрозрачно, только в Украине функции создания технического задания, допуск к участию в процедуре закупок и контроль качества объединены в одном подразделении, ни в одной армии НАТО такого нет, никаким стандартам НАТО такая абсурдная централизация этих различных функций не соответствует. Поэтому, добавляет Бутусов, коррупцию исключить нельзя, однако вопрос в том, что именно нарыли следователи, какую информацию, есть ли свидетели, есть ли улики?
О том, что тема с госзакупками и бронежилетами не новая, говорит и народный депутат Семен Семенченко. Он отметил, что некоторые факты рассматривались на комитете по вопросам национальной безопасности и обороны, пересылались в правоохранительные органы, где они «тонули».
Об обысках рассказала сотрудница Минобороны Ксения Пантелеева. По ее словам, когда люди в форме появились в офисе, сначала было мнение, что они просто пришли на примерку формы, которую там разрабатывают. По ее словам, ранее Марченко ей говорил, что управление развития и сопровождения материального обеспечения, как кость в горле для многих чиновников, которые хотят его закрыть. Так как оно работает над тем, чтобы солдаты были одетыми и накормленными.
В партии «ЕС» обыски у Бирюкова считают политическим преследованием
Самое большое негодование среди части украинцев вызвали обыски у волонтера, советника бывшего президента Петра Порошенко Юрия Бирюкова. В партии «Европейская Солидарность», от которой он идет на выборы, их назвали политическим преследованием.
Сам Бирюков заявил, что в решении Бориспольского районного суда, который выдал санкцию на обыск, много странного. Уголовное производство открыто по части 2 статьи 364 УК, злоупотребление властью и служебным положением. При этом политик отметил, что он не мог злоупотреблять властью, так как ее у него не было, он мог только подавать рапорты на имя министра обороны. Также Бирюков подчеркнул, что ГБР может заниматься госслужащими, а он таким не был, значит бюро превысило свои полномочия. По его мнению, в Украине начался реванш старых сил и первой под «обстрел» попала армия.
Военный, член команды «Европейская Солидарность» Алексей Петров считает, что обыски у Бирюкова – это политическое преследование. Он интересуется, почему у ГБР не возникает вопросов к тем, кто годами грабил украинскую армию — бывших министров обороны, бывших начальников Генерального штаба, политиков, которые привели в Украину «русскую весну». В то же время, добавил он, почему-то с обысками пришли к лидеру волонтерского движения.
Впрочем, Семенченко считает, что, возможно, волонтером Бирюков и был, но непродолжительное время в самом начале войны. Далее он перешел работать в команду президента.
По мнению же волонтера Юрия Касьянова, Бирюков заказал себе небольшой обыск, от которого проку ноль, зато шума много. Эксперт считает, что расчет был на то, что в Украине любят гонимых, поэтому есть вероятность, что обыск сможет помочь политику попасть в парламент.
К слову, Труба заявил, что во время обысков у Бирюкова никаких документов не изымали. Он подчеркнул, что на данном этапе о подозрениях никому не сообщали и все лица, у которых проводились обыски, являются свидетелями.
Порошенко передали привет
Приветом Порошенко назвал обыски, в том числе и у Бирюкова, юрист Андрей Портнов. По его словам, фабула уголовного дела простая – глава государства с командой воровали бюджетные деньги и зарабатывали на поставках бронежилетов, из корыстных побуждений снабжая украинских солдат некачественными средствами защиты. Он также обвиняет Порошенко в том, что тот усиливал врага и подрывал обороноспособность Украины. Также юрист пообещал Порошенко еще сюрпризы.
В свою очередь Сергей Мисюра называет обыски в Минобороны политическим заказом. Говорит, что глава Администрации Президента Руслан Богдан и Труба, когда-то вместе учились.
По мнению политолога Павла Рудякова, еще до дня голосования, 21 июля, в отношении Порошенко начнется целая череда «предъяв» по целому ряду пунктов, пусть и не слишком юридически обоснованных. Они окончательно собьют его рейтинг, так называемая «Европейская Солидарность» не сможет преодолеть пятипроцентный барьер для прохода в Верховную Раду, добавил эксперт. Рядков предполагает, что Порошенко мог бы откупиться от уголовных дел, но для этого он якобы слишком жадный.
Связывает обыски в Минобороны с выборами и политолог Руслан Бортник. При этом он добавляет, что президент Владимир Зеленский дал три месяца руководителям антикоррупционных и силовых структур на то, чтобы они продемонстрировали результаты, пообещав в противном случае кадровые решения. Возможно поэтому руководители силовых структур пытаются продемонстрировать свою эффективность, чтобы сохранить должности. При этом Бортник добавил, что хотелось бы увидеть реальные посадки коррупционеров, а не просто бурную деятельность.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org