Общественные организации как основа уличной демократии

601

В Украине все более весомым становится фактор уличной демократии. Что становится причиной возникновения уличной позиции, отличной от позиции существующих политических сил? Почему это происходит? Прежде всего, главной причиной можно назвать то, что стараниями власти и самой же оппозиции парламентские оппозиционные силы превратились либо в статистов, либо в «карманных» противников режима, которыми власть может с легкостью манипулировать или заставлять действовать в своих интересах. «Правящая» коалиция не только не проводит каких-либо серьезных осуждений по принимаемым решениям, но даже не пытается хотя бы формально показать обществу, что такие обсуждения ведутся, а решения хоть немного обоснованы позициями народных избранников. Власть в кратчайшие сроки принимает основополагающие решения, как это было с харьковскими соглашениями, с принятием бюджета в течение буквально 10 минут или с нашумевшим законом о выборах, к которому оппозиция предложила более 600 поправок, но ни одна из них даже не была рассмотрена. К Налоговому кодексу предлагалось уже в десять раз больше поправок, и также ни одна не была рассмотрена в Парламенте. Действующая власть прекрасно обходится без внутренней критики. Сами депутаты фракции регионов, похоже, не собираются обсуждать принимаемые ими же законы. Казалось бы, если вы не хотите слышать внешнюю критику, то проявите хотя бы внутренний порядок обсуждения столь серьезных законодательных проектов. Но нет, власть принимает законопроекты как конечные решения, как будто действуя под чью-то диктовку. Кроме того партийных съездов регионалы не проводили уже 2 года, по-видимому их не интересует мнение собственных однопартийцев.

Все это приводит к тому, что оппозиция становится сторонним наблюдателем, а не полноправным участником политической жизни и реформационных преобразований. Такая себе обуза в виде получающих зарплату и привилегии депутатов, которые все равно ничего сделать не могут, как будто можно уменьшить количество депутатов в раде, оставив лишь коалиционное большинство. Остальные могут просто не ходить на работу.

Надо отметить, что в парламенте представлены далеко не все политические силы страны, а так как политический рейтинг является плавающим, то время от времени избранные партии могут стремительно терять рейтинг, а внепарламентские – получать рост популярности. Если не считать «Фронт змин», попавший в Парламент в рядах НСНУ, блок «Удар», «Свобода» и ряд других оппозиционных сил, не присутствуя в Парламенте, имеют достаточно высокий рейтинг, а значит за ними стоят сторонники, перед которыми эти партии несут ответственность. Не имея рычагов влияния на власть и политические процессы, внепарламентские партии вынуждены искать альтернативные пути ведения своей деятельности. Это прямым образом влияет и на усиление роли общественных организаций и движений в парламентской избирательной кампании выборов 2012 года. Такие организации получают достаточно серьезное финансирование от всевозможных зарубежных фондов. Наиболее активно развивается движение не в пользу каких-либо политических течений, а за честные прозрачные выборы. Вспомнить хотя бы давно существующую организацию «Комитет избирателей Украины» или недавно основанное Рыбачуком «Честно». Нельзя не отметить в среде «уличной» непарламентской демократии и неполитические движения социальной направленности, такие как объединение чернобыльцев, афганцев. Эти организации и движения стремятся привлечь к себе всевозможные политические силы. Недавно ряд крупных политиков, например, Гриценко, Королевская подписали соглашение с указанными социальными движениями для привлечения их к участию в своих избирательных кампаниях. Нет сомнения что и «Фронт змин» и БЮТ также будут искать и привлекать подобные организации в рамках своих акций. Надо сказать, что в отличие от всех прочих избирательных кампаний привлечение общественных организаций будет иметь отнюдь не неформальный характер, а будет производиться на основе взаимовыгодного сотрудничества. Если прежде политические силы неоднократно декларировали о совместных акциях с учителями, врачами, профсоюзами, де-факто приглашая лишь своих сторонников или платных профессиональных митингующих, то теперь общественные организации имеют реальные шансы получить что-то для себя от политических сил, их привлекающих. На сегодня наиболее нашумевшими стали движения афганцев и чернобыльцев, однако, подобные перспективы развития собственных движений есть у всех социальных категорий. Для этого им необходимо объединяться, формировать свои цели, создавать свои программы и активно участвовать в политических процессах.

Таким образом, можно сказать, что даже в условиях отстранения оппозиционных сил от власти, а также жесткой безальтернативной диктовки властью своих решений общественность по-прежнему не лишена возможности влиять на политические процессы в стране. Для этого необходимо лишь желание и не отстраненность от общественной жизни.

Жигалова Татьяна, job-sbu.org