Нужна ли Украине седьмая волна мобилизации?
18 августа, находясь на встрече с журналистами во Львовской области, президент Украины Петр Порошенко рассказал, что в этом году количество контрактников, добровольно записавшихся в украинскую армию, составило 45 тысяч человек. Этой цифры, по мнению президента, вполне достаточно для того, чтобы отказаться от седьмой волны мобилизации, о возможном проведении которой говорят с конца весны этого года. Этим заявлением Порошенко, конечно же, обрадовал многих украинцев призывного возраста, которые опасаются быть призванными в ряды ВСУ и оказаться в зоне АТО. А таких на сегодняшний день в Украине становится все больше.
Однако, как оказалось, радоваться пока еще рано. Президент допустил возможность проведения седьмой волны мобилизации в случае, если такая необходимость возникнет. В частности, президент видит возможность объявления очередной мобилизации в случае, если обстановка на Востоке страны резко обострится. Кроме этого, если это произойдет, то Петр Порошенко допускает введение также и военного положения. Это будет означать то, что мобилизация коснется не только резервистов, как обещали украинские чиновники ранее, но и всех потенциальных призывников и военнообязанных. Надеяться в этой ситуации остается лишь на то, что страхи по поводу наступления (именно этого власти страны опасаются больше всего) так и останутся страхами и до чего- то серьезного дело не дойдет.
Тем не менее, президент открыто заявил о возможности наращивания военной мощи в Крыму и на Донбассе, а Александр Турчинов и вовсе заявляет о возможности нападения России на Украину. Но даже обострение ситуации на Донбассе, который пока еще не имеет к России никакого отношения, может стать поводом для проведения седьмой волны мобилизации. Это говорит о том, что несмотря на все заверения того же Петра Порошенко о подъеме патриотизма и 45 тысячах добровольцах, обеспечивающих потребность ВСУ в живой силе на сегодняшний день контрактники явно не спасут ситуацию. И сколько бы президент не заявлял о том, что сегодня в Украине, наконец-то смоли создать полноценную контрактную армию, о чем много говорилось, но никому не удавалось ранее, поводов для гордости пока еще мало.
Кроме того, сразу возникает несколько вопросов: зачем переводить армию на контракт, если есть опасения (а у многих даже уверенность) в обострении ситуации и нападении России? За счет чего будут содержаться контрактники и потянет ли эту ношу бюджет, особенно, если Украина так и не дождется очередного транша от МВФ? Не получится ли так, что разделение на оплачиваемых контрактников и дотационных срочников приведет к внутреннему разладу, особенно в период предполагаемого наступления, когда потребуется максимальная слаженность и взаимодействие? Ну и, конечно же, многих волнует вопрос, будет или не будет мобилизация? Неопределенность висит воздухе и создает гнетущее напряжение. По мнению экспертов, все будет зависеть сразу от нескольких обстоятельств. Это общая ситуация в стране и мире, это внутренние политические игры между властью и оппозицией, это политические и бизнес интересы на самом Донбассе и даже то, насколько осталось выдержки у военного руководства среди самих военных.
Последний момент особенно важен и опасен, ведь в случае если у кого-то сдадут нервы, то ситуация и в самом деле рискует выйти из-под контроля. Похоже, именно этого боятся в руководстве страны, понимая, что в таком случае, вся суть контрактного «пшика» обнажится и покажет свою неэффективность. И кстати, о том, что такой скомканный переход на контрактную основу не только не даст результатов, а напротив будет опасен, говорили еще несколько месяцев назад. А согласно еще одному предположению, сама цель этого проекта кроется никак не в намерении усилить боеспособность ВСУ, а в чьем-то желании заработать, ведь контрактная армия, в отличие от побирающейся армии бюджетной, это место, где вращаются капиталы. Одни только обещанные зарплаты от семи (зарплата рядового контрактника в зоне АТО) до 15 (зарплата комбрига в зоне АТО) и более тысячи гривен на человека – по самым скромным подсчетам от 350 миллионов гривен и выше. Довольно неплохая возможность заработать для тех, кто умеет этим заниматься.
Впрочем, как это могло бы выглядеть на практике, вопрос отдельный. Например, это получение зарплат за погибших, но еще числящихся в живых контрактников. Это очень удобно, ведь в случае, если случится обострение конфликта на Донбассе, или Украина и в самом деле может оказаться в состоянии войны с Россией, без больших жертв не обойдется, а значит и найти концы будет очень трудно. Ведь даже если о подобных фактах пронюхают вездесущие волонтеры, все очень легко можно списать на неразбериху, очередные «котлы» и прочие обстоятельства. С другой стороны все это лишь предположения, поэтому на данный момент эту теорию можно отнести к области фантастики.
А вот еще одна фантастика кроется в способности украинского бюджета сдержать 45-тысячную контрактную армию. Тем более, что по планам начальника генштаба ВСУ Степана Полторака, в текущем году планируется принять на службу еще 20 тысяч контрактников. Ранее озвучивались и другие цифры – это 25-30 тысяч человек. То есть, в декабре число контрактников может увеличиться до 70 тысяч, из которых командного состава ожидается примерно 7-9 тысяч. Остальные 60 с лишним тысяч – рядовые контрактники, на заработную плату которым придется потратить больше четырех с половиной миллиарда гривен. И все это притом, что военный бюджет страны составляет 55,5 миллиарда, но включает в себя затраты на вооружение и военную технику, тыловое обеспечение, подготовку специалистов, выплаты социальных единоразовых пособий инвалидам и семьям погибших, на строительство жилья и прочие затраты, на обеспечение которых с военного бюджета и так хватает с натяжкой. При этом неизвестна судьба обещаемого вот уже много месяцев транша кредита МВФ, который Украина никак не может получить из-за торможения некоторых реформ.
Но даже если содержать контрактную армию все же получится, при полноценном переходе на контракт ситуация осталась бы стабильной, в отличие от контрактного и срочного призывов одновременно. Ведь это грозит привести к росту недовольства в войсках, так как отличия условий содержания между контрактниками и срочниками очевидны. Если первые помимо заработной платы могут позволить себе качественное обмундирование, условия проживания, питание и прочие атрибуты, то срочникам до сих пор приходится жить в гнилых с текущими крышами бараках, питаться испорченными продуктами, носить изношенную неудобную форму и некомфортную обувь. Такие условия содержания призывников-срочников в зоне АТО уже неоднократно могли привести в внутреннему бунту, особенно в первый год боевых действий, когда конфликты на этой почве возникали между срочниками и бойцами добровольных батальонов. После того, как власти указали на место добробатам, ситуация уравнялась, и от бунтов армию спасало лишь то, что все чувствовали себя в примерно одинаковых условиях. Теперь же ситуация рискует повториться, что может привести к некоей классовой вражде, а в качестве последствий и к бунтам, что уже точно не пойдет армии на пользу.
Получается, что сегодня власти должны решить, какой из двух путей выбрать: либо полностью перейти на контракт, либо пока отказаться от этого курса. Если конечно на первом месте у руководства страны не борьба за власть, которая диктует неизбежность военного положения и седьмой волны мобилизации, что, по мнению противников этого решения, может стать концом украинской государственности.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org