Наведение порядка в армии или дискриминация. Рада усилила наказание для военнослужащих
Верховная Рада приняла законопроект 8271, которым усиливает наказание военнослужащих. За то, что они, например, самовольно оставили воинскую часть, поле боя или не выполнили приказ командира они могут попасть за решетку в среднем на срок от пяти до десяти лет. При этом судам запрещено учитывать смягчающие обстоятельства и уменьшать срок наказания. Юристы и правозащитники уже назвали законопроект дискриминационным. Они признают, что в законопроекте, действительно, подняты серьезные проблемы, которые нужно решать, но добавляют, что не таким способом, как считают депутаты. По их словам, например, даже убийцы или коллаборанты могут получить срок меньший, чем предусмотрено в уголовной статье, но не военные. То есть речь идет о дискриминации по роду деятельности. Кроме того, эксперты обращают внимание на то, что в Украине нет военной юстиции, не понятно, кто и как будет расследовать преступления в зоне ведения боевых действий. Как результат, суды завалят делами, с которыми не понятно, как будут справляться. Эксперты считают, что законопроект будет демотивировать военных, что в условиях военных действий просто не допустимо. По их словам, с личным составом просто нужно работать психологам, вести разъяснительную работу, а не вводить уголовную ответственность. Именно поэтому они призвали президента Владимира Зеленского ветировать законопроект. В то же время, как заявил главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный, вести разъяснительную работу можно в мирное время, сейчас же на нее просто нет времени, поэтому решать проблемы нужно быстро и эффективно. Он поддержал законопроект, принятый депутатами, чем даже вызвал критику со стороны некоторых украинцев. В то же время некоторые политологи предполагают, что дискриминационный законопроект приняли специально, чтобы ударить по рейтингу Залужного, который имеет огромную поддержку в обществе, и это якобы не нравится Офису президента.
В Верховной Раде приняли законопроект, который усиливает наказание для военнослужащих. Кроме того, он устанавливает безальтернативные механизмы наказания и в целом вносит изменения в статьи 69 и 75 УК Украины относительно исключения возможности назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено законом, и освобождения от отбывания наказания с испытанием за самовольное оставление воинской части. Это означает, что судам запрещено смягчать наказание или давать условные сроки для военных, осужденных за отдельные виды преступлений.
И так, законопроект 8271 предусматривает, что военные могут получить следующие наказания:
— неповиновение (статья 402 Уголовного кодекса) — от трех до десяти лет лишения свободы;
— неисполнение приказа (статья 403 Уголовного кодекса) — от пяти до восьми лет лишения свободы;
— угрозы или насилие в отношении начальника (статья 405 Уголовного кодекса) — от пяти до десяти лет лишения свободы;
— самовольное оставление воинской части (статья 407 Уголовного кодекса) — от пяти до десяти лет лишения свободы;
— дезертирство (статья 408 Уголовного кодекса) — от пяти до 12 лет лишения свободы;
— самовольное оставление поля боя (статья 429 Уголовного кодекса) — от пяти до десяти лет лишения свободы.
Кроме того, увеличиваются сроки наказания за военные преступления и административные правонарушения. В частности, речь идет о распитии военными алкогольных напитков. Если закон вступит в силу, то за употребление алкоголя на территории воинских частей могут штрафовать до двух тысяч необлагаемых налогом минимумов (34 тыс. грн.) и арестом до 15 суток (ранее максимальная санкция предусматривала штраф 285 необлагаемых минимумов и арест до 10 суток).
Авторы законопроекта убеждены в том, что мягкость наказания судебной системы моделирует негативное поведение среди военнослужащих и нивелирует принцип неотвратимости справедливого наказания.
Этот законопроект вызвал волну критику среди юристов и правозащитников, а петиция к президенту Владимиру Зеленскому с просьбой ветировать его за несколько дней собрала больше голосов, чем нужно для ее рассмотрения. Кроме того, правозащитники обнародовали открытое обращение к президенту с аналогичной просьбой – не подписывать законопроект и отправить его на доработку. По их словам, законопроект будет иметь противоположный эффект, чем ожидали его авторы. Вместо предотвращения военных преступлений и административных нарушений, он станет причиной нарушения права на справедливый суд и будет дискриминировать военнослужащих. Больше всего правозащитники критикуют предложение запретить судам выносить более мягкие приговоры. По их словам, даже убийцы могут рассчитывать на смягчающие обстоятельства и получения срока, который будет меньше, чем предусмотрено статьей Уголовного кодекса. То есть, добавляют правозащитники, законопроект нарушает принцип справедливости.
По мнению адвоката Наталии Фещик, законопроект ограничивает право обвиняемых на защиту. Она отмечает, что суд должен учитывать смягчающие обстоятельства при вынесении приговора. Фещик говорит, что в ее практике были случаи, когда отказ в направлении на лечении ставал причиной самовольного оставления части. По ее словам, люди вынуждены действовать таким образом, с учетом рисков для здоровья. Например, говорит она, военный поступил на службу с третьей группой инвалидности, но сложные условия несения службы привели к ухудшению здоровья. Командир просьбы отпустить в больницу игнорирует. Понятно, что военный может сам пойти к врачу. Но согласно принятому законопроекту – он самовольно покинул часть, и как результат – окажется за решеткой на годы.
Действительно, говорит адвокат Дмитрий Йовдий, дисциплина и субординация в армии являются одними из главных составляющих ее боеспособности в период войны, и однозначно нужно принимать все возможные меры, минимизирующие случаи нарушения военной дисциплины, самовольного покидания мест дислокации, необоснованное невыполнение боевых приказов. Вместе с тем предлагаемый законопроект может привести к обратному эффекту, которым станет потеря управляемости и демотивация личного состава, уверен адвокат. По его словам, сейчас к несению военной службы привлечены десятки тысяч мобилизованных неподготовленных к войне людей – ни функционально, ни психологически. Они часто не в состоянии объективно оценить ситуацию, и поэтому в любом случае не заслуживают столь жестких наказаний, которые предлагается законопроектом. Более эффективной была бы профилактически разъяснительная работа с ними, считает Йовдий. Кроме того, по его мнению, таким подходом вся полнота ответственности за провалы военных действий или неправильные решения переводится из командования воинских частей на рядовых военнослужащих. То есть, даже понимая неадекватность боевого приказа командования, военнослужащий вынужден будет действовать вопреки здравому смыслу из-за страха от будущего уголовного дела, и в результате может принести гораздо больше вреда, чем пользы, уверен адвокат.
В свою очередь адвокат Игорь Печенкин считает, что законопроект дистабилизирует общество и создаст коррупционные предпосылки. По его словам, речь идет также о нарушении прав человека и банальной погоне за статистическими показателями, к которой задействованы правоохранительные, военные и другие государственные органы в обеспечении мобилизованных, контрактников и всего, что касается войны.
В свою очередь командир подразделения с позывным Santa предлагает сначала проверить на адекватность тех людей, которые отдают приказы на местах. Иногда, говорит он, возникают большие сомнения в «нормальности» командира, который отсылает на смерть своих подчиненных. Кроме того, добавляет командир подразделения, перед тем, как заработает законопроект, было бы очень неплохо наладить эффективную работу контрбатарейной борьбы, поскольку ничто так не поднимает боевой дух пехоты в окопах, как понимание того, что они «прикрыты». Также Santa считает, что перед отправкой на фронт с личным составом должны эффективно работать военные психологи, и не посылать на войну паникеров и больных, чтобы потом не отдавать их под суд. Он подчеркнул, что часто патриотизм пропадает после первого «прихода», и это нужно учитывать. Также, добавляет командир, следует учитывать и то, что военные могут отойти от позиций, если они уничтожены врагом, и это не может быть уголовно наказуемым.
По мнению же журналиста Юрий Бутусова, принятый законопроект не будет работать, поскольку в Украине отсутствует военная юстиция, и не понятно, кто будет расследовать уголовные дела и выносить по ним приговоры. Он добавил, что военная служба правопорядка не имеет полномочий полиции, а проводить следствия на фронте во время активных боевых действий должны военнослужащие. При этом, как добавил журналист, Государственное бюро расследований и Офис генпрокурора сейчас не имеют полномочий расследовать военные преступления на фронте. Кроме того, по его словам, без специализированных военных судов приговоры будут «зависать» на длительное время, а гражданские суды будут многих оправдывать, поскольку следствие не сможет эффективно работать с валом открытых уголовных производств. То есть, подытожил Бутусов, чтобы законопроект работал, нужно создать полноценную военную юстицию.
Тем не менее, законопроект 8271 поддержал главнокомандующий Валерий Залужный и призвал президента подписать его. Он подчеркнул, что армия держится на дисциплине, и если пробелы в законодательстве не обеспечивают ее соблюдения, а «отказники» могут заплатить штраф, это несправедливо. Более того, и это ключевое, обнаженные участки фронта вынуждены закрывать собой другие военнослужащие, что приводит к увеличению потерь личного состава, территорий и мирных людей на них. Часто утраченные позиции приходится восстанавливать штурмовыми действиями очень дорогой ценой, и так не должно быть, заявил Залужный. Он также подчеркнул, что угрозы усиления безнаказанности командиров не существует, потому что они также несут полную юридическую ответственность за свои действия или бездействие. Также главнокомандующий отметил, что метод разъяснений и убеждений можно применять в мирное время, а в условиях войны нужны быстрые действия.
Такую позицию Залужного начали критиковать некоторые украинцы. При этом политолог Тарас Чорновил призвал этого не делать. По его словам, речь идет о политтехнологии, примененной Офисом президента, чтобы понизить рейтинг главнокомандующего, рост поддержки которого стремительно растет, и это якобы не нравится Банковой.
Суть политтехнологии, говорит Чорновил в том, чтобы принять законопроект крайне непопулярный в обществе и заставить Залужного его поддержать. При этом, политолог считает, что главнокомандующий поддержал законопроект вынуждено, чтобы не уйти в отставку и не запустить другие кадровые перестановки, которые могли бы привести к изменению ситуации не фронте, а именно: обвалить его.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org