«Нафтогаз» объявил дефолт по еврооблигациям. Что это означает

424

Компания «Нафтогаз» обвинила правительство в том, что из-за его запрета на выплату по евробондам, вынуждена объявить дефолт по еврооблигациям. При этом в «Нафтогазе» подчеркивают, что деньги на выплаты на счетах компании были. Кроме того, там подчеркнули, что теперь компания может потерять доступ к международному рынку капитала, то есть не сможет получить кредиты для покупки газа на зиму. В то же время эксперты называют реакцию «Нафтогаза» немного «истеричной». Они отмечают, было бы странно, если бы правительство позволило компании осуществить выплаты частным инвесторам, но при это отказывать иностранным правительствам и вести переговоры о реструктуризации долгов. Известно, что правительство поручало «Нафтогазу» провести работу с держателями облигаций по реструктуризации выплат, но компания провалила эту работу. Теперь она вынуждена будет опять ее возобновить. Если предложения компании будут неплохими, то в этот раз у нее все должно получиться, если же нет, тогда держатели евробондов могут пойти в суд и добиться конфискации иностранных активов «Нафтогаза». Впрочем, последний сценарий эксперты считают маловероятным.

Еще несколько недель назад НАК «Нафтогаз» попросил разрешения у правительства провести необходимые проплаты по евробондам, которые в 2019 году приобрела компания Kondor Finanse plc. В то же время в Кабмине поручили компании провести с держателями облигаций переговоры и добиться их реструктуризации на два года. «Нафтогаз» успешно провалил такие переговоры и повторно попросил у правительства разрешения осуществить выплаты. В пресс-службе компании сообщили, что были готовы выплатить 335 млн. долларов тела долга (по выпуску 2022 года) и 45 млн. евро процентов (по выпуску 2024 года), тем более что такие средства якобы имеются на счетах НАК. Но, говорят там, правительство пошло на дефолт по еврооблигациям НАК «Нафтогаз Украины». Это означает, подчеркивают в пресс-службе «Нафтогаза», что компания теряет доступ к международному рынку капитала.

Тем не менее, СМИ, со ссылкой на свои источники в правительстве, подчеркивают, что отказ «Нафтогазу» обусловлен непониманием со стороны иностранных партнеров Украины, почему при условии заморозки выплат по государственному долгу частные инвесторы продолжают получать средства. Попытки «Нафтогаза» совершить выплаты по долгу вызывают беспокойство у ключевых кредиторов государства, считают в правительстве. И добавляют, не может быть такого, что Кабмин всех просит об отсрочке, а только кредиторам «Нафтогаза» платит. То есть речь идет о вопросе долговой политики государства.

После решения правительства «Нафтогаз» сообщил, что безотлагательно предложат новое соглашение по получению согласия держателей еврооблигаций на отсрочку выплат. В компании также добавили, что этот процесс должен быть частью совместных действий правительства и других государственных компаний по предложению аналогичных условий отсрочки выплат по еврооблигациям. Там добавили, что «Нафтогаз» работает со всеми заинтересованными сторонами, чтобы получить согласие держателей еврооблигаций.

В то же время, по информации Forbs, решение «Нафтогаза» реструктуризировать долг стало неожиданностью для кредиторов. Если компания планировала реструктуризировать долг, то консультации с кредиторами надо было начинать как минимум за месяц, а не за неделю до выплаты, говорит старший аналитик Dragon Capital Денис Саква. Кроме того, якобы «Нафтогаз» ничего не предложил кредиторам за возможность отсрочить платежи на два года. Например, consent fee в размере 1% от суммы долга, добавил он. В то же время руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий не исключает, что Кабмину не понравились условия, с которыми «Нафтогаз» вышел к кредиторам.  Он предполагает, что Минфин предлагал просить об отсрочке на два года для всех выпусков, а «Нафтогаз» обратился только к держателям облигаций с погашением в 2022 году. Это потребовало бы новых выплат уже через два года, подчеркнул эксперт.

Теперь, говорят аналитики, есть два базовых сценария развития ситуации. Первый: кредиторы согласятся на реструктуризацию. При этом, как считают в Concorde Capital, «Нафтогазу» следует прекратить посылать «немного истерические» месседжи, а начать спокойно договариваться и с правительством, и с кредиторами. Второй сценарий – негативный. Кредиторы не согласятся на отсрочку по выплатам и пойдут в суд. Тогда иностранные счета и собственность НАК могут арестовать и продать в счет погашения кредитов. Но эксперты такой вариант считают маловероятным по нескольким причинам. Если кредиторы решатся пойти в суды, они столкнутся не только с давлением общественности, но и потратят огромные суммы на юристов: судебная процедура может длиться месяцами или даже годами.

К слову, эксперты считают, что даже если бы «Нафтогаз» осуществил выплаты по облигациям, это бы никак не отразилось на возможности привлекать новые кредиты за рубежом. По словам Паращая, из-за войны компания и так не может взять в долг ни у кого, кроме госбанков, которые не имеют лишних средств, и ЕБРР.

На самом деле, говорит финансист Сергей Фурса, было очевидно, что государство к сентябрю будет проводить реструктуризацию. Ясно и то, что в тот момент, когда государство планирует попросить инвесторов отложить любые выплаты на два года, платеж по долгам госкомпании неуместен, потому что тогда уже изменятся ожидания инвесторов в госдолг и государству будет тяжело, отметил эксперт и добавил, что в принципе логики не платить во время войны больше, чем платить любой ценой. То есть, говорит эксперт, не платеж по долгу «Нафтогаза» был неизбежен, избежать можно было бы только дефолта, если бы грамотно и вовремя выстроить коммуникацию с инвесторами. Война — это фактор, который влияет на все, но даже во время войны можно минимизировать потери, уверен он.

Фурса говорит, что дефолт «Нафтогаза» может привести к тому, что он не получит кредит от ЕБРР на покупку газа. Хотя, учитывая «безумные рыночные цены» на газ, возможно, разумно идти по пути резкой экономии, добавил финансист. По его словам, возможно, Украину ждет зима, когда будут закрыты школы, университеты, в квартирах будет более прохладно, а ряд бизнесов возьмут паузу или снизят обороты. При этом он считает, что зима будет длинной, темной и холодной, но она не будет катастрофической.

К слову, российский эксперт в сфере энергетики Игорь Юшков считает, что «Нафтогаз» все свои трудности попытается списать на Россию, что позволит ему не возвращать долги, а любого, кто попросит об этом – клеймить «агентом Кремля». В идеале, говорит он, сейчас должны быть распроданы активы «Нафтогаза», а его счета – арестованы. Для этого кредитор, который является держателем облигаций, должен подать в суд. Но в современных политических реалиях этого не будет, а процедура банкротства подразумевает, что все долги будут списаны, добавил Юшков. В свою очередь российский политолог-экономист Иван Лизан считает, что «Нафтогаз» продолжит свою работу, поскольку это монополист, который контролирует газотранспортную систему.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org