Мобилизация в Украине: Как идет процесс и сколько нужно новых людей на фронте

213

В Генштабе считают, что в рамках мобилизации нужно призвать 500 тыс. украинцев, заявил президент Владимир Зеленский. По его словам, сейчас военные должны обосновать надобность именно в таком количестве. Также ставится вопрос о социальной справедливости, говорит глава государства. Как подчеркнул секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов, не может быть так, что одни мужчины воюют, а другие отдыхают. При этом, президент выступил категорически против того, чтобы мобилизовать женщин. Ранее с такой инициативой выступила нардеп Марьяна Безуглая. В то же время эксперты говорят, что закон о мобилизации давно устарел, и его нужно менять, именно поэтому парламентская инициатива о его изменении правильная. В то же время представители территориальных центров комплектования пытаются «закрыть» потребности в «живой силе» как могут. В частности, они перешли к раздаче повесток в развлекательных центрах и тренажерных залах. И это абсолютно законно, говорит начальник управления печати и информации Минобороны Илларион Павлюк, поскольку закон позволяет вручать повестки в разных публичных местах.

Какое количество мужчин хотят мобилизовать и почему

Генштаб и Минобороны предложили мобилизовать 450-500 тыс. человек, об этом сообщил президент Владимир Зеленский. Он отметил, что ему нужно больше аргументов для того, чтобы поддерживать это направление, потому что это вопрос, прежде всего, людей. Также, есть вопрос справедливости, а также четкого понимания – если люди идут воевать, то на какой срок. Глава государства считает, что нужно решать вопрос с демобилизацией. Кроме того, он отметил, что мобилизация в таком формате будет стоить Украине дополнительных 500 миллиардов гривен, поэтому он хотел бы понимания от премьер-министра и министра финансов относительно того, где они возьмут деньги.

О том, что президента в вопросе мобилизации в первую очередь волнует справедливость, сказал секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов. По его словам, важно, чтобы не было явлений, когда одни сейчас защищают страну, а другие находятся в других точках планеты, отдыхают на курортах, включая представителей власти. Он рассказал, что министерство обороны совместно с Генеральным штабом Вооруженных сил Украины предлагают свое видение, но окончательное решение по мобилизации 500 тысяч граждан должен принять парламент Украины. То есть, подчеркивает секретарь СНБО, сейчас идет непростая дискуссия. При этом он добавил, что цифры, которые называются, действительно нужны.

К слову, вероятно в Минобороны таки действительно думают о социальной справедливости. Так, министр обороны Рустем Умеров заявил, что все мужчины, проживающие в Германии и годные к воинской службе, должны пополнить ряды украинской армии. Тех, кто ослушается, ждут санкции, добавил он. По его словам, военнообязанных граждан Украины, живущих в Германии или в других странах, попросят явиться в призывные пункты. Это приглашение касается мужчин в возрасте от 25 до 60 лет. Умеров добавил, что идет обсуждение того, как наказать тех мужчин, которые не придут в призывные пункты добровольно. Он также подчеркнул, что справедливость важна и добавил, в будущем призывникам должно быть заранее ясно, как их будут обучать и экипировать, где и когда они будут служить и когда их освободят.

Впрочем, в Минобороны позже сообщили, что на повестке дня сейчас нет вопроса о механизме наказания или юридического давления на тех военнообязанных, которые находятся за пределами Украины. Там подчеркнули, что министр призвал присоединяться к Вооруженным силам всех граждан Украины, где бы они ни находились. От того, что кто-то не получил повестку, угроза Украине не уменьшается, добавили в оборонном ведомстве. В Минобороны подчеркнули, что это касается и тех украинцев, которые находятся за границей, ведь страна продолжает нуждаться в приобщении всех граждан, которые могут присоединиться к войску.

Кроме того, народный депутат Марьяна Безуглая запустила обсуждение темы мобилизации женщин на тыловые должности и для работы на оборонных предприятиях. По ее мнению, такой бы шаг мог бы поспособствовать демобилизации тех мужчин, которые воюют уже два года. В то же время нардеп Инна Совсун подчеркнула, что до мобилизации женщин можно дойти, если это будет нужно для обороны. По ее словам, основные вопросы — на каких должностях будут женщины, есть ли для них форма и обеспечение, будут ли мобилизовать тех, у кого дети, или закроют для них выезд за границу. Кроме того, добавила она, еще важный вопрос, смогут ли такую мобилизацию «потянуть» территориальные центры комплектования (ТЦК). Нардеп добавила, что в этом вопросе простых решений не будет.

В то же время бывший нардеп Игорь Луценко отметил, что хотел бы видеть на фронте больше женщин, поскольку потребность в них колоссальная. По его словам, те женщины, которые сейчас в ВСУ, очень себя хорошо проявляют. Он добавил, что надо было бы подумать, каким образом шире привлечь женщин к защите страны.

Впрочем, как говорит ветеран АТО Евгений Дикий, он ни от одного человека в форме в жизни не слышал о том, что нужно мобилизовать женщин. По его словам, военной потребности в этом нет. Он подчеркнул, что вариант такого пополнения армии — личное заявление нардепа Марьяны Безуглой, ведь ни фракция «Слуги народа», ни парламентский комитет Верховной Рады этим не занимаются. То есть, никакого документа с таким предложением даже не существует, подчеркнул эксперт.  Более того, Дикий уверен: мобилизация женщин — это не помощь, а моральный удар по защитниках. По его словам, мужчины воюют за свою страну, общество, за безопасность своей семьи. Воинский учет для женщин, запрет им выезжать из страны — спокойствия ВСУ не прибавят, добавил Дикий.

Тем не менее, Зеленский заявил, что не подпишет закон в случае его принятия Верховной Радой, если там будет предусмотрена мобилизация женщин. Впрочем, как говорит начальник службы по связям с общественностью командования Сухопутных войск ВСУ Владимир Фитьо, на данный момент в ВСУ есть много профессий для женщин, однако мобилизуют их только по личному желанию. При этом он подчеркнул, что женщины-медики всегда были военнообязанными. После окончания своего вуза они знали, что они военнообязанные и должны были стать на военный учет в свои ТЦК. По его словам, был период, когда уничтожалась система военного учета. Поэтому некоторые медики не стали на военный учет. Сейчас же, говорит Фитьо, таких проблем вообще нет, потому что наши женщины-медики просто звонят в свой ТЦК и СП, договариваются, когда им можно прийти, проходят медицинский осмотр, предоставляют необходимый перечень документов, становятся на военный учет и продолжают заниматься своей работой. Ажиотажа никакого не было, женщин в армию мы не мобилизуем, подчеркнул начальник службы по связям с общественностью командования Сухопутных войск ВСУ.

При этом эксперты рассуждают о том, почему именно военные говорят о количестве в 500 тыс. человек, которыми нужно пополнить ВСУ. Так, военный эксперт Александр Мусиенко подчеркнул, что в вопросе мобилизации военное руководство всегда исходит с точки зрения планирования и проведения тех или иных операций, и соответственно – личного состава, который им нужен для тех или иных видов действий. По его словам, вероятно, такое количество мобилизованных нужно для ведения оборонительных действий, а также для возможного проведения наступательных действий на определенных участках. При этом он добавил, что пока ничего не понятно в вопросе обеспечения мобилизованных, ведь неизвестно идет ли речь о постепенной ротации подразделений, соответственно – с передачей техники, или об обеспечении людей «с нуля», что является гораздо более сложным вопросом.

В то же время военный эксперт Александр Коваленко отметил, что сейчас на временно оккупированных территориях находится около 450 тысяч российских захватчиков. Украине количественно нужно не меньше, а гораздо больше военных, отметил он. По его словам, кроме бойцов на линии соприкосновения, нужны резервы, а также необходимо закрывать зоны потенциальной опасности — северную, северо-восточную, да еще и юго-западный плацдарм — то есть границы с Беларусью, Россией и с непризнанным Приднестровьем. Он отметил, что если растянуть вопрос мобилизации 500 тыс. мужчин на год, то в месяц нужно мобилизовать 40-50 тыс. Чтобы их обучить и провести боевое слаживание нужно четыре месяца.

Как идет процесс мобилизации сейчас

Война продолжается, и нужно осознать, что в армии будут служить не только те, кто этого хотят, заявил, начальник управления печати и информации Минобороны Илларион Павлюк. По его словам, в армию можно попасть добровольно, с помощью мобилизации или рекрутинга. При этом он подчеркнул, что нельзя говорит о том, что эффективнее рекрутинг или мобилизация, поскольку это не конкурирующие системы. По его словам, рекрутинг – это сервис для граждан, готовых мобилизоваться в ВСУ.

При этом Павлюк отметил, что в рамках мобилизации повестки раздают в общественных местах, и это абсолютно законно, ведь нет запрета на такие действия. Он добавил, что есть люди, которые уклоняются от мобилизации, но это не абсолютное большинство. По его словам, с этими людьми работают, и они либо несут ответственность за свои действия, либо идут в армию.

В свою очередь начальник службы по связям с общественностью командования Сухопутных войск Вооруженных сил Украины Владимир Фитьо напомнил, что кроме прав, у каждого есть еще и обязанности. И обязанность каждого гражданина — это защита Родины, прописанная в Конституции. По его словам, нет ничего странного в том, что сотрудники ТЦК раздают повестки, например, в спортзалах. Он также подчеркнул, что, согласно закону, осуществлять меры оповещения можно там, где это не запрещено.

Кроме того, Фитьо напомнил, что первая повестка – это значит, что надо лишь явиться в ТЦК и СП, чтобы обновить свои данные, пройти медицинское освидетельствование. И только тогда, когда потребуется определенная профессия, то мужчину с ней призовут в армию, то есть вручат вторую повестку. С ней призывник едет в учебный центр, где проходит обучение минимум месяц. Если же профессия более сложная, то обучение может длиться и два, и три месяца.

К слову, как сообщил начальник отдела пограничного контроля Западного регионального управления Государственной пограничной службы Украины полковник Игорь Матвийчук, в сутки из Украины по всему участку западной границы выезжают около шесть тысяч мужчин призывного возраста. По его словам, больше всего выезжает водителей грузовых перевозок (45%), сопровождающих лиц с инвалидностью (15%), а также сами с инвалидностью и многодетных мужчин (5-6%). По системе «Шлях» в качестве волонтеров ежедневно выезжают 150-200 мужчин. Как подчеркнул Матвийчук, в законодательстве не детализированы системы контроля и возможность контроля за лицом, сопровождающим лицо с инвалидностью. То есть, одно лицо с инвалидностью могут сопровождать в разное время разные люди на основании акта установления факта ухода, который выдается кому-либо; он не защищен, его можно подделать. Так что с одним лицом с инвалидностью могут выехать несколько человек, а проверить, вернулись ли предыдущие, невозможно, подчеркнул он и добавил, что эта система нуждается в совершенствовании.

Действительно, говорит политолог, офицер ВСУ Виктор Таран, действующее законодательство, согласно которому проходит мобилизация, уже морально устарело и его необходимо модернизировать, учитывая сегодняшние реалии. По его словам, над этим активно работает парламент. Там обсуждаются разные варианты мобилизации, рекрутинга, вопросы демобилизации и так далее. Такой законопроект, отмечает эксперт, безусловно, необходим, поскольку нужно повышать качество мобилизации, давать возможность демобилизации, защищать права военных.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org