Мировой кризис и Украина. Чем грозит нам «черный понедельник»

800

Позавчерашний теплый и солнечный день имеет все шансы войти в историю под неприятным, но привычным для финансистов титулом «черный понедельник». Первый тревожный звоночек в мировой экономике прозвенел, впрочем, еще 4 августа…

Тогда одновременно на 4-5% обвалились американские, европейские, японские, австралийские и российские биржи. На всеобщую панику отреагировал даже украинский рынок акций, который, правда, уже более двадцати лет находится на первых ступенях своего развития и крайне мало влияет на сектор реальной экономики. Но как бы там ни было, индекс ПФТС опустился на 2,29%. Насколько заденут катаклизмы мировой экономики Украину анализирует Юрий Патиковский на страницах «Украины молодой».

Антигерои обвала — Россия и США

На выходные деловой мир погрузился в размышления. Понижение рейтинга США — первое с 1860 года! — Как и то, что поднятие «потолка» госдолга выглядело явно временной победой Барака Обамы, оптимизма явно не добавляло. Масла в огонь добавил тот факт, что «Стандарт энд Пурс», который накануне поиздевался над определением экономической надежности супердержавы, снизил еще и рейтинги зависимых от государства ипотечных супергигантов «Фанни Мэй» и «Фредди Мак». Поэтому в первый рабочий день недели акции фондовых площадок США начали сыпаться, как фигурки домино. «Мы видим начало действительно беспорядочной распродажи, гораздо более серьезной, чем то, что мы уже видели. Мы начинаем переходить в состояние паники», — сказал брокер с Уолл-стрита.

Распродажа акций на всех без исключения торговых площадках ускорилось даже во время выступления президента США (!), который сказал, что предложит ряд конкретных мер для решения бюджетных и экономических проблем. Ценные бумаги, например, ведущего в стране финучреждения «Бэнк оф Америка» подешевели на целых 20,3%! «Клиенты бирж явно дали понять, что они не слишком доверяют утверждениям властей США, что с их экономикой все будет о«кей», — объяснил  эксперт аналитического департамента «Х-Трейд» Владимир Олексюк.

Похожая ситуация наблюдалась на другой стороне земного шара. Южнокорейский индекс обвалился уже в первые минуты торгов на Сеульской бирже. Снижение зафиксировали также в Гонконге, Шанхае, Токио. В Европе, правда, падение выглядело не таким резким и в течение торгов стоимость ценных бумаг даже немного отигрывала первоначальное падение. А вот Россия продемонстрировала абсолюний антирекорд — позавчера индекс РТС потерял целых 7,84%. А всего за пять рабочих дней, когда в Конгрессе США договорились об увеличении величины госдолга, российские облигации потеряли в цене аж 16,5 процента! Такое падение оказалось самым глубоким с начала экономического кризиса в начале 2009 года.

Кажется, это все-таки она…

Вопрос — «Это что, таки вторая волна экономического кризиса?» — ныне является актуальным во властной и экспертной среде. Все же мы помним, как в 2008-м западные аналитики рисовали схему развития кризиса в виде латинской буквы W. А когда год-полтора спустя экономический рост в передовых западных государствах начало ускоряться, те же эксперты откровенно и публично насмехались над «сценарием дабл ю». Сегодня же мнения аналитиков по этому вопросу расходятся. Западная экспертная среда ожидает очередной масштабный обвал через несколько лет. По мнению финансового аналитика Эрика Наймана, кризис может начаться уже осенью. Причем ее эпицентром станут не США. «Кризис уже начался в Европе, а именно в Греции и Португалии, — говорит Найман.  — И причина общая — кризис госфинансирования. Отдельные кризисные элементы периодически проскакивают из Китая. Перегреты экономики Турции и Бразилии.

«Я бы не стал привязывать кризис к номерам, — не согласился с ним в разговоре с корреспондентом «УМ» эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. — Начиная с 2008 года, ситуация в мире то улучшается, то ухудшается. К тому же снижение на фондовых и товарных рынках, по моему мнению, не гарантируют замедление роста мировой экономики».

«Похоже, что кризис таки начинается, — самое пессимистическое мнение «УМ» высказал Владимир Олексюк.  — Конечно, утверждать это сегодня является преждевременным, ведь пока трудно отделить анализ от эмоций, но, если присмотреться внимательнее, можно заметить немало параллелей с 2008 годом. Тогда часть компаний не смогла справиться со своими обязательствами. Правда, власти страны «группы риска» тогда действовала активнее. Сегодня же все надеются, что проблемы их обойдут».

В печали банки и бюджет

Украинские власти ко «второй волне», похоже, подготовилась. По крайней мере на словах. Если предыдущий премьер-министр Юлия Тимошенко в 2008-м до последнего твердила «Мы не пустим кризис в наш дом!», то Николай Азаров еще две недели назад сделал прозрачный намек вроде — «Надо что-то делать, потому что в главных финансовых центрах мира сейчас неспокойно». План действий Кабмин традиционно не обнародовал, хотя, можем надеяться, что он — глубоко законспирированный — у них же есть.

Что произойдет, если мир снова погрузне во мрак экономического спада, догадаться нетрудно. «Само по себе падение фондового рынка на нас не будет иметь значительного влияния. Конечно же, через его недоразвитость, — говорит Александр Жолудь. — Зато падение цен и спроса на традиционную экспортную продукцию Украины — металл, удобрения и т.д. — может иметь серьезные последствия». Особенность недореформированной украинской экономики, как, кстати и российской, — ее экспортная зависимость. Если на Западе падает стоимость отечественного металла, или же цена остается стабильной, но его никто не покупает, то в минусах остаются не только производители, но и торговый баланс. То есть платить за газ мы вынуждены в валюте, а ее поступления в страну уменьшаются — экспорта ведь нет!

Первый удар в такой ситуации почувствует банковская сфера, которая остается без дешевых кредитов. Точно так, как было в 2008-м. Ведь ухудшение торгового баланса приводит к ухудшению суверенного рейтинга государства. Следовательно ухудшается рейтинг предприятий. «Ведь оценка предприятий не может быть выше, чем рейтинг государства, — объясняет Владимир Олексюк. — А в каждом кредитном договоре есть пункт, по которому он действует только в случае, если рейтинг составляет столько-то пунктов». Падение доверия автоматически означает, что денег нам не видать.

Давление испытает и государственный бюджет: как-никак, а именно экспорт дает нам половину всего ВВП! Чтобы свести концы с концами, особенно в «предвыборный» год, придется вновь занимать у международных доноров. А те согласятся дать деньги только под подорожание газа для населения и сокращения большинства социальных программ. Или рост инфляции, если власть не откажется от «улучшения жизни уже сегодня». К тому же план сокращения госдолга, который презентовал Премьер-министр, пойдет коту под хвост.

Но самое важное, чему учит нас опыт 2008 года — то, что вследствие кризиса в развитых западных государствах больше всего страдают неразвитые и нереформированные экономики. Как, например, украинская.


Рубль уже упал. А что же гривна?

Если при сокращении экспорта остановится приток валюты, снова может заколебаться родная украинская гривна. События в России — тому яркое подтверждение. Вчера их рубль снова ощутимо упал на межбанковских торгах. «По состоянию на вчерашний день имеем 29,66 рубля за доллар, хотя еще в конце прошлой недели его курс составлял 27,56 рубля, — говорит Олексюк. — Главная причина — падение стоимости нефти на мировых биржах. Цена барреля нефти распространенной марки «Брент» за несколько дней упала со 119 до 100 долларов. Такие показатели уже не позволят правительству РФ выполнить все свои обязательства, а цена в 80 долларов за баррель, которая является вполне реальной, для них будет критической».

Украинская гривна, в отличие от рубля, является более зарегулированной и «менее рыночной» валютой. К тому же она крепко привязана к американскому доллару. И эти факторы обусловливают нынешний штиль на отечественном валютном рынке. «Такая привязка, однако, нигде не зафиксирована, но она реально существует, — говорит Александр Жолудь.  — Это означает, что НБУ может ослабить гривню, если в стране не будет притока валюты».

«Ручная регулировка» гривни несет еще одну угрозу для рядовых украинцев: дешевая нацвалюта выгодна экспортерам. И если последние будут чувствовать финансовые проблемы, родная гривня может совершенно случайно, конечно, немного «просесть». По крайней мере именно так случилось в 2008 году.

«Мы не отрицаем возможности определенного ослабления национальной валюты, — продолжает Жолудь.  — Но такое развитие событий не является основным сценарием. Вероятное развитие событий — это незначительное уменьшение украинского экспорта и относительная стабильность в среднесрочной перспективе». Хватит ли ресурсов Нацбанка для поддержания такой стабильности — вопрос не риторический. Так, еще в июле — то есть до обвала мировых бирж — финрегулятор продал валюты больше, чем купил. То есть потратил для этого значительную часть своих золотовалютных резервов.

Франк уважаем, но у него не вкладываем

В ближайшее время значительных скачков курсов иностранных валют к гривне не предвидится. Доллар будет стоить около 8, а евро — около 11,5 гривни. «Существенных колебаний в паре «доллар — евро» не произойдет, — говорит Александр Жолудь. — Курс евровалюты будет «прыгать» в пределах 1,35-1,45 доллара». Таким образом, июньский прогноз экспертов, что начало лета — лучший момент избавиться евровалюты, поскольку к осени ее курс составит 10-10,20 гривни, не оправдался. Хотя сначала процесс пошел в прогнозируемом направлении, но потом финансовые рынки значительно серьезнее отнеслись к проблемам в США, чем с проблемами в Греции, Португалии, Италии и Испании вместе взятых. То есть евро и доллар слабеют, но синхронно.

Две валюты, которые сегодня демонстрируют рост, — это швейцарский франк и японская иена. Но переводить свои сбережения из доллара-евро в франк или иену эксперты не советуют. «Дело в том, что такой рост курса очень негативно влияет на экономику как Японии, так и Швейцарии. И поэтому эти два государства сегодня делают все для ослабления стоимости своих денег, — объясняет Олексюк.  — Так, 4 августа центробанк Швейцарии вышел на рынок с интервенциями и обвалил курс франка. Правда, эта валюта снова поднялась, но не факт, что завтра-послезавтра власть «страны банков» вновь не попытается удешевить свои деньги. Кстати, Япония также объявила о интервенции ради удешевления иены. Таким образом, вкладывая в эти валюты сегодня, рядовой украинец может не угадать момент и потерять свои средства».

Вообще же изменять соотношение валют, в которых хранят сбережения, во время кризиса опасно. «Любые резкие движения — не на пользу делу, — утверждает Владимир Олексюк.  — Если же вы имеете «избыточную» гривню, то разумно было бы потратить ее сегодня на приобретение долгосрочных продуктов, на приобретение товаров и услуг. Не на отдых, конечно, а вложить в ремонт, обучение, лечение, покупку техники».

Не возражают аналитики и против покупки долларов. «Зато золото покупать уже поздно. Сегодня его стоимость составляет 1700 долларов за унцию, — говорит Олексюк.  — Хотя… Если его стоимость дойдет до 2 тысяч долларов, то мы будем тосковать по цене 1700»…

vlasti.net