Козак хочет, чтобы на Донбассе разрешили «сафари» на военных. Ермак ответил отказом

700

Заместитель главы администрации российского президента Дмитрий Козак написал письмо участникам «нормандского формата», в котором потребовал, чтобы Вооруженные силы Украины не открывали ответный огонь по боевикам, даже если обстрелы несут угрозу жизням военных. По его мнению, изначально они должны перепробовать все механизмы реагирования на нарушения «режима тишины». Если не получается, тогда запрашивать разрешение на ответный огонь у руководства Вооруженных сил. Такое предложение категорически отверг глава Офиса президента Андрей Ермак, который принимает участие в переговорах в «нормандском формате» на уровне политических советников. При этом он подчеркнул, что такие заявления Козака свидетельствуют о том, что Россия не заинтересована в установлении «режима тишины» на Донбассе. Раскритиковали предложение Козака и украинские эксперты. Они отмечают, что, исходя из логики замглавы администрации президента РФ, украинские военные просто должны разрешить себя убивать. Они считают, что, действительно, Россия не заинтересована в сохранении режима «прекращения огня», но в этот раз Киев занял жесткую позицию.

Заместитель главы администрации российского президента Дмитрий Козак направил участникам «нормандских» переговоров письмо, в котором, в частности, говорится о запрете Вооруженным силам Украины открывать огонь в ответ на обстрелы боевиков. Так, Москва требует от Киева привести в соответствие июльское заявление Минобороны Украины к согласованным в том же месяце мерам по прекращению огня «без каких-либо исключений и интерпретаций». Обязательства, среди прочего, предполагали открытие огня в ответ «только по приказу руководства Вооруженных сил Украины или боевиков после неудачной попытки использовать существующие механизмы реагирования на нарушения «тишины». При этом в Кремле раскритиковали действия Минобороны, которое позволило военным самостоятельно принимать решение об открытии ответного огня в случае создания угрозы жизни.

На предложение Козака ответил глава Офиса президента, который принимает участие в переговорах в «нормандском формате» на уровне политических советников, Андрей Ермак. По его словам, в Украине удивлены своеобразной интерпретацией итогов последней видеоконференции советников лидеров стран «нормандской четверки». Он подчеркнул, что украинская сторона обеспокоена продемонстрированным российской стороной подходом к важным вопросам, которые касаются безопасности, так же, как и манипулятивным характером предложенных господином Козаком выводов. Исходя из этого, заявил Ермак, Украина ни при каких условиях не можем согласиться с предложениями, содержащимися в его письме. Также он добавил, что отказ представителей России от консультаций подгруппы во время обострения ситуации на Донбассе говорит об отсутствии заинтересованности в соблюдении режима прекращения огня, хотя Украина в любой момент готова к дискуссиям по обеспечению безусловного режима тишины.

Прокомментировал требование Козака и пресс-секретарь украинской делегации в Трехсторонней контактной группе Алексей Арестович. По его мнению, Киев имеет дело с кремлевским блефом, призванным замаскировать его боязнь наметившегося реального продвижения к урегулированию на уровне политических советников «нормандского формата».

При этом политолог Игар Тышкевич подчеркнул, что Украина договорилась о режиме прекращения огня с оппонентами, которые изначально не собирались выполнять договоренности. По его словам, они могли бы быть выполнены, если бы РФ решила уйти из Донбасса. Но, поскольку у России другие планы, обстрелы продолжаются и без надлежащего контроля Киев никак не сможет повлиять на эту ситуацию.

Раскритиковали требование Козака и многие украинские эксперты. Так, по мнению политолога Кирилла Сазонова, он предложил устроить на Донбассе «тир». То есть, получается, что в украинских военных могут стрелять, а они никак на это не должны реагировать. Поэтому, говорит эксперт, ответ Ермака является естественным.

О том, что россияне потребовали от украинской стороны недопустимые вещи, заявил и журналист Сергей Иванов. Поэтому, он назвал логичным ответ Ермака Козаку.

Главное предложение россиян — открывать ответный огонь возможно только по приказу руководства Вооруженных сил Украины или руководства военных формирований сепаратистов после безуспешной попытки использовать имеющиеся механизмы реагирования на нарушения режима прекращения огня. Это, говорит политолог Владимир Фесенко, категорически неприемлемо потому, что фактически речь идет о требовании одностороннего прекращения огня только украинской стороной. Дело в том, подчеркивает эксперт, что пророссийские боевики и российские снайперы в зоне конфликта используют крайне подлую тактику – они открывают снайперский огонь, убивают кого-то из украинских бойцов, и сразу же после этого запрашивают режим прекращения огня (чтобы не было ответного удара по снайперам). И если ввести правило, которое предлагает Козак, то, чтобы ответить на снайперский огонь боевиков, надо каждый раз запрашивать разрешение из Киева от руководства Вооруженных сил Украины, а это время на согласование. За это время, говорит политолог, российские снайперы могут безнаказанно сменить свою позицию, а после этого могут вновь безнаказанно нанести удар по украинским позициям. Вполне закономерно, что Андрей Ермак категорически отверг эти издевательские инициативы, добавил Фесенко. При этом он обратил внимание еще на один нюанс. Козак обвинил украинскую сторону в том, что она не представила обещанные предложения к франко-немецкому проекту «Ключевых кластеров по реализации Минских соглашений». Но именно в этом украинская сторона ранее обвиняла россиян. В этом контексте Фесенко добавил, что еще недавно Козак вообще отрицал, что российской стороне предоставлен этот документ. То есть получается, что ранее замглавы администрации президента РФ просто врал. Тем не менее, политолог считает, что пришло время опубликовать этот документ, чтобы представители украинской общественности могли его обсудить.

На самом деле, говорит политолог Андрей Золотарев, в последние недели Россия усиленно пытается продавить свою повестку по Донбассу, поэтому и представитель РФ в переговорах советников «нормандской четверки» Козак ставит ультимативные требования украинской стороне — например, чтобы ВСУ не отвечали на огонь со стороны формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Понятно, что такой «мирный план» в интересах России и непризнанных «республик» категорически не устроил Банковую, добавляет эксперт, именно поэтому Ермак жестко ответил Козаку, потребовав вернуться к конструктиву и говорить о действительно мирном плане и дорожной карте по Донбассу, которую разработала Украина вместе с Германией и Францией.

Кроме того, подчеркивает Золотарев, в Офисе президента скоординировали позиции по Донбассу с Германией и Францией. Киеву удалось убедить европейских партнеров в недопустимости идти на уступки Кремлю в ситуации, когда идет эскалация напряженности на линии соприкосновения. То есть сейчас Офис президента стремится привлечь западных партнеров сразу по нескольким направлениям: по Донбассу — в координации с Германией и Францией, по Крыму — созданием Крымской платформы, и по широкой повестке с США. Ермак, который курирует международное направление, получил карт-бланш на максимальное вовлечение западных союзников во все процессы, направленные на имплементацию мирного плана, говорит Золотарев. В Кремле, добавляет он, это понимают, но ничего сделать не могут, поэтому и звучат заявления в духе «что наше то наше, а о вашем поговорим».

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org