ГНП вместо ПДЧ. Что придумали союзники, чтобы пока не приглашать Украину в НАТО

329

Чтобы стать членом НАТО Украина должна выполнить условия не Плана действий по членству, а адаптированную Годовую национальную программу. Но проблема в том, говорят эксперты, что никто не знает, что входит в эту программу и какие условия стоят перед Украиной. В принципе, на этот нюанс обратил внимание и министр иностранных дел Дмитрий Кулеба. По мнению политиков, есть вероятность того, что Годовая программа будет дополняться все новыми и новыми требования и может сделать процесс вступления Украины в Альянс максимально долгим. В принципе, о том, что Украину не пригласили в НАТО с открытой датой вступления не через пробуксовку реформ, говорят даже антикоррупционеры. По их мнению, просто РФ удалось сыграть на страхах США о том, что может начаться Третья мировая война, которая будет ядерной. В свою очередь бывший премьер Британии Борис Джонсон утверждает, что Украине не предложили присоединение к НАТО после войны только потому, что некоторые члены Альянса считают, что с Россией еще можно договориться и членство Украины в НАТО может стать предметом торга. Как бы там ни было, добавляют эксперты, Киев в течение года все же должен провести важные реформы, в первую очередь судебную и СБУ, чтобы на саммите в Вашингтоне не было поводов для манипуляций.

На саммите в Вильнюсе Украина не получила приглашения присоединиться к НАТО после войны. Вместо этого, члены Альянса решили отменить для Украины План действий по членству (ПДЧ), который страны-претенденты выполняют, чтобы присоединится к Альянсу. Но, вместо этого, известно, что Киев должен добиться реформ в рамках адаптивной «Годовой национальной программы» (ГНП). Но правда в том, что пока никто не знает, что конкретно должна сделать Украина, чтобы получить приглашение в НАТО. Как подчеркнул министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, пока неизвестно, когда и кем ГПН будут сформулирована. Очевидно, говорит политолог Владимир Горбач, украинской стороне непонятно, и она не проинформирована о том, как будет сформулирован этот адаптированный годовой план, что он будет содержать, кто будет оценивать его выполнение.

О том, что пока нет точного перечня условий, которые должна выполнить Украина, чтобы стать членом Альянса, говорит и нардеп Ирина Геращенко. По ее словам, властям нужно обсудить с партнерами точный список критериев, чтобы потом этот список бесконечно не дополняли новыми пунктами и искусственно не тормозили процесс присоединения страны к Альянсу. Сейчас главное, отмечает политик, чтобы не оказалось, что четко выписанные критерии ПДЧ не были более выгодными, чем непонятная ГНП.

Действительно, говорит политолог Владимир Фесенко, есть риски, что некоторые члены НАТО могут попытаться заменить ПДЧ неограниченным перечнем требований к Украине, и этим самым искусственно тормозить ее движение в НАТО. Именно поэтому, считает эксперт, украинские дипломаты должны добиться, чтобы перечень реформ, которые Украина должна выполнить на путик к членству, был максимально конкретизирован.

Украине сказали, что вместо ПДЧ Киев буде выполнять так называемые адаптированные Годовые национальные программы, говорит Горбач. Но дело в том, отмечает он, что ПДЧ как раз состоит из таких ГНП, это основная их составляющая. Оценивать исполнение ГНП будут министры иностранных дел стран-членов НАТО. Фактически они бы также оценивали выполнение ПДЧ. В принципе члены Альянса, заменили слово, а суть, скорее всего, будет такой же, и времени займет столько же, сколько путь через ПДЧ, уверен политолог. Он напомнил, что для государств, успешно выполнивших ПДЧ и вступивших в НАТО, это заняло три-пять лет. Для тех, кто не укладывался в такие сроки, могло пройти и 16 лет. Как пример, Северная Македония, исполнявшая ПДЧ более десяти лет.

В то же время, некоторые СМИ со ссылкой на свои дипломатические источники отмечают, что лидеры НАТО не намерены создавать для Украины аналог Плана действий по членству через Годовые национальные программы, как это указано в итоговой декларации, но среди критериев для выполнения будут и политические, то есть связанные с реформами. Среди членов Альянса якобы зреет понимание того, что ссылка на Годовую национальную программу в итоговой декларации Вильнюсского саммита была ошибкой, и НАТО не намерен создавать для Украины «новый ПДЧ». Для украинцев ПДЧ стал символом бесконечного процесса, поэтому от него отказались, отметил один из дипломатов.

Кроме того, члены Альянса согласовали, что точный перечень критериев для вступления принципиально не будут определять во время горячей фазы войны, но принципиально настаивают на том, что в них войдут «политические», то есть связанные с реформами – несмотря на публичные заявления украинской власти. В то же время этих критериев якобы можно избежать, если Украина начнет воплощать реформы уже сейчас, и этот перечень ей хорошо известен.

При этом вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина отметила, что решение Вильнюсского саммита содержит довольно позитивные формулировки относительно Украины. В частности, саммит НАТО согласился изъять требование о Плане действий по членству на пути Украины в Альянс. В то же время союзники дали понять, что пригласят Украину присоединиться к НАТО, когда «будут достигнуты условия», но этих «условий» нет в решении саммита. Именно поэтому, говорит вице-премьер, украинская сторона провела первые консультации по формированию адаптированной Годовой национальной программы, которая в декларации Вильнюсского саммита НАТО стала новым мерилом прогресса членства Украины в Альянсе. По ее словам, Киев ведет переговоры с партнерами о формате новой ГНП, подчеркнув, что он будет одобрен в двустороннем формате и «это будет очень короткая программа». Стефанишина подчеркнула, что было договорено, что в первую очередь Украина будет концентрироваться на блоках, которые касаются взаимосовместимости и невоенной поддержки Украины. Чиновница уточнила, что речь идет о построении взаимосовместимых с натовскими систем, в частности противовоздушной обороны, управления определенными ресурсами, медицинской реабилитации и имплементации стандартов НАТО в секторе безопасности и обороны. Именно это приоритеты до Вашингтонского саммита, добавила Стефанишина.

На самом деле, говорит Горбач, все реформы, которые должна провести Украина, давно известны и озвучены. По его словам, под условиями американцы подразумевают внутренние реформы в Украине и это не только безопасность, о которой говорит президент Владимир Зеленский – прекращение войны. Но также внутренние преобразования и совместимость с другими странами-членами НАТО. Прежде всего, речь идет о реформе правосудия, отмечает политолог. Также, по его словам, подразумевается вопрос гражданского контроля над силовым и сектором безопасности Украины. Речь идет не только о дальнейших изменениях в ВСУ, но и гражданском контроле над спецслужбами. Прежде всего, нужна еще не начавшаяся реформа СБУ. Речь идет об изъятии от них несвойственных функций – должны заниматься безопасностью и контрразведкой, а не экономическими вещами, не обысками бизнесменов и предприятий, говорит Горбач. Кроме того, по его словам, среди этих требований также необходимость полноценного функционирования демократии. Есть в последнее время досадные случаи – преследование местного самоуправления, отстранение с нарушением демократических норм избранных мэров от исполнения обязанностей, использование судебной системы в политических целях. Это, говорит эксперт, плохо для ситуации внутри страны и плохо выглядит со стороны. Ведение войны не оправдывает таких действий, к которым прибегает власть, подчеркнул политолог.

В то же время как отметил глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин, Украину не пригласили в НАТО не через коррупцию. По его словам, главная причина в России. Он считает, что Кремлю удалось манипулирование страхами Белого дома о большой угрозе Третьей мировой ядерной войны, а также о распаде РФ, когда ее часть может перейти под контроль Китая.

В то же время бывший премьер Британии Борис Джонсон заявил, что Украину не пригласили в НАТО с открытой датой потому, что некоторые партнеры все еще верят, что войну можно закончить только путем переговоров. По его словам, они думают, что вопрос о членстве Украины в НАТО еще может быть частью сделки — Россия выводит свои войска, а Запад не дает Киеву стать частью Альянса. Такое мнение, говорит Джонсон, «чистое безумие». По его словам, на протяжении всей этой войны Запад имел тенденцию повторять одну и ту же ошибку снова и снова: переоценивать российского президента Владимира Путина и недооценивать Украину.

О том, что существует риск, что США могут предложить России мир в обмен на отказ Украине вступать в НАТО, говорит и Горбач. По его словам, Соединенные Штаты рассматривают все варианты и не отказываются ни от одного. Но политолог не думает, что такой вариант возможен и может быть реализован. Этого могут не захотеть ни Украина, ни Россия, а без согласия участников процесса реализовать такой обмен, отказ от вступления в НАТО в обмен на мир, невозможно, подытожил эксперт.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org