«Формула Штайнмайера»: пока без «зрады», но с ощутимыми рисками

720

После того, как стало известно, что Украина согласилась на выполнение так называемой «формулы Штайнмайера» активисты и некоторые политические деятели вышли на протест с требованием к президенту Владимиру Зеленскому не допустить капитуляции страны. В то же время ряд экспертов уже заявили, на самом деле Киев дал позитивный ответ на письмо спецпредставителя ОБСЕ Мартина Сайдика относительно согласия на «формулу Штайнмайера». Этот документ не имеет юридической цены. Поэтому происходящее в Минске не стоило проведения экстренного брифинга Зеленского. Есть мнение, что сейчас нагнетают ситуацию с протестами, чтобы контролированные активисты их могли перехватить и в последствие «договорится» с властями о неких компромиссах относительно выполнения «формулы Штайнмайера». Все эти процессы якобы тщательно продуманы и контролированы. В то же время аналитики отмечают, подписанная «формула» не имеет никакого смысла без принятых Верховной Радой законопроектов, в первую очередь о так называемом «особом статусе» для Донбасса. Именно в этом документе и будет заложена «цена мира». Тем не менее, все же обсуждаются угрозы, которые могут возникнуть перед Украиной, если Зеленский подпишет необходимые документы во время встречи «нормандской четверки». По их словам, самая главная угроза – федерализация Украины.

«Формула Штайнмайера»: вопросов больше, чем ответов

Президент Владимир Зеленский сообщил, что Украина подписала письмо спецпредставителя ОБСЕ в Трехсторонней контактной группе Мартина Сайдика относительно выполнения «формулы Штайнмайера». Таким образом Киев сделал все для того, чтобы в ближайшее время состоялась встреча в «нормандском формате», на которой будут проработаны все нюансы восстановления мира на Донбассе и шаги, которые должны этому способствовать.

По «формуле» на оккупированных территориях должны пройти местные выборы. Если ОБСЕ признает их состоявшимися без нарушений, то на этих территориях на постоянной основе начнет действовать так называемый закон «об особом статусе», который должен быть разработан и принят народными депутатами. При этом в тексте «формулы Штайнамайера» указано, что выборы на оккупированных территориях должны пройти по Конституции Украины и законам Украины. Также, добавил Зеленский, выборы не будут проходить под «дулами автоматов» и Украина должна получить контроль над своей границей.

Ряд экспертов уже заявили, что, грубо говоря, «формула Штайнмайера» ни о чем. В ней заложены некие шаги, но не понятно, как именно их достичь. По словам дипломата, бывшего посла Украины в ЕС Андрея Веселовского, нельзя обвинить руководство страны в предательстве национальных интересов, так как выборы на оккупированных территориях должны проходить по законам Украины, и в этом, по его мнению, главная победа.

Действительно, говорит журналист Денис Казанский, в «формуле Штайнмайера» указано, что выборы должны быть проведены «в соответствии с Конституцией Украины» и «украинским законодательством», быть свободными и демократическими. Следовательно на выборы должны быть допущены украинские партии, в том числе «Правый сектор», «Нацкорпус», «Свобода» и украинские СМИ, должна быть обеспечена возможность для свободной предвыборной агитации украинских политиков, должно быть восстановлено вещание украинских телеканалов и обеспечено свободное волеизъявление для всех граждан, в том числе и тех, кто уже выехал. Казанский считает, что реализовать этот механизм не получится. Если «ЛДНР» пойдут на все эти условия, то они перестанут быть «независимыми республиками», так как им придется открыть линию разграничения для свободного проезда, отменить цензуру и карательные органы. То есть получается, что «формулу Штайнмайера» утвердили, но вот только как дойти до ее реализации по-прежнему непонятно.

О том, что «честные выборы» предусматривают отсутствие российских войск на оккупированных территориях, а также разоружение всех незаконных вооруженных формирований, говорит и бывший министр иностранных дел Павел Климкин. Но не понятно, когда, каким образом и кем будут эти действия произведены. При этом бывший глава МИД подчеркнул, если разоружение не произойдет, выборы не будут организованы украинским Центризбиркомом, а к избирательному процессу не допустят украинские партии, то легитимность их не будет признана. По его словам, после заявления о подписании «формулы Штайнмайера» вопросов стало больше, чем раньше.

Много вопросов и у бывшего вице-спикера Верховной Рады Оксаны Сыроид. По ее словам, не понятно каким образом будет происходить разоружение незаконный формирований на оккупированном Донбассе. Она отмечает, что Зеленский говорит о том, что выборы не будут проходить «под дулами автоматов», но неужели глава государства думает, что они «сами испарятся, как росса на солнце». Также политик обращает внимание на слова главы государства о том, что во время проведения местных выборов оккупированные территории уже не будут таковыми. Не ясно каким образом будет осуществляться деоккупация и кто ее будет проводить.

К слову, лидеры «ДНР» и «ЛНР» Денис Пушилин и Леонид Пасечник уже заявили, что «киевские власти» не получат контроль над границей, а выборы они будут проводить так, как считают нужным. Также они сообщили, что хотят интеграции с Россией, но призвали Зеленского вести с ними переговоры и согласовывать закон «об особом статусе». Действующий вариант им не нравится, поскольку в нем «много предохранителей».

Риски введения «формулы Штайнмайера»

«Формула Штайнмайера» не является «зрадой» или капитуляцией, поскольку все нюансы восстановления мира на Донбассе будут заложены в закон «об особом статусе», считает глава общественной организации ОПОРА Ольга Айвазовская.

Согласен с таким мнением и политолог Владимир Фесенко. По его словам согласование «формулы» — это не «зрада» и не «победа», а просто процедурный шаг в переговорном процессе, который дает возможность провести встречу в «нормандском формате».

Тем не менее, эксперты считают, что власти должны учитывать возможные риски на пути к миру и составлять план, как им противодействовать. По мнению Фесенко, главные риски состоят в возможности внутриполитического кризиса, если будут организованы массовые протесты, а также согласие на недопустимые для Украины условия – проведение выборов под контролем «ЛДНР» и под «дулами автоматов». Также, отмечает эксперт, если «ЛДНР» получат «особый статус» — то это будет капитуляция.

В свою очередь юрист Анна Маляр считает, что у властей должен быть список, разработанный специалистами, возможных рисков и угроз, которые могут возникнуть в процессе выполнения «формулы Штайнмайера», а также механизмы их противодействию. Она считает, что главный риск урегулирования военного конфликта на Донбассе – это «особый статус», если его получит Донбасс, то этого могут захотеть и другие регионы Украины.

Согласен с таким мнением и бывший нардеп Борислав Береза. По его словам, после законодательно закрепленного «особого статуса» Донбасса может начаться федерализация Украины. А это то, чего хочет президент РФ Владимир Путин. Ведь «особый статус» после этого могут попросить Львовская, Одесская или Закарпатская область, добавил политик. Также он уверен, что амнистия боевикам может запустить внутренний гражданский конфликт.

О том, что «особый статус» для Донбасса несет риски для Украины, говорит и политолог Виктор Таран. По его словам, после этого пророссийские силы на юго-востоке страны получат четкий сигнал: хотите «особый статус» — зовите Путина. Кроме того, отмечает политолог, выборы на оккупированных территориях легитимизируют боевиков, и они будут свободно передвигаться по территории Украины, а это грозит дестабилизацией и повышением криминогенной обстановки. Также эксперт обратил внимание, что вопрос аннексии Крыма «консервируется» на российских условиях.

Протесты из-за «формулы Штайнмайера»

Информация о том, что Украина согласилась на «формулу Штайнмайера» вывела часть украинцев на улицы. Многие пришли на проест к Офису президента и принесли ему «елку», как напоминание о судьбе экс-президента Виктора Януковича.

На самом деле, говорит политолог Юрий Романенко, «формула Штайнмайера» — это воплощение Минска, подписанного бывшим президентом Петром Порошенко, который пять лет заявлял, что этим соглашениям нет альтернативы. По его словам проблема Зеленского в том, что он доводит до конца линию своего предшественника, вместо того, чтобы поставить на ней крест.

Обращает внимание на то, что в течение последних четырех лет в Украине говорили о том, что альтернативы Минску нет и правозащитник Сергей Наумович. Но теперь сторонники Порошенко называют выполнение этих самых соглашений «зрадой». По его словам, в этой ситуации все решения плохие, для того оккупация и нужна, чтобы украинцы друг другу «грызли глотки».

В то же время политический эксперт Максим Гольдарб уварен, что в Украине не будет второго переворота, так как он не нужен ни Штатам, ни Европе, ни местным олигархам, ни украинцам. Он пожелал Зеленскому не испугаться и довести до логичного завершения вопрос установления мира на Донбассе.

Политолог Виктор Небоженко считает, если президент Зеленский будет и дальше настаивать на полезности, безопасности и неизбежности «формулы Штайнмайера» для Украины, то он смело может готовиться к досрочным президентским выборам. Или прогнозировать досрочные выборы в Верховную Раду, если его нынешнее парламентское большинство «проглотит» эту «мину замедленного действия» — формулу Штайнмайера, подписанную Леонидом Кучмой, добавил политолог.

Все происходящее сейчас в Украине военный эксперт Алексей Арестович считает сценарием «преждевременный протест». По его словам, судя по всему «Национальному корпусу» поставили задачу перехватить протест и потом «с трудом» пойти на переговоры с властью, выдав то, что было запланировано с самого начала — за «трудный, но необходимый компромисс».

Арестович считает, что Украина находится внутри сценарного управления, при этом он прописан заранее. И обществу продают это, как «тяжелую борьбу в которой ничего еще не решено», а решено уже давно — на международном и внутреннем уровне.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org