ЕС не успевает поставить Украине миллион снарядов. Как будут решать проблему
Европейский Союз может не успеть передать Украине к марту 2024 года один миллион артиллерийских снарядов. Эту информацию в частности подтвердил министр обороны Германии Борис Писториус. При этом верховный представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и политики безопасности Жозеп Боррель заявил, что в ЕС хватает боеприпасов, но производители должны пересмотреть экспорт в пользу Украины. По его словам, около 40% продукции экспортируется в третьи страны. Следовательно, нехватки производственных мощностей нет, проблема в том, что они отправляют свою продукцию на другие рынки, отметил Боррель. В то же время, как сообщил министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, Евросоюз имеет политическую волю продолжать поддерживать Украину, а настоящей преградой для выполнения обещания является плачевное состояние оборонной промышленности и складов, бюрократия и большое количество «несинхронизированных вещей». Хотя, как заявил член Еврокомиссии по внутреннему рынку Тьерри Бретон, цель произвести более миллиона боеприпасов в течение года, которая была поставлена и которая должна быть выполнена весной, будет достигнута. Но теперь дело за государствами-членами, которые должны сделать заказ. Член Еврокомиссии пояснил, что в период мира Европа существенно снизила свои мощности военного производства, но производственная база сохраняется. Поэтому он инициировал программу поддержки производства боеприпасов ASAP (Act in Support of Ammunition Production), которая предоставляет Еврокомиссии средства помочь индустриальной базе ЕС быстро увеличить ритм производства. При этом, как подчеркивают эксперты, Украине очень нужны снаряды, особенно на фоне того, что у РФ с ними проблем нет, поскольку она, во-первых, наладила свое производство. Во-вторых, получает поставки снарядов из Беларуси и Северной Кореи.
На днях агентство Bloomberg сообщило, что Европейский Союз может не успеть передать Украине к марту 2024 года один миллион артиллерийских снарядов. Как отметил министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, издание написало правду. По его словам, Евросоюз имеет политическую волю продолжать поддерживать Украину, а настоящей преградой для выполнения обещания является плачевное состояние оборонной промышленности и складов, бюрократия и большое количество «несинхронизированных вещей». Он добавил, что Евросоюз работает над устранением этих проблем.
О том, что Европейский Союз, действительно, не успевает выполнить план по поставке Украине одного миллиона снарядов до марта 2024 года заявил также министр обороны Германии Борис Писториус. Отвечая на вопрос журналистов, на сколько вредит репутации ЕС невыполнение обещания, Писториус подчеркнул, что он «не обещал миллион» и еще на этапе составления плана звучали справедливые сомнения. По его словам, некоторые опасались, что в этом вопросе не хватит производственных мощностей, и они в итоге оказались правы.
При этом верховный представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и политики безопасности Жозеп Боррель заявил, что в ЕС хватает боеприпасов, но производители должны пересмотреть экспорт в пользу Украины. По его словам, около 40% продукции экспортируется в третьи страны. Следовательно, говорит Боррель, нехватки производственных мощностей нет, проблема в том, что производители отправляют свою продукцию на другие рынки. Поэтому, по его мнению, нужно попробовать перевести это производство на приоритетное – для Украины. В свою очередь, министр обороны Финляндии Антти Хяккинен считает, что в разных странах существуют различные причины, препятствующие увеличению поставок боеприпасов Украине. По его мнению, необходимо финансирование ЕС и долгосрочные гарантии для оборонных предприятий. Он отметил, что в Финляндии есть достаточно хорошие возможности для увеличения производства боеприпасов, потому что страна подготовлена к этому. Именно поэтому этой зимой Финляндия реализует собственную программу по увеличению производства боеприпасов. Но, говорит министр, необходимо повышать производство боеприпасов в целом в долгосрочной перспективе, а не только на один-два года.
При этом Боррель добавил, что в Евросоюзе не отказались от цели поставить Украине снаряды до марта 2024 года. По его словам, в ЕС пытались начать работу по трем направлениям. Первый, краткосрочный, когда было обращение к армиям с просьбой взять свои имеющиеся запасы и предоставить из них то, что они имеют, – это уже сделано. Эта рабочая линия завершена, и она обеспечила немного более 300 тыс. единиц, которые были предоставлены из имеющихся запасов, сказал Боррель. Сейчас, говорит он, ЕС находится «на производственной линии» – начинается работа по контрактам, которые были переданы производителям. На третьей линии – увеличение мощностей.
Впрочем, как утверждает член Еврокомиссии по внутреннему рынку Тьерри Бретон, Евросоюз располагает промышленной базой для производства за год одного миллиона боеприпасов для Украины. Он сообщил, что отвечает за мощности производства боеприпасов и цель по поставкам снарядов будет достигнута. Но, подчеркнул еврочиновник, теперь дело за государствами-членами, которые должны сделать заказ. Бретон добавил, что такая поставка необходима. Он посоветовал проверить, базируется ли на территории стран ЕС производство, приоритетно ориентированное для Украины, ведь за это отвечают государства-члены. Член Еврокомиссии пояснил, что в период мира Европа существенно снизила свои мощности военного производства, но производственная база сохраняется. Поэтому он инициировал программу поддержки производства боеприпасов ASAP (Act in Support of Ammunition Production), которая предоставляет Еврокомиссии средства помочь индустриальной базе ЕС быстро увеличить ритм производства. Программа ASAP дает основания утверждать, что цели по производству боеприпасов будут достигнуты, подытожил Бретон.
Действительно, говорит эксперт по международным вопросам Максим Яли, производственные мощности по изготовлению снарядов в ЕС не могут быть запущены так быстро, а склады – истощены. И тут, говорит эксперт, Россия на коротком промежутке опережает Украину, особенно учитывая ее сделки с Северной Кореей и Беларусью, наращивание производства внутри страны. Но, по его мнению, в перспективе трех-четырех лет, когда ВПК и Европы, и США будет запущен на полную катушку, преимущество будет на стороне западных союзников. Главный вопрос, отмечает эксперт, сохранение среди них политической воли для поддержки Украины. Пока, говорит Яли, идущие от них сигналы не имеют катастрофического характера. Локомотив ЕС – Германия – увеличивает финансирование Украины, пытаясь таким образом компенсировать недостаток поставок со стороны США. Так что, как минимум, до президентских выборов в США, намеченных на ноябрь 2024 года, позиция союзников не претерпит кардинальных изменений. Украине продолжат оказывать военную помощь, исходя из имеющихся возможностей, уверен эксперт. А далее, по его словам, все будет зависеть от того, кто получит победу на президентских выборах в США. Если это будет Дональд Трамп, то, политика США может претерпеть изменения, говорит Яли.
В свою очередь политолог Олег Саакян считает, что европейцы продолжают недооценивать степень необходимости поставлять Украине все необходимое вовремя и в нужных объемах; серьезность вызовов из-за российской агрессии. Но в целом, говорит он, поддержка Украины со стороны ЕС остается, ничего не говорит о ее снижении, более того, происходит расширения финансового пакета со стороны Германии – одного из лидеров Евросоюза, достаточно консервативного в своих действиях. Саакян считает, что ситуация, сложившаяся со снарядами может спровоцировать и решение ключевой проблемы, к ней приведшей, а именно – осознания недооценки реалий российско-украинской войны.
В то же время военный эксперт Сергей Грабский уверен, что Украина сможет удержать баланс сил и средств именно в проведении контрбатарейной и артиллерийской борьбы. По его словам, украинская артиллерия является более дальнобойной и точной по сравнению с артиллерией российских оккупантов. Он отметил, что в украинском случае эффективность снарядов сохраняется на уровне 70-80%, то есть из десятка снарядов семь-восемь взрывается, что является достаточно высоким показателем в этой войне, то с российской стороны эффективность использования артиллерии составляет где-то 60%. То есть из десятка снарядов четыре снаряда не взрывается, что тоже является таким фактором балансирования, отметил эксперт. Кроме того, по его словам, ВСУ ведут очень активную контрбатарейную борьбу, уничтожая артиллерийские системы противника, что тоже снижает эффективность действия артиллерии. Поэтому, говорит Грабский, будет печально, если Украина не получит то количество снарядов, которое ожидала, но она сможет удержать баланс сил и средств именно в проведении контрбатарейной и артиллерийской борьбы.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org