ЕС и G7 ввели эмбарго на российскую нефть и установили предельную цену на нее. Что это означает

314

С пятого декабря вступило в силу эмбарго Европейского Союза на подавляющее большинство импорта российской нефти, а также заработали граничные цены на нефть. Самым обсуждаемым стало ограничение цены на нефть на уровне 60 долларов за баррель, которое поддержали страны ЕС, кроме Венгрии, «Большой семерки» и Австралия. В Евросоюзе, а также в США считают, что ограничение цены на российскую нефть снизит скачки цен, вызванные чрезвычайными рыночными условиями, и резко сократит доходы России от продажи нефти после того, как она развязала свою незаконную агрессивную войну против Украины. Этот шаг, говорится в заявлении ЕС и США, также будет способствовать стабилизации мировых цен на энергоносители, одновременно смягчая негативные последствия для энергообеспечения третьих стран. Предусмотрено, что уровень предельной цены можно пересматривать. В РФ уже заявили, что не будут придерживаться установленного «потолка», и даже пригрозили принять ответные меры, возможно, речь идет о том, что Россия перестанет поставлять нефть в те страны, которые поддержали ограничения. В то же время, в Украине раскритиковали установление предельной цены на нефть, отмечая, что по такой же цене она торгуется и сейчас. В то же время эксперты считают, что в дальнейшем ее стоимость можно уменьшить.

В понедельник, пятого декабря, вступило в силу решение Совета ЕС о введении ценового лимита на российскую нефть. Также вступил в силу запрет на морскую транспортировку российской нефти в третьи страны и запрет на связанное с транспортировкой предоставление технической помощи, брокерских услуг, финансирования или финансовой помощи. Известно, что Европейский Союз установил предельную цену на нефть, масла и нефтепродукты, происходящие из России или экспортируемые из нее, на уровне 60 долларов за баррель. При этом предусмотрено, что предельная цена может периодически пересматриваться с целью адаптации к рыночной ситуации, поэтому устанавливается переходный период в 90 дней после каждого изменения предельной цены, чтобы обеспечить последовательное применение предельной цены всеми операторами.

Функционирование механизма предельной цены будет пересматриваться каждые два месяца с целью реагирования на развитие ситуации на рынке, и будет устанавливаться на уровне, по меньшей мере, на 5% ниже среднерыночной цены на российскую нефть и нефтепродукты, рассчитанной на основе данных Международного энергетического агентства.

Кроме того, с пятого февраля 2023 года вступит в силу запрет на морскую транспортировку российских нефтепродуктов. Предусмотрен переходный период длительностью в 45 дней для судов, перевозящих сырую нефть происхождением из России, приобретенную и загруженную до 5 декабря 2022 года и разгруженную в порту назначения до 19 декабря. Цель этого решения западных стран — снизить доходы России, помогающие РФ продолжать войну в Украине, но при этом сохранить российские поставки на мировой рынок.

Известно, что такие же меры поддержали также страны «Большой семерки» и Австралия. Так, в Минфине США подчеркнули, что ограничение цены является важным инструментом для ограничения доходов, которые Россия получает для финансирования своей незаконной войны в Украине, а также для обеспечения надежных поставок нефти на мировые рынки. Эта политика особенно важна для обеспечения поставок нефти в страны с низким и средним уровнем дохода, которые сильно пострадали от последствий российской войны, сказано в заявлении Минфина.

На такие действия отреагировали в посольстве РФ в США и заявили, что согласование ценового потолка на поставки российской танкерной нефти на деле означает перекраивание базовых принципов функционирования свободных рынков. Там уверены, что результатом подобных шагов станут повсеместное усиление неопределенности и повышение расходов для потребителей сырья. Более того, ни одна из стран теперь не застрахована от введения «потолка» против своей экспортной продукции по политическим причинам, заявили в российском посольстве. Там также считают, что Вашингтон, «прикрываясь приличными целями поддержки энергобезопасности развивающихся стран», умалчивает тот факт, что «нынешние дисбалансы на энергоплощадках — результат их собственных необдуманных действий», прежде всего — санкций и запретов на ресурсы из России.

В свою очередь постпред РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов заявил, что Москва не смирится с ограничением цены на российскую нефть и не примет потолок цен, установленный ЕС. Кроме того, агрессор намерен отказаться от поставок нефти в некоторые страны.

По словам же российского вице-премьера Александра Новака, Россия прорабатывает механизмы запрета на введение потолка цен на нефть, потому что такое вмешательство может только привести к еще большей дестабилизации рынка и дефициту энергетических ресурсов, снижению инвестиций. Он заявил, что это затронет не только нефть, но и другие продукты, торгующиеся на рынках как в России, так в остальных странах. По его словам, ограничения цены – нерыночный инструмент, который противоречит всем правилам. При этом Новак добавил, что Россия будет продавать нефть и нефтепродукты в страны, готовые работать на рыночных условиях, даже при необходимости сократить добычу.

При этом пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что Россия не намерена признавать введенный Западом «потолок» цен на нефть из РФ. Он сообщил, что РФ работает над введением ответных шагов.

В то же время российские эксперты считают, что российская нефть в любом случае найдет своего европейского покупателя. В частности, об этом заявил эксперт рынка ресурсов и энергетики Владимир Демидов. По его словам, вскоре может появиться указ о запрете продажи российской нефти недружественным странам, которые ввели эмбарго и ценовое ограничение. В то же время российский экономист Евгений Смирнов считает, что «потолки» в 60 долларов не критичны для российского экспорта, поскольку этот порог все еще значительно превышает себестоимость российской нефтедобычи. Скорее, говорит он, «потолки» цен приведут к усилению переориентации российского экспорта нефти в страны Азии. Туда нефть уже поставляется по цене около 60 долларов, то есть, где-то в районе этих самых предельных цен. По его словам, в качестве ответной меры на действия ЕС Россия могла бы установить лимит цены, ниже которой нефть не будет поставляться в Европу. При этом эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (РФ) Игорь Юшков уверен, что Москве нельзя ни в коем случае соглашаться с предельной ценой на нефть, поскольку ЕС может снизить ее вдвое — до 30 долларов за баррель. Он подчеркнул, что не стоит создавать прецедент, иначе ЕС может начать применять аналогичные рестрикции и к другим российским товарам.

Отреагировали на установление предельной цены на российскую нефть и в Украине. Так, президент Владимир Зеленский, назвал решение ЕС – «несерьезным», потому что цена 60 долларов за баррель комфортна для бюджета государства-террориста. По его словам, Россия уже нанесла колоссальный ущерб всем странам мира сознательной дестабилизации энергорынка, а мир никак не может решиться на ее настоящее энергетическое разоружение. Это слабая позиция, заявил глава государства. В свою очередь глава Офиса президента Андрей Ермак отметил, что предельную цену на российскую нефть следовало установить на уровне 30 долларов, чтобы быстрее уничтожить экономику врага.

На самом деле, говорит глава экспертного совета по вопросам газовой промышленности и рынка природного газа Леонид Униговский, себестоимость российской нефти в среднем 30-40 долларов за баррель. Поэтому Польша предлагала поставить максимальную цену в этом пределе, чтобы РФ не получала прибыли, но этого сделано не было. Эксперт предположил, что страны ЕС и «Большой семерки» просто опасаются того, что сокращение поставок российской нефти приведет к резкому скачку цен на нее в мире. Также он уверен, что РФ может легко обойти все нефтяные ограничения – так же, как обходят Венесуэла и Иран, по разным оценкам, имеющие около 80 танкеров достаточно большого водоизмещения. Они возят нефть, зачастую выключая все приборы определения этих танкеров. Уже есть информация, говорит Униговский, что неназванные покупатели в последнее время приобрели около 100 подержанных танкеров. Видимо, это, в том числе, компании, за которыми стоят российские интересы. Похоже, они будут обеспечивать перевозу российской нефти вне пределов ограничений, со страхованием через российские или китайские компании, добавил эксперт.

О том, что установленная в настоящее время предельная цена в 60 долларов — близка к той, по которой российская нефть продается сейчас в некоторые страны мира, говорит и экономист Олег Гетман. Но, добавляет он, позже, когда инновационный санкционный механизм полноценно заработает, гораздо проще будет снижать цену в соответствии с поведением агрессора. Установление цены в 30 или 40 долларов за баррель уже шестого декабря – не привело бы к желаемому результату. К санкциям не присоединились бы многие страны, соответственно, агрессор и дальше свободно продавал бы свою нефть в Китай, Индию, Турцию и так далее, по цене, на которой сошлись бы стороны, уверен Гетман. Таким образом, подчеркивает он, РФ и далее получала бы значительную прибыль, а важный ограничительный механизм не смог полноценно заработать. Поэтому принятые решения ЕС и G7 в настоящее время выглядят разумными и обоснованными – с перспективой дальнейшего влияния на агрессора и постепенным снижением предельной цены, подытожил он.

В свою очередь экономист Владимир Омельченко считает, что намного важнее введение самого эмбарго на покупку российской нефти странами Евросоюза. Именно такой шаг, предпринятый сейчас ЕС, а ранее США, Великобританией и Канадой, наносит РФ на порядок больший ущерб, чем введение граничной цены на покупку ее нефти. По его мнению, из-за эмбарго Россия потеряет около 50% экспорта своей нефти на мировых рынках. Речь о более 2 млн баррелей в сутки. И именно это – основной удар по российской экономике, считает эксперт.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org