Дипломатические игры: Почему чиновники озвучивают противоречивую информацию о «формуле Штайнмайера»
В последнее время украинские чиновники озвучивают противоречивые заявления относительно способов прекращения войны на Донбассе и так называемой «формулы Штайнмайера». Например, министр иностранных дел Вадим Пристайко сообщил, что еще второго сентября согласовал «формулу Штайнмайера» для Украины, и буквально сразу же представитель России в Трехсторонней контактной группе в Минске Борис Грызлов заявил, что украинская делегация отказалась во время заседания подписывать обязательства по выполнении этой «формулы». Таким образом, российский дипломат подчеркнул, что Киев отказался выполнять ранее взятые на себя обязательства. В то же время, спикер представителя Украины в Трехсторонней контактной группе Леонида Кучмы Дарка Олифера сообщила, что Украина поддерживает «формулу Штайнмайера», но перед тем, как ее вводить должны быть решены вопросы безопасности, проведен обмен пленными, а сами выборы на оккупированных территориях должны проходить по украинским законам. Эксперты не исключают, что озвучивание украинскими чиновниками противоречивой информации – это такая тактика, суть которой состоит в том, чтобы «запутать врага». Говорят, что на самом деле в ней вся суть «формулы Зеленского» по урегулированию военного конфликта – говорить много о мире и счастье, но делать ровно то, что выгодно Украине.
В среду, 18 сентября, министр иностранных дел Вадим Пристайко сообщил, что на заседании «нормандской четверки» на уровне советников он одобрил «формулу Штайнмайера» для решения конфликта на Донбассе. При этом он добавил, что согласовал текст обязательств по «формуле». Министр заявил, что в выборах на оккупированных территориях должны принимать участие украинские партии, а «особый статус» Донецкой и Луганской области предоставят после избирательного процесса.
Такое заявление буквально сразу же раскритиковали эксперты, заявив, что Украина выбрала путь капитуляции. Так, политтехнолог Тарас Березовец подчеркнул, что решение по Донбассу было принято без одобрения Верховной Рады, СНБО и общественного обсуждения. По его словам, министр иностранных дел совершил кардинальный шаг к изменению внешнеполитической позиции Украины. При этом он подчеркнул, что президент, вероятно, знал обо всем. Березовец заявил, что граждане должны понять – их ускоренными темпами ведут к капитуляции и согласию на режим внутренней оккупации.
Но буквально сразу же было обнародовано заявление представителя России Бориса Грызлова по итогам заседания Трехсторонней контактной группы. Так, он сообщил, что представители Киева отказались подписать «формулу Штайнмайера», то есть отказались согласовать порядок правового и фактического закрепления «особого статуса» Донбасса. В свою очередь представитель «ЛНР» Владислав Дейнего добавил, что согласованный текст «формулы» был получен 11 сентября, однако Украина в итоге отказалась его подписывать. По его мнению, таким образом, Киев сорвал грядущую встречу в «нормандском формате».
В свою очередь, пресс-секретарь представителя Украины в Трехсторонней контактной группе Леонида Кучмы Дарка Олифер сообщила, что украинская сторона не имеет принципиальных возражений по сути так называемой «формулы Штайнмайера» о местных выборах. Однако, добавила она, реализация этой формулы возможна только при условии выполнения следующих пунктов: полное прекращение огня, обеспечение эффективного мониторинга СММ ОБСЕ на всей территории Украины; вывод с территории Украины вооруженных формирований иностранных войск и военной техники, разведение сил и средств вдоль всей линии соприкосновения, обеспечение работы Центральной избирательной комиссии Украины, украинских политических партий, СМИ и иностранных наблюдателей, установление контроля за неподконтрольным Украине участком российско-украинской границы и выполнение других пунктов, предусмотренных украинским и международным законодательством и Минскими соглашениями.
После этого, в Кремле заявили, что «формула Штайнмайера» должна быть принята без условий. По словам спикера российского президента Дмитрия Пескова, выдвижение условий – это новая позиция Украины для всех стран, которые ранее декларировали свое согласие с этой «формулой». Он подчеркнул, что смена позиции не укладывается в рамки уже имеющихся и подтвержденных договоренностей.
Уточнил позицию президента по решению конфликта на Донбассе, глава комитета по вопросам внешней политики Богдан Яременко. По его словам, не будет никаких изменений Конституции в части «особого статуса». Также он подчеркнул, что Украина выполнит остальную политическую часть договоренностей только после того, как будет прекращен огонь, разведены войска и проведен обмен пленными. Выборы будут проведены по всей территории Украины, но только после выполнения предыдущих пунктов. По словам Яременко, именно в этом и состоит переговорная позиция Украины.
Эксперты рассуждают над тем, что означает противоречивая информация по Донбассу от украинских чиновников. По словам политолога Владимира Фесенко, сейчас идет жесткая тактическая борьба, и если договариваться, то на взаимоприемлемых условиях. При этом он добавил, что принципиальная позиция украинской делегации в Минске показывает, что никакой «зрады» не будет.
В свою очередь бывший народный депутат Семен Семенченко считает, что Пристайко и Кучма разыграли роли «хорошего и злого полицейского». При этом, по его мнению, министр согласился на «формулу Шатйнмайера» в начале сентября, чтобы Украина смогла вытащить часть своих пленных из России, а также моряков, а после того, как они оказались дома, кардинально была сменена позиция по Донбассу. Семенченко считает, что в этом случае нельзя говорить об обмане, а всего лишь о военной хитрости.
Называет хаос в информационном пространстве тактикой бывший нардеп Игорь Луценко. По его словам, ее суть в том, чтобы «вкидывать» спорные заявление, а потом через некоторое время отступать. Реакция граждан в конечном итоге оказывается преувеличенной и информация о каких-то акциях протеста уже не имеет нужного резонанса.
При этом координатор группы «Информационное сопротивление» Константин Машовец отметил, что украинские чиновники так часто меняют позицию, что Россия сама не может понять логику решений украинской власти. При этом он не исключает, что именно это есть задачей министерства иностранных дел.
В свою очередь военный эксперт Алексей Арестович отмечает, что в свете последних событий лучше всего выполняется «формула Зеленского». Ее суть – говорить о мире и счастье, но делать то, что удобно.
По словам Арестовича, «формула Зеленского» похожа на стратегию, которой придерживался бывший президент Петр Порошенко четыре года. Эксперт считает, не исключено, что Зеленский понял реальную угрозу в случае уступок в сфере безопасности: внешнюю и внутреннюю, а это может свидетельствовать о том, что он быстро обучаем. При этом Арестович предостерег президента от ошибок Виктора Януковича, который ехал подписывать договор об Ассоциации с ЕС, но не подписал, и в итоге для него это обернулось протестами и бегством.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org