Дерибан для своих или успешная большая приватизация? В Киеве продали завод «Большевик»
Фонд государственного имущества продал с аукциона так называемый завод «Большевик» за 1,42 млрд. гривен и назвал это успешным кейсом. Соглашаются с таким утверждением многие эксперты. По их словам, самый главный плюс состоит в том, что власти смоги продать такой большой проблемный объект, ничего подобного не происходило в течение последних 15 лет. Кроме того, отмечают аналитики, появился шанс, что на месте заброшенных зданий почти в центре Киева появятся современные дома и хорошая инфраструктура, ведь победитель аукциона – компания «Дженерал комерс» уже имеет подобный успешный опыт работы, например, с заводом «Арсенал». В то же время аналитики добавляют, что есть такое ощущение, что аукцион проводился «для своих», в нем участвовали только три компании, из которых только две делали ставки. Проблема в том, говорят аналитики, что потенциальные участники отказались бороться за объект, так как якобы не хотели воевать с бизнесменом Василием Хмельницким. Кроме того, по их словам, объект продали по цене ниже рыночной стоимости.
В среду, 27 октября, состоялся аукцион по продаже АО «Первый киевский машиностроительный завод», который в народе называют «Большевик», в рамках программы «Большая приватизация». Победителем торгов стала компания «Дженерал комерс». Она отдаст за завод 1,42 млрд. гривен. При этом стартовая цена объекта составляла 1,38 млрд. гривен. Но, новый владелец должен будет инвестировать 57 млн. гривен в ремонт и модернизацию промышленной площадки завода в Жашкове (Черкасская область), а также погасить долги предприятия на сумму в 500 млн. гривен.
В Фонде госимущества довольны продажей «Большевика». Там говорят, что ничего подобного не происходило в течение последних 15 лет. В Фонде напомнили, что последним крупным объектом приватизации была «Криворожсталь» (сейчас – АрселорМиттал Кривой Рог).
В то же время эксперты отмечают, что главный актив «Большевика» — это 35 гектар земли неподалеку от центра Киева по проспекту Победы. Они говорят, что Фонд даже продвигал «Большевик» — как уникальный участок под застройку. Там предлагали потенциальным инвесторам совместить жилые и офисные здания с торговыми центрами. Тем не менее аукцион был очень коротком, в течение десяти минут он был закрыт. А все потому, что в нем принимали участие всего три участника, один из которых вообще не делал никаких ставок. Поэтому цена объекта выросла всего лишь на 40 млн. гривен.
По словам бывшего нардепа Борислава Березы, Фонд госимущества продал последний лакомый кусок киевской земли под заводом «Большевик» кипрскому оффшору почти по стартовой цене. Он говорит, что оффшор связан с группой UFuture Василия Хмельницкого и Андрея Иванова. При этом Береза утверждает, что цена за участок получилась более, чем в два раза ниже рыночной цены. В общем, отмечает он, все произошло ожидаемо — торги с заранее известным покупателем и результатом, как и то, что не приняли участия в аукционе все, кто планировал это сделать, в частности, собственник девелоперской компании Kadorr Аднан Киван и компания «Интергал-Буд» Владимира Зубика, а также Консорциум инвесторов, в состав которого входили девелоперская компания KDD, консалтинговая компания Colliers Ukraine, инвестиционная компания Dragon Capital и другие инвесторы. Они этого не сделали, говорит Береза, поскольку их участие в торгах стало бы билетом на войну с бизнесменом Хмельницким. Так что, добавляет политик, аукцион был под него, и цена потому не 4,2 миллиарда, как прогнозировали эксперты, а всего 1,429 миллиарда гривен. По мнению политика, эта продажа показывает, что «Большая приватизация» — это дерибан для своих.
Согласен с тем, что настоящего конкурентного аукциона не получилось и финансист Сергей Фурса. По его словам, действительно, на аукцион пришло только три участника, а торговались только двое и это при том, что речь идет о земельном участке на фоне строительного бума в Киеве. Эксперт говорит, это произошло потому, что определенная группа людей системно работала на то, чтобы отпугивать потенциальных покупателей, сделать так, чтобы покупка «Большевика» была билетом на войну. В итоге целый ряд потенциальных инвесторов отказались играть в эту игру. То есть компания, которая выиграла аукцион, сделала все для того, чтобы потенциальные конкуренты даже не принимали в нем участие. Фурса говорит, что в целом государственная машина оказалась бессильна против скоординированных действий группы лиц, фактически противодействующий успеху проекта. Да и на конкурентном аукционе с большим количеством по-настоящему заинтересованных участников можно было бы привлечь гораздо больше денег в бюджет. Государство, с его силовиками и прочими атрибутами дистанцировалось, не найдя в себе сил или желания сделать аукцион по-настоящему прорывным, считает финансист. Впрочем, говорит Фурса, приватизация честная и прозрачная, — это очень важная реформа. В первую очередь — это борьба с коррупцией, потому что государственная собственность есть оплот коррупции. Финансист признает, что, действительно, больше 15 лет большой приватизации не было, теперь она вернулась, и это однозначный плюс.
На самом деле, говорит политолог Владимир Фесенко, действительно, «Большевик» можно было бы продать дороже, но надо учитывать, что вокруг него накопилась куча сложных проблем. Это и огромные долги (около 500 миллионов гривен), и судебные конфликты, и проблемы с арендаторами. Также есть конфликтная ситуация с городскими властями с развязкой возле «Большевика» (Шулявский путепровод). И это, считает политолог, отпугивало абсолютное большинство потенциальных инвесторов. Как свидетельствует опыт (например, с приватизацией Одесского припортового завода) в таких конфликтных ситуациях приватизация проблемного объекта обычно вообще не происходит, а цена выставляемого на приватизацию объекта постепенно и существенно снижается. Хорошо, что вообще удалось приватизировать завод «Большевик», считает эксперт.
В свою очередь политолог Виктор Таран подчеркивает, что шансов на возрождение завода «Большевик» не было. Он не работает десятилетия, все оборудование вышло из строя или было распродано. Само предприятия имеет миллионные долги. Кроме того, добавляет эксперт, хорошо, что завод достался не каким-то «серым» претендентам, а девелоперам, которые давно известны на рынке. Впрочем, говорит политолог, нужно требовать публичной презентации планов новых владельцев завода, чтобы не получилось так, что тотальная застройка приедет к коллапсу в микрорайоне, ведь нужны не только высотки, а и инфраструктура, например, те же школы.
О том, что не было ни малейшего шанса возродить работу завода «Большевик», говорит и политолог Петр Олещук. По факту, подчеркивает он, Фонд госимущества получил 1,4 млрд. гривен (плюс уплату 438 млн. долгов завода), город – новое пространство на 35 гектарах земли для собственного развития. Поэтому эксперт считает аукцион успешным.
Согласен с таким мнением Фесенко. По его словам, компания, которая купила «Большевик», фактически консорциум инвесторов, среди которых владелец «А-Девелопмент» Алексей Баранов и компания UDP под управлением Андрея Иванова. Одним из акционеров UDP является известный бизнесмен Василий Хмельницкий. Это известные девелоперы, давно на рынке и имеющие немало успешно реализованных проектов. В частности, говорит Фесенко, именно UDP и «А Девелопмент» занимались реставрацией исторических построек завода «Арсенал».
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org