Что будет с Харьковом?
Развязанная Путиным война стала настоящим испытанием не только для украинской армии, но и для отечественной экономики. Для Харькова агрессия со стороны Кремля вообще перевернула всё с ног на голову. Если осенью 2013 года наш регион был экономическим мостиком, связывающим Украину и Россию, то теперь он постепенно привыкает к жизни в формате прифронтовой территории, для которой недавние партнеры стали врагами.
Социально экономическая ситуация в Харькове
В городе и сейчас далеко не все могут принять реальность, где Белгород является основной базой для диверсантов, устраивающих теракты в Харькове. Многие еще надеются, что все как-то рассосется и станет «как было». И вереницы машин снова потянутся через границу на ночной базар…
Тем не менее, все больше людей осознает, что Харькову придётся жить в новых условиях. В связи с чем необходимо без розовых очков посмотреть на процессы в экономике и социальной сфере, чтобы оценить риски дестабилизации.
Исходное положение
В независимой Украине Харьковский регион всегда было одним из экономических столпов. Область была (и есть) одним из немногих доноров, питавших тощий государственный бюджет. По итогам 2014 г. Харьковская область перечислила в госбюджет 25 млрд. грн. — на 2 млрд. больше, чем Днепропетровская. Бытовые условия в Харькове – при всех проблемах и нареканиях – в последние годы были лучше, чем в среднем по Украине. Город не раз занимал первые строчки в разнообразных рейтингах «лучших мест для проживания», «лучших мест для инвестиций» и т.д.
В 2012 г. пришел дополнительный ресурс под Евро-2012. В общем, Харьков был вполне благополучным и более-менее уверенно смотрел в будущее. Это все к тому, что масса людей будет до последнего цепляться за иллюзии и воспоминания «о стабильности» Януковича, при котором «такого ужаса не было».
Если объективно, то благополучие региона во многом произрастало из развитых экономических связей с Россией и приграничного расположения. По официальной статистике более половины экспорта товаров из Харьковской области отправлялась в РФ.
Оккупация Крыма и война на Донбассе, развязанная Россией, изменили всё. Благодаря инерции экономических связей и некоторому запасу прочности несколько месяцев регион держался на плаву. Именно поэтому и в самом Харькове, и в Киеве многие не могут свыкнуться с мыслью, что Харьков – это прифронтовая область. Ведь резкого обвала, к счастью, не произошло.
Сейчас Харьков по инерции успешно собирает налоги. Однако масштаб кризисных явлений нарастает и к осени может вызвать социальный взрыв.
Три болевые точки Харькова
Основные социально-экономические показатели региона отражены в инфографике. Одна даёт возможность выделить основные зоны риска.
1. Падение внешней торговли. Снижение объемов товарного экспорта и импорта в Харькове, по данным Госкомстата, происходит быстрее, чем в среднем по Украине. По итогам первого квартала 2015 г. Харьков потерял 40% товарного экспорта и импорта, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. С точки зрения торговли товарами хуже ситуация только в Донецкой и Луганской областях. С услугами ситуация чуть лучше – харьковский экспорт снизился на 9%, импорт — на 36,5%.
Если посмотреть на географическую структуру внешней торговли товарами, то экспорт Украины в Россию просел на 62%, импорт — на 64%. Именно здесь кроются проблемы Харькова.
2.Падение промышленного производства. В последнее время несколько раз доводилось слышать, что ситуация в промышленности у нас лучше, чем в среднем по Украине. Мол, хоть мы и прифронтовая зона, мы еще держимся.
Формально это так. Промпроизводство в Украине за первый квартал упало на 21,5%, а в Харьковской области – «только» на 17,5%. Но эта картина искажена.
Дело в том, что резкое проседание показателей по стране связано с фактическим обрушением промышленности в Луганской и Донецкой областях, где промпроизводство обвалилось соответственно на 88% и 51,7%. При таком падении естественно, что цифры по стране столь низкие. Вся проблема в том, что по объемам падения промпроизводства Харьков находится на 4 месте. Хуже, чем у нас, только в Донецке, Луганске и Кировограде. Для сравнения — в том же Днепропетровске промпроизводство сократилось на 11%.
3. Падение доходов и вероятность кризиса неплатежей. Резкое сворачивание торговли и ухудшение ситуации в промышленности уже оставило тысячи людей без средств к существованию. Это происходит на фоне резкого роста потребительских цен и коммунальных тарифов.
Негатив усиливается тем, что стоимость жизни в Харькове растет быстрее, чем в среднем по Украине, а вот уровень доходов отстает.
На сегодня уровень средней зарплаты в регионе составляет лишь 86% от среднего по Украине. Номинальная зарплата, как и везде, подросла, но реальная упала больше, чем в среднем по стране – до 75,3% (по Украине – 77,5%).
При этом Харьковская область занимает второе место после Донецкой по объему задолженности по зарплате. Людям задолжали 179 млн. грн. (12% от всех долгов по Украине) или 155,5% от того, что было на 1 января. В апреле ситуация с долгами несколько улучшилась, объем задолженности снизился на 10 млн. грн. Однако 21,7 тыс. людей до сих пор не получили свои деньги.
Очевидно, одним из последствий этого является нарастание долгов населения за услуги ЖКХ. В целом по Украине уровень оплаты – 97,6%. Уровень оплаты по Харьковской области – 89,1% (хуже только в Донецке), средний срок задолженности – 3,6 месяца. Это притом, что в регионе 119,2 тыс. семей получают субсидии, что является самым высоким показателем по стране. С начала года субсидии оформили 56 тыс. семей (в Днепропетровске – 36 тыс.).
Что хуже всего? То, что причиной кризиса во многом являются государственные и коммунальные предприятия. Так, 52,1% всех долгов по зарплате на экономически активных субъектах – это долги государственных предприятий. Долги коммунальных составляют 18,8%.
По сути, к значительной части долга Харьковская область отношения не имеет и повлиять на него не может. Это вопрос центральных органов власти (Минэкономики, Минагропрод, НКАУ, ФГИУ…) и концерна «Укроборонпром». Но весь социальный негатив адресуется именно местной власти, что накаляет ситуацию и играет на руку антиукраинским силам в регионе.
А теперь добавьте к этому 170 тыс. официальных переселенцев из Донбасса (в реальности – порядка 300 тыс.), которые в большинстве живут на пособия и стабильной работы не имеют. Еще несколько месяцев падения – и почва для социального взрыва будет готова.
Направления выхода из кризиса
Экономические показатели говорят о том, что Харьковская область, по сути, является третьим регионом, на территории которого идёт война. В частности – экономическая составляющая гибридной войны при активном информационном воздействии со стороны противника.
Проблемы Харькова являются следствием процессов, на которые регион повлиять не может. Эти риски возникли на уровне страны. Поэтому на местном уровне с ними ничего сделать нельзя.
Харьков не может прекратить войну, потому что её развязал и поддерживает Кремль. Харьков не может решить вопрос с долгами госпредприятий — это компетенция Киева.
Поэтому нет смысла обвинять во всём главу ОГА Игоря Райнина. Не в его силах обеспечить работой 5700 сотрудников «Электротяжмаша», которых перевели на сокращенный день, или выплатить долги работникам авиазавода. Это вопрос Минэкоразвития, которое думает не столько о том, как поднять, а о том, как бы продать проблемные заводы.
Какой выход? Направлений два.
Первое — нужно всеми средствами доносить до центральных властей в Украине то, что только адекватное вмешательство из Киева поможет избежать хаоса в регионе и цепной реакции по стране. Если не перезапустить харьковскую экономику – не будет донорских поступлений в бюджет, не будет возможности дотировать другие регионы. Как минимум – государство должно взять ответственность за свои активы.
Киев должен влить в Харьковскую область ресурсы, которые станут «подушкой безопасности» на период, пока наш бизнес переориентируется с российского рынка на другие. Хорошо, что в 2015 год в Харьковскую область пойдут деньги на обустройство границы. Но этого недостаточно. Нужен стабильный поток оборонных заказов для машиностроительных заводов. Загрузить харьковские заводы – значит не только вооружить армию, но и сохранить зыбкий социальный мир.
Также необходимо рассмотреть возможность запуска масштабной программы общественных работ в Харьковской области, которые могли бы вобрать в себя свободные руки. Чем больше людей будет занято – тем меньше дурных мыслей будет витать в воздухе. Это прямая ответственность Министерства социальной политики.
Второе – в городе должны быть созданы условия для притока внешних ресурсов. Подробнее об этом мы писали здесь. В Харьков должны зайти глобальные игроки со своими ресурсами. Но для этого должны быть созданы политические и экономические условия. При нынешней городской власти превращение Харькова в глобальный открытый город затруднительно.
А резервы для роста есть. Например, доля Харькова в экспорте услуг – 3% от всеукраинского объема. Это в 10 раз меньше, чем у Киева, и в 3,5 раза меньше, чем у Одессы.
Момент качественного администрирования в регионе очень важен. Особенно – ввиду перспектив децентрализации. Однако этого недостаточно, чтобы обеспечить быстрый перелом. Ситуация – экстраординарная. Поэтому и меры нужны экстраординарные. Та же Одесса, благодаря назначению Михаила Саакашвили на должность главы ОГА, получила определённую имиджевую фору. Харьков должен получить свои «фишки».
В общем, всем нужно готовиться к тяжелой осени. Главное – не допускать увеличения долгов по зарплатам и аккуратно выплачивать пенсии. Иначе хлипкая система пойдёт в разнос.
По материалам: hvylya.net