Будут брать. Первые итоги применения Налогового кодекса

495

Принятый с боями в конце прошлого года Налоговый кодекс начали воплощать в жизнь. Новые правила для плательщиков единого налога стали главной причиной народного недовольства предложенным правительством Налоговым кодексом. Собрание самых ярких случаев столкновения бизнеса с новыми правилами.

Ещё год назад для предпринимателя Сергея, владеющего небольшим магазинчиком в Красном Луче Луганской области, общение с налоговыми органами сводилось к сдаче деклараций и оплате единого налога. Никаких дополнительных документов от владельца магазина, в котором нет даже кассового аппарата, не требовалось.

Нет у революции конца. Митинги против Налогового кодекса продолжаются и месяц спустя после его принятия. Ф

Всё изменилось в этом году. «Наше объединение предпринимателей получило письмо, где чёрным по белому было написано, что мы должны сохранять накладные на все товары. Если чего-то не будет, нас оштрафуют. А я, да, думаю, и коллеги, никогда их не хранили, потому что никогда их не требовали», – рассказывает предприниматель Фокусу. Теперь-то, конечно, он сохраняет каждую бумажку, однако боится, что в следующий раз потребуют что-то ещё.

Новые правила для плательщиков единого налога стали главной причиной народного недовольства предложенным правительством Налоговым кодексом. Чтобы снять напряжение, раздел, регламентирующий их работу, был изъят из кодекса и отправлен на дальнейшую доработку. Принять его в правительстве обещали к концу первого квартала этого года. Сейчас формально упрощенцы работают в соответствии с президентским декретом от 1998 года, предполагавшим очень либеральный режим налогообложения с минимальным количеством документации и проверок.

Однако, не дожидаясь изменений в законодательстве, от предпринимателей-единоналожников начали требовать те же документы, что и от всех остальных. «С нового года на семинарах налоговой службы, где предпринимателям растолковывают тонкости и нововведения кодекса, даже работающим на едином налоге настоятельно рекомендуют вести полную налоговую отчётность, сохранять и оформлять все приходно-расходные документы.

В случае, если они не будут этого делать, им грозят штрафы», – рассказала Фокусу председатель комитета защиты предпринимателей при оппозиционном правительстве Оксана Продан. Сейчас организации предпринимателей пытаются отбиться от этого требования, хотя бы до появления раздела в кодексе, однако в ГНАУ неумолимы. Готовность уравнять все субъекты предпринимательской деятельности ещё не узаконена, но на практике уже работает.
Сорвать кассу

По мнению Оксаны Продан, налоговые службы начали закручивать гайки, не дожидаясь изменения законодательства

Несмотря на широкие полномочия, у налоговых органов никогда не было свободного доступа к живым деньгам. С 2011 года они его получили. В конце декабря 2010-го правительство выдало постановление, согласно которому сотрудники налоговых органов могут изымать у налогоплательщика в счёт погашения долга всю наличность, найденную в кассе или в других местах хранения средств. Раньше предприниматель сам должен был дать согласие на погашение налогового долга за счёт наличных, обнаруженных в кассе. Теперь эту формальность отменили, и наличные деньги впервые оказались в руках у проверяющих.

Бизнесмены на этот счёт предпочитают особенно не распространяться. Однако некоторые из тех, с кем общался Фокус, признаются, что разрешение на изымание касс привело к новым злоупотреблениям. «На протяжении месяца у меня и у знакомых были случаи, когда к нам заходили налоговые инспекторы и просто забирали кассу под предлогом, что мы не заплатили необходимую сумму налогов. И мы оказывались перед выбором: пытаться откупиться или же разбираться.

В основном выбирали первое, чтобы не останавливать работу», – рассказал Фокусу владелец небольшой лесопильной компании в одном из райцентров Киевской области. По его словам, был даже случай, когда налоговик, изъяв кассу, просто показал мобильный телефон, на котором набрал «сумму к оплате».

В ГНАУ возможность таких злоупотреблений не отрицают и советуют жаловаться на вымогателей. Однако само нововведение считают абсолютно верным. Ведь если предприниматель задекларировал сумму налогов и не заплатил,то, как утверждает зампред ГНАУ Сергей Лекарь «его деньги принадлежат обществу».
Облегчённая версия

Налоговый кодекс в основном принято считать злом для малого бизнеса. Однако для крупного и среднего он тоже не стал манной небесной.

В частности, в кодексе власти обязали средний и крупный бизнес сдавать отчётность в налоговые органы исключительно в электронной форме. С одной стороны, это удобное нововведение, минимизирующее контакт налоговых органов с предпринимателями.

С другой стороны, переход на электронную отчётность может быть очень непростым. «У меня две торговые фирмы в разных районах Киева. Когда бухгалтер, которая обслуживает обе, пошла в налоговую службу по месту регистрации первой, ей легко зарегистрировали заявление о переходе на электронную подачу документов. Со второй было гораздо сложнее – выдали огромный «бегунок», где было указано с десяток мест, где нужно получить подписи.

В том числе и относительно того, что мы не являемся плательщиком земельного налога, хотя такая информация у налоговиков была», – рассказывает киевский предприниматель Виталий Андреев. Бухгалтер самостоятельно не смогла собрать все нужные подписи. В налоговой милиции ей указали на то, что получить подпись может только непосредственный владелец компании и заверенная нотариально доверенность не поможет. В итоге г-н Андреев решил, что пока будет работать по старинке, приходя в налоговую с бумажными декларациями.

Такой же непростой может стать и регистрация в системе автоматического возмещения НДС. Новый кодекс, вступивший в силу с января, обещал автоматически возмещать НДС предприятиям, не находящимся в стадии банкротства, не имеющим налогового долга и количество сотрудников которых превышает 20 человек.

«Пока эта норма не работает. Первый НДС, возникший в этом году, появится после 20 февраля, когда компании подадут декларации за январь», – объясняет систему президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко. Но в компаниях пока даже не знают, смогут ли они вообще рассчитывать на возмещение налога. «Формально мы соответствуем всем требованиям, однако не знаем, какое решение примет налоговая служба, зачастую руководствующаяся какой-то своей логикой», – говорит Фокусу председатель наблюдательного совета ОАО «Завод «Залив» Николай Кузьменко.

О неподтверждённости статуса «идеального» плательщика заявил Фокусу и заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Турбоатом» Алексей Черкасский. Предпринимателей настораживает то, что налоговая, перед тем как подтвердить право на получение НДС автоматом, собирается проверять все цепочки контрагентов и грозит сложностями, если найдёт в них сомнительные компании. «Проверить все цепочки для компаний, особенно связанных с торговлей, очень сложно. А найти повод отказать в быстром возврате НДС всегда можно», – считает вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Максим Кунченко.

Параллельно с введением Налогового кодекса предпринимателям сейчас разъясняют, как понимать и применять заложенные в нём нормы. Даже подготовили три тома пояснений: первый толкует лишь приведённые в кодексе понятия. Соответственно, когда основной налоговый закон растолкуют окончательно, предпринимателей могут ждать новые сюрпризы.

Наталия Гузенко, Фокус