Август может стать переломным. По его итогам станет понятна судьба мирных переговоров
Президент России Владимир Путин хочет мирных переговоров с Украиной, заявил бывший канцлер Германии Герхард Шредер после того, как посетил Москву. По его словам, это хорошая новость, ведь военный конфликт можно решить миром. Он отметил, что для этого нужно, чтобы Украина отказалась от членства в НАТО, оставила решение вопроса Крыма следующему поколению, а вопрос Донбасса закрыла по примеру «швейцарских кантонов». В то же время в российском МИД подтвердили информацию о том, что они никогда не были против мирных переговоров с Киевом, но добавили, что теперь такие переговоры будут включать «новые реалии на земле». На самом деле, отмечает в свою очередь министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, Россия не заинтересована в переговорах. По его словам, об этом свидетельствуют диаметрально противоположные заявления российских чиновников, которые то говорят о переговорах, то о «новых целях спецоперации». Министр считает, что переговоры возможны только после того, как РФ потерпит поражение на поле боя. Впрочем, некоторые аналитики не исключают, что, возможно, Украина и Россия могут заключить некое временное перемирие, в котором заинтересованы обе стороны, но после него боевые действия возобновятся. В то же время, эксперты считают, что август в вопросе войны может стать решающим, так как покажет реальную ситуацию на фронте, исходя из которой и будут приниматься решения по мирным договоренностям.
После посещения Москвы бывший канцлер Германии Герхард Шредер заявил, что Кремль хочет найти решение военного конфликта в Украине путем мирных переговоров. По его словам, это хорошая новость, которую не стоит игнорировать. Он отметил, что первым успехом на пути таких переговоров является «зерновая сделка», которая, возможно, расшириться до договоренностей о прекращении огня. Также Шредер рассказал, как можно «уладить конфликт» в Украине. По его словам, решения для оккупированного россиянами Крыма якобы могут найти со временем, возможно, это сделает следующее поколение. Также он добавил, что альтернативой членству в НАТО для Украины якобы может стать военный нейтралитет, как в Австрии. Шредер также отметил, что для Донбасса «нужно найти решение, основанное на швейцарской кантональной модели».
В то же время заместитель министра иностранных дел России Андрей Руденко заявил, что РФ никогда не отказывалась от переговоров с Украиной. Но, по его словам, в середине апреля, когда наметились определенные подвижки после встречи в Стамбуле, Киев прервал все контакты «по указке» США и других стран Запада. Он заявил, что в Кремле ужи привыкли к воинственным заявлениям представителей НАТО и Европейского Союза, которые настраивают киевские власти на продолжение боевых действий. При этом Руденко считает, что Запад «цинично использует Украину» в своей собственной борьбе с Россией. В то же время российский дипломат заявил, что пока Киев не изменил официальную переговорную позицию и говорит, что сядет за стол переговоров, когда отвоюет все свои территории. Но, говорит Руденко, в это вопросе у Киева «нулевые шансы». В то же время он добавил, что если Украина все же согласится сесть за стол переговоров, то Россия уже будет «учитывать новую ситуацию «на земле».
На самом деле, отмечает министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, что бы ни заявляли российские чиновники, приоритетом России остается война. Она и дальше стремится разрушить Украину и расколоть Запад. По его словам, для российского президента Владимира Путина прекращение огня сейчас лишь позволит его измотанной армии взять перерыв, чтобы впоследствии продолжить агрессию. Правда в том, говорит глава МИД, что Путин не остановится, пока не будет остановлен, поэтому призывы к прекращению огня, звучащие в Европе и Америке, совершенно неуместны. Кулеба уверен, что сейчас не время соглашаться на невыгодные предложения прекращения огня или мирных соглашений. Задача состоит в том, подчеркивает глава МИД, чтобы нанести поражение России и лишить ее возможности снова нападать на кого-либо в обозримой перспективе. При дальнейшей прочной и своевременной поддержке Украина готова и способна это сделать. То есть, подчеркнул Кулеба, переговоры возможны только после того, как Россия потерпит сокрушительное поражение на поле боя. Поэтому Украина должна победить, только тогда Путин будет искать мир, а не войну, уверен министр. При этом он считает, что на самом деле Россия серьезно не относится к теме возможных переговоров. По его словам, об этом свидетельствуют диаметрально противоположные заявления российских чиновников, которые то говорят о мире, то о новых целях «спецоперации», то о новых реалиях. Кулеба заявил, что при поддержке мира Украина уже стабилизировала линию фронта и готовится к возвращению контроля над территориями, которые до сих пор находятся под оккупацией России, прежде всего на стратегически важном юге. В этом контексте Украина призывает партнеров усиливать поддержку и отвергать фейковые «мирные инициативы» со стороны России.
В свою очередь советник главы Офиса президента Михаил Подоляк заявил, что нет никаких оснований, чтобы говорить о возобновлении переговоров с Россией. По его мнению, Кремль может говорить только на языке ультиматумов, и озвучивают уже новые цели «спецоперации». Поэтому нужно нанести военное поражение России, тогда можно садится за стол переговоров, отметил Подоляк.
При этом, как отмечает политолог Игорь Рейтерович, Россия якобы заинтересована в переговорах и в завершении горячей фазы войны, поскольку это наносит огромный ущерб ее экономике. По его мнению, все российские политические элиты, которые сосредоточены вокруг Путина, не видят перспективы, не понимают, что будет дальше, как выйти с этой ситуации, в которую они ввязались, развязавши войну. И для них старт каких-то переговоров либо их имитация — очень неплохой выход, потому что они могли бы под соусом этих переговоров получить какие-то послабления в контексте санкционной политики, добавил эксперт.
На самом деле, говорит член комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Сергей Рахманин, условное перемирие с Россией, чтобы получить паузу для восстановления экономики и войск, возможно. При этом он добавляет, что украинское общество воспримет только соглашение, которое зафиксирует возвращение оккупированных территорий хотя бы по состоянию на 23 февраля. Но надо быть реалистами: в обозримой перспективе это сделать невозможно, заявил нардеп. При этом он подчеркнул, что война на истощение требует определенных ресурсов, экономических, финансовых, энергетических. По его словам, никто, кроме президента доподлинно не знает, не просто сколько у нас уничтожено электростанций, нефтебаз, железных дорог, автодорог, а и как быстро это все может быть восстановлено. Никто не знает, сколько в Украине есть горючего, сколько денег, какой будет инфляция. И может быть ситуация, когда будут преобладать не столько военные вещи, а сугубо экономические, когда будет понятно, что нужно получить какую-то паузу, передышку, говорит Рахманин. Он предположил, что такое действия будут тяжело восприняты, но с точки зрения главы государства логично – пойти на фиксацию того, что происходит в данный момент. При этом политик заявил, абсолютно уверен в том, что президент Владимир Зеленский никогда не пойдет на сдачу украинских территорий.
На самом деле, подчеркивает глава Офиса президента Андрей Ермак, Украина никогда не пойдет на уступки России с точки зрения своей независимости и территориальной целостности. Следующие месяцы, по его словам, станут решающими в этой войне.
При этом практически все эксперты говорят о том, что август может стать переломным месяцам и исходя из результатов на фронте можно будет говорить о мирных переговорах и на каких условиях они будут проходить. Так, Рахманин считает, что у войск РФ есть задача — минимум выйти на админграницы Донецкой и Луганской областей до конца лета. При этом, по его мнению, до конца лета россияне попытаются захватить столько, сколько смогут, затем провести на этих территориях псевдореферендумы, чтобы провести аннексию, как с Крымом. В то же время он уверен, что россияне вряд ли выйдут на границы Херсонской области даже при оптимистичных для них расчетах, и точно они не смогут захватить всю Запорожскую область.
В свою очередь политолог Дмитрий Воронков считает, что на фронте в последний месяц лета можно ожидать наступление ВСУ на юге, вплоть до освобождения Херсона. При этом он добавил, что то или иное развитие событий на фронте будет зависеть от того, как Запад продолжит поддерживать Украину вооружениями и боеприпасами. Он считает, что поставки вряд ли сократятся, но не факт, что и усилятся. Впрочем, эксперт не исключает, что если Запад увидит успешную работу военных на фронте, что они достигают успеха, то может усилить поставки вооружения.
Тем не менее, политолог Алексей Якубин напоминает, что с августа начинается старт американского ленд-лиза, а это значит, что Украина получит более мощное, а самое главное в максимально оперативные сроки, вооружение. Он добавил, что уже видна стратегия высшего военно-политического руководства в ракурсе войны, а именно – освобождение юга Украины. Возможно, после этого, добавил эксперт, Киев пойдет на переговоры.
Впрочем, есть мнение, что война может длится еще и зимой. Так, по словам военного эксперта, полковника Сергея Грабского, такой сценарий становится все более и более вероятным. При этом он считает, что скорее всего, это будет горячая фаза конфликта.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org