Есть ли смысл в договоренностях Удара и Объединенной оппозиции?
Находящаяся в колонии Юлия Тимошенко одобрительно прокомментировала переговоры по согласованию мажоритарных кандидатов между Объединенной Оппозицией и «Ударом». В целом она согласна с тем, что в каждом округе должен идти один оппозиционный кандидат. Также она отметила, что не забудет благородный поступок тех, кто снимет кандидатуры.
Впрочем, подобная история уже имела место. Например, в августе 2012 года бывший глава Фонда госимущества Александр Бондарь опубликовал заключенное с Тимошенко двухстороннее соглашение, подписанное зимой 2012 года. Этим соглашением она обещала Бондарю попадание в проходную часть партийного списка БЮТ. Такой же текст остался на память и Роману Зваричу. Очевидно, что не все так просто.
Давайте вспомним краткую хронологию событий. Еще 1 августа Виталий Кличко заявил, что в случае если кандидат ОО будет более популярен в округе, то «Удар» готов снять кандидата в его пользу. Совсем недавно 10 октября, Андрей Шевченко от имени БЮТ заявил, что ради того чтобы в округе не победил провластный кандидат «Батькивщина» также готова снять кандидата в пользу более популярной кандидатуры от «Удара». Днем ранее Арсений Яценюк сообщил, что оппозиционеры планируют проведение социологических исследований по 34 округам, спорным с «Ударом». Уже 14 октября ударовцы объявили, что Объединенная Оппозиция согласна совместно определить единых кандидатов-мажоритарщиков на основе независимых социологических рейтингов. Но в итоге все пошло не так.
Когда дело коснулось конкретики, а именно интерпретации результатов соцопросов, между договаривающимися сторонами возник конфликт. 14 октября киевская областная организация Объединенной Оппозиции заявила о том, что рейтинг мажоритарщиков от «Удара» взят с потолка и «нарисован». Например, представляющего «Удар» в Киевском облсовете Николая Бабенко, которого Кличко предложил единым кандидатам вместо Сергея Терехина обвинили в неформальном сотрудничестве с Партией регионов. Еще одного кандидата от «Удара», который должен был заменить Ксению Ляпину вообще назвали «тушкой» за то, что он вышел из фракции «Батькивщина» после отставки Тимошенко с поста премьера. А Ксения Ляпина выступила едва ли не с оскорбительными речами в отношении «Удара».
Несколько дней назад руководитель Центра социальных и маркетинговых исследований «Социс» Николай Чурилов заявил, что соцопросы, заказанные «Батькивщиной» и «Ударом» получились не очень качественными. Он также отметил, что не может гарантировать высокое качество выполнения данной работы. Кроме того, очень сжатые сроки не способствуют качественному результату. То есть присутствует и желание социологов подзаработать, но в то же время и сами политики слишком долго тянули с согласованием и заказом на социологические исследования. В целом же столь оперативные социсследования еще, мягко говоря, не очень качественные. Например, в Киеве рейтингом занимались сразу три структуры – TNS Ukraine, GFK и Рейтинг Гроуп. Согласно результатам этим исследованиям Вадим Столар от Партии регионов в 217 округе получил 16%, 0% и 16% соответственно. Кандидат от БЮТ Брегинец – 18%, 12% и 10% соответственно. Алла Шлапак в 221 округе получила 0%, 11.3% и 16.2% соответственно. А кандидат от БЮТ Леонид Емец получил 35.4%, 10.7 % и 3.5%. Очевидно, что кандидат от известной политической силы мог получить 0% только, если респондентов вообще не опрашивали. Да и популярный оппозиционный кандидат даже теоретически не может иметь колебания рейтинга от 3.5 до 35%. Против этих данных практически сразу представила альтернативные результаты исследования Ксения Ляпина, которую попытались снять в пользу представителя «Удара». Ее пресс-служба 14 октября сообщила, что по сведениям центра исследований «Имидж Контроль» в 216 округе лидирует именно Ляпина. Согласно данным этого центра если бы выборы состоялись в ближайшее время, то 30.5% респондентов проголосовали бы за нее. За ударовца Алексея Давыденко отдали бы свои голоса 23% избирателей, и еще 20% поддержали бы самовыдвиженца Александра Супруненко. Это заявление Ляпиной воспринимается как противопоставление двух социологий. Кроме того, она таким образом превратила в фарс идею Яценюка и Кличко использовать в качестве основы единые соцопросы, да еще проведенные с таким качеством. В тоже время как ни странно но Объединенная Оппозиция и «Удар» лишь в нескольких случаях отталкивались от этого подобия социологических исследований.
Например, 12 из 18 кандидатов Кличко, которых тот снял с выборов, выдвигались в тех округах, где соцопрос вообще не проводился. В ответ Объединенная Оппозиция сняла кандидатов лишь в 4 округах из требуемых Кличко 16. Те же кандидаты, которых сняли или не сняли договаривающиеся политические силы могут по-разному повлиять на избирательный процесс - как эффективно или условно эффективно, так и совершенно бесполезно. Наибольший эффект от действий оппозиционеров, по информации портала job-sbu.org, отмечается в 92 округе, где общий рейтинг кандидатов Канюры и Световенко достигает 31%, тогда как Сергей Кацура из Партии регионов может рассчитывать только на 18%. Также в 204 округе общий рейтинг Мельника от ОО и Балясиновича от Удара достигает 36%.
Еще в двух случаях выдвижение единого кандидата оппозиционеров позволит уравновесить их шансы с провластными кандидатами. Также общий рейтинг Ульяны Мостепан от Объединенной Оппозиции и Константина Брыля от «Удара» составил 23%, тогда как кандидат-регионал Александр Онищенко может получить 22.8%. также в 84 округе общий рейтинг оппозиционера Романюка и ударовца Морозюка достигает 22%, тогда как провластная Татьяна Засуха может рассчитывать на 24%. В этих округах намечается наиболее серьезное противостояние мажоритарщиков.
Остальные манипуляции оппозиционеров попросту бесполезны. Например, в 122 округе оппозиционер Василий Позиняк может получить около 30%, а кандидат от «Удара» Игорь Самардак может рассчитывать на 22.9%. В то же время ассоциируемый с властью Тарас Козак согласно социологическим данным может получить 40%. В 124 округе оппозиционер Степан Корпиль имеет рейтинг 32.6%, а ударовец Синюк мог бы получить лишь 7%. Поэтому здесь рокировки не играют никакой роли. Похожая картина в 151 округе, где кандидат от Удара Тарас Кутовый, имея 36.4% рейтинга, остается вне досягаемости для конкурентов. В 97 округе явный лидер гонки – ударовец Павел Ризоненко получит лишь несколько процентов от снятия оппозиционера Олега Кищука. Также и в 160 округе рокировки с ударовцем Олегом Рябченко с рейтингом 6% и кандидата от ОО не сравнятся с мэром Шостки регионалом Николаем Ногой, имеющим рейтинг 30%.
Несколько дней назад один из главных оппозиционеров Анатолий Гриценко заявил, что в результате этих рокировок между «Ударом» и ОО партия гарантированно лишится около 20 мандатов. Хотя уже сейчас очевидно, что эти договоренности смогут однозначно сработать лишь в двух случаях и еще в двух уравнять шансы с Партией регионов. В случае везения столь разрекламированные договоренности Яценюка и Кличко принесут оппозиции лишь 4 мандата. Данные договоренности наоборот не будут работать там, где теоретически все могло бы получиться.
Ко всему прочему крайне трудно определить реальный рейтинг кандидатов согласно столь оперативным социологическим данным. Нередко избиратели отказываются голосовать за ту или иную партию, так как считают, что их голос за чуть менее популярную партию будет аннулирован. Причем ссылаются на то, что в этом их убедили социологи во время заполнения анкеты. Что интересно более половины избирателей даже не понимают что такое мажоритарка. Еще не менее 30% отказываются сотрудничать с социологами, а оставшаяся половина опрошенных уточняет, что еще запросто может изменить мнение. Как в итоге проголосуют люди – заранее сказать достоверно очень сложно. Поэтому ситуация по-прежнему остается непредсказуемой.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org