Нацбанк девальвировал гривну на 25%. Причины и последствия такого шага
Национальный банк поднял курс доллара к гривне на 25% до 36,58 грн. за доллар. Там отмечают, что на такой шаг регулятор пошел вынуждено, поскольку сдерживать курс на уровне 29,25 грн. за доллар было слишком дорого для золотовалютных резервов. Кроме того, в Нацбанке утверждают, что его решение позволит увеличить конкурентоспособность украинских производителей, сблизить курсовые условия для различных групп бизнеса и населения и поддержать устойчивость экономики в условиях войны. Впрочем, в НБУ все же признают, что речь таки идет о девальвации, и украинцы, которые получат доход в гривне будут зарабатывать меньше. Кроме того, отмечают эксперты, следует ожидать повышение стоимости бензина, а значит, и всех товаров. Впрочем, по их мнению, в текущих условиях войны нет хороших или плохих решений Нацбанка, есть только плохие и очень плохие, и регулятор делает все для того, чтобы добиться стабилизации валюты и увеличить поступления в бюджет. Хотя не все аналитики согласны с таким утверждением. Часть из них называют решение НБУ девальвировать гривну сразу на 25% — непрофессиональным. Кроме того, они не понимают, почему изменив курс доллара, регулятор не сделал того же с евро, а оставил, как он сам говорит, пространство для спекулятивных операций.
В четверг, 21 июля, Национальный банк поднял курс доллара к гривне сразу на 25%. Таким образом, он и дальше остается фиксированным, но теперь составляет не 29,25 гривен за доллар, а 36,58. В НБУ заявляют, что на такой шаг пошли из-за того, что очень дорого для золотовалютных резервов Украины стоило сдерживание официального курса на предыдущем уровне. При этом регулятор утверждает, что девальвация гривны на 25% позволит увеличить конкурентоспособность украинских производителей, сблизить курсовые условия для различных групп бизнеса и населения и поддержать устойчивость экономики в условиях войны. При этом в Нацбанке подчеркивают, что условия установления курса продажи и покупки валюты в наличном и безналичном сегментах рынка остаются неизменными. Продажа и покупка валюты банками по заявкам клиентов в безналичном сегменте валютного рынка и в дальнейшем будет осуществляться по курсу, который не может более чем на 1% отклоняться от официального. Курс продажи валюты в наличном сегменте валютного рынка и в дальнейшем будет определяться спросом и предложением на нем.
Кроме того, НБУ заявил о продолжении борьбы с «карточным туризмом». Так, в решении регулятора сказано, что граждане по-прежнему смогут снимать с гривневых платежных карточек за рубежом 50 тыс. грн. (в эквиваленте) в месяц. В то же время лимит на снятие наличной валюты с гривневых платежных карт за рубежом изменен с ежемесячного на еженедельный: 12,5 тыс. гривен (в эквиваленте) на семь календарных дней. Кроме того, уменьшен ежемесячный лимит на P2P переводы граждан за границу с гривневых платежных карт украинских банков со 100 тыс. грн. (в эквиваленте) до 30 тыс. грн. (в эквиваленте). Также установлен ежемесячный лимит на расчеты за рубежом с использованием гривневых платежных карт в размере 100 тыс. грн. (в эквиваленте) со всех счетов клиента в банке, открытых в национальной валюте. Это ограничение не почувствует подавляющее большинство граждан, находящихся заграницей, считают в НБУ.
По мнению главы Директората Ассоциации франчайзинга Украины Андрея Кривоноса такое решение регулятора негативно повлияет на украинцев, особенно тех, которые находятся за рубежом. По его словам, 12,5 тыс. гривен на семь дней за рубежом, при том, что некоторые банки берут двойную комиссию за платежи за границей – это «очень невесело».
Впрочем, как отметил заместитель главы Нацбанка Сергей Николайчук, новое решение НБУ, действительно, будет определенным образом влиять на каждого украинца. По его словам, все зависит от того, в каком виде они получают доходы, какие товары покупают. Для тех граждан, которые получают доходы в гривне, стоимость жизни несколько вырастет из-за определенного переноса коррекции обменного курса на цены, на инфляцию, говорит Николайчук. Он добавил, что по мнению НБУ этот перенос не будет значительным, поскольку в Украине инфляция намного больше повышается из-за эффектов войны на предложение товаров, на стоимость логистики, на стоимость товаров на мировых товарных рынках.
В то же время, как отметил Николайчук, для тех граждан, которые, например, продают свои товары и услуги на зарубежных рынках и получают поступления в иностранной валюте, эквивалент доходов в гривне вырастет. Также он подчеркнул, что Нацбанку будет легче удерживать ситуацию на валютном рынке сбалансированной, и это решение, в том числе, направлено на избежание макрофинансовой дестабилизации. По его словам, новый курс доллара выгоден для бюджета, поскольку он часть своих доходов получает от налогов на импорт, понимая, что импорт в гривневом эквиваленте вырастет, его стоимость, выше будут и доходы бюджета. Так же сейчас правительство получает значительную часть своего финансирования в виде средств от официальных партнеров как кредиты, гранты в валюте и, собственно, в гривневом эквиваленте из-за решения НБУ его возможности финансировать дефицит бюджета за счет внешних ресурсов растут, подытожил Николайчук.
При этом среди экспертов нет единого мнения по поводу решение НБУ. Например, исполнительный директор ассоциации IT Ukraine Константин Васюк считает, НБУ сделал «взвешенный шаг», который является определенным компромиссом, что снимает существенную часть проблем для IT-индустрии, как экспортера. Также он добавил, что более высокий фиксированный курс делает менее выгодным импортный бизнес. Эксперт признает, что импорт подорожает, а спрос на валюту со стороны импортеров должен снизиться. Это уменьшит давление на резервы НБУ, соответственно они будут сокращаться не такими быстрыми темпами, подчеркнул Васюк.
В свою очередь финансист Сергей Фурса отмечает, что НБУ пошел на такой шаг, поскольку у него не осталось выбора, так как держать курс на зафиксированном в начале войны уровне уже не было возможности — резервы слишком быстро тратились на поддержание этой валютной стабильности. При этом, добавил эксперт, разница между официальным курсом и курсом черного рынка достигла 25%, что отражалось на экспортерах и некоторых ФЛП, особенно из IT-сектора. Он считает, что, действительно, решение Нацбанка позволит увеличить доходы бюджета, но у него также есть и негативные последствия, а именно: инфляция. Хотя большинство импортеров мысленно и ориентировались на рыночный курс, однако все же продукция заводилась в страну по курсу 29,5, например – бензин, говорит Фурса. Теперь же, прогнозирует он, топливо должно подорожать, что будет иметь эффект на все цены. Но вопрос в том, что Набцнак действует в ситуации, когда нет хорошего решения, а есть только плохое и очень плохое, и так будет до конца войны, подчеркнул эксперт. Теперь добавляет он, главная задача всех ветвей власти так скоординировать свои усилия, чтобы у рыночных игроков не появилось ожиданий, что Нацбанк, переставив курс один раз, будет так делать еще раз и еще раз. Если вдруг в это поверят, то курс будет испытывать постоянные спекулятивные атаки, подытожил Фурса.
В то же время глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак считает, что аргументы, приведенные НБУ касательно проседания гривны на 25% по отношению к доллару, не выдерживают критики. Там поясняют свои действия тем, что была большая разница между официальным курсом и так называемым рыночным, и что много спекулянтов на этом наживались. Но, говорит эксперт, НБУ для того и существует, чтобы обеспечивать курсовую политику. И то, что центральный банк страны допускает в Украине наличие нескольких параллельных курсов национальной денежной единицы, говорит об абсолютной профнепригодности руководства НБУ, утверждает Новак. По его словам, Нацбанк имеет все условия для обеспечения стабильного курса гривны, во всяком случае, чтобы не допускать таких огромных прыжков как девальвация гривны на 25% одномоментно. При этом он обратил внимание на то, что НБУ изменил курс доллара, но не евро. Фактически, НБУ, аргументируя ослабление гривны к доллару на 25% борьбой со спекуляциями, сам отставляет место для таких спекуляций, оставляя курс евро прежним, уверен эксперт.
К слову, экономист Алексей Геращенко не исключает, что из-за огромного дефицита бюджета, с которым пытается бороться Нацбанк, курс гривны в обменниках до конца года может вырасти даже до 50 гривен за доллар. По его словам, сейчас украинский бюджет покрывается западной помощью, частично — эмиссией гривны из-за выкупа Нацбанком военных облигаций Минфина. То есть, тем самым НБУ фактически печатает новую гривну. Соответственно, если эти объемы будут в размере 70-80-100 млрд гривен в месяц, это просто будет новая гривна, которая будет поступать в систему. Соответственно коридор курса 40-50 он является вполне реальным до конца года, говорит эксперт. По его словам, если эта монетарная политика будет более сдержанной, то есть темпы этой эмиссии будут 20-30, пусть 50 млрд гривен в месяц, такого падения можно будет избежать.
О том, что риски дальнейшей девальвации гривны остаются существенными из-за проблем с финансированием бюджета, которые в последние месяцы решались за счет «печати денег» Нацбанком, говорит президент Киевской школы экономики Тимофей Милованов. По его словам, если эмиссия продолжится в значительных объемах, это будет не последняя девальвация в последующие месяцы. Украинская экономика, говорит он, показала себя удивительно устойчивой во время войны, особенно в начале, однако у устойчивости есть запас, и он не бесконечен.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org