Главные тезисы из интервью Зеленского: Поездка к Байдену, стена с Донбассом и еле живой «Минск»
Президент Украины Владимир Зеленский дал интервью на телеканале «1+1». Глава государства среди прочего рассказал, почему решил задействовать инструмент СНБО, а также ответил, о чем намерен говорить с президентом США Джо Байденом.
Эфир программы «VIP с Натальей Мосейчук», запись которой происходила на открытом воздухе возле Мариинского дворца, транслировался на странице ТСН в Facebook 24 июня. Также Зеленский пояснил, почему решил начать борьбу с Конституционным судом, и какой вопрос считает приоритетным.
Главное из интервью президента:
- Минский формат – еле живой.
- В случае провала переговоров по Донбассу, вопрос «стены» с ОРДЛО может быть вынесен на референдум.
- Украина де-юре – парламентско-президентская республика, а де-факто – президентско-парламентская.
- Вопрос судебной реформы – приоритетный.
- Пояснил, какую именно борьбу ведет с Конституционным судом.
- Встреча Байдена и Путина – это позитивный сигнал.
- Вопрос по вступлению в НАТО нужно перевести из политической плоскости в плоскость безопасности.
- «Северный поток-2» – острый вопрос, который будет обсуждаться и с Байденом, и с канцлером Германии Ангелой Меркель.
- Вопросов к СБУ или Андрею Ермаку из-за ситуации с «вагнеровцами» у Беларуси нет.
Активизация работы СНБО
Зеленский отметил, что работа Совета национальной безопасности, который регулярно вводит санкции против иностранцев и украинцев, это его «оружие».
Он подчеркнул, что всегда заявлял о том, что пришел на пост президента, чтобы менять страну.
«И это абсолютная правда. И если я понимаю, что по ходу политической жизни у меня есть быстрые инструменты и оружие, и я устал договариваться с теми или иными… если я должен со всеми договариваться, меня это, честно говоря, не устраивает. Я совершенно другой человек. Вся власть – все мое оружие, СНБО – один из видов этого оружия – и я его применяю», – сказал Зеленский.
Переговоры по Донбассу и «стена» с ОРДЛО
Президент отметил, что в случае провала переговоров по Донбассу, нормандского формата и других за «стену» с ОРДЛО будет голосовать народ Украины.
Журналистка заговорила о теме ОРДЛО и сказала, что «Минск» умер». Президент согласился с этой фразой, отметив: «Он и родился едва живым».
«То, что было подписано в 2015-м, я считаю, едва живое. Вопрос в том, что это сегодня «Нормандия», опираясь на «Минск», или «Минск», опираясь на встречи в Нормандии. Это единственный документ и не надо закрывать, но надо открывать другую адженду. Я считаю, что встреча с президентом России и встреча моя с президентом США может предоставить другую адженду в решении этих вопросов. По крайней мере, нам нужно попробовать», – сказал украинский лидер.
Спецоперация по «вагнеровцам»
Зеленский отметил, что последний раз общался по телефону с самопровозглашенным главой Беларуси Александром Лукашенко об операции по задержанию наемников ЧВК «Вагнера». Тогда украинский лидер сказал, что готов передать белорусской стороне полную информацию относительно фигурантов.
Президент добавил, что был уверен: Беларусь передаст «вагнеровцев» Украине.
«Когда «вагнеровцы» были на территории Беларуси, я позвонил Александру Григорьевичу и сказал, что готов передать полную информацию относительно этих людей. Мы понимали, какие там фамилии, мы понимали, кто они такие», – сказал президент.
На комментарий журналистки о том, что с провалом операции по задержанию «вагнеровцев» связывают главу Офиса президента Андрея Ермака, Зеленский сказал, что доверяет ему.
«Ермак рядом со мной не просто так. Служба безопасности предоставляла мне и предоставляет информацию обо всем моем окружении и всех моих людях… К Ермаку у СБУ, украинской разведки ноль вопросов», – подчеркнул президент.
Вступление Украины в НАТО и встреча Байдена с Путиным
Президент считает, что Украина и сама виновата в том, что она еще не стала членом НАТО. По его мнению, Киеву на протяжение 13 лет следовало быть более конкретным.
Президент подчеркнул, что вступление в НАТО – это вопрос безопасности, а не политики.
«Мы 13 лет используем это как политический вопрос. Мне кажется, что давили раньше неправильно, некорректно. Многие страны поняли, что Украину можно держать на таком расстоянии: ну хорошо, молодцы, еще чуть-чуть, еще несколько реформ, еще что-то. А мы нуждаемся в поддержке. У нас сейчас война. Сейчас нуждаемся в конкретных действий от Альянса и США. Это важные месседжи, которые Америка получала от нас точно», – пояснил Зеленский.
Также глава государства выразил уверенность, что президенты США и России Джо Байден и Владимир Путин действительно обсуждали этот вопрос «одним мазком», а сам факт встречи назвал позитивным.
Кроме того, добавил, что предоставление Украине Плана действий по членству (ПДЧ) – вопрос общения со странами Альянса, а не с Россией.
О чем Зеленский будет говорить с Байденом при встрече
Президент озвучил ряд вопросов, которые намерен поднять во время встречи со своим американским коллегой Джо Байденом. Среди них – оккупированные Донбасс и Крым, а также увеличение оборонных поставок.
Президент подчеркнул, что запланировано несколько блоков – по безопасности и экономический:
- ПДЧ по НАТО,
- двусторонние отношения,
- оборонный контракт,
- вопросы Донбасса, Крыма и безопасности на черноморском и азовском побережьях,
- вопрос украинского флота.
Также Зеленский добавил, что для Киева важна поддержка Международного валютного фонда и он хочет перевести эти вопросы с политики на экономику.
Отвечая на фразу ведущей о том, что США якобы уменьшили в этом году военную помощь для Украины, президент заверил, что это фейк.
«Где они уменьшили? Они увеличили. Уже есть официальный ответ Белого дома, где они открыто говорят, что это чистый фейк», – сказал Зеленский.
О «Северном потоке-2»
Зеленский также заявил, что перевел вопрос «Северного потока-2» из экономической плоскости в плоскость безопасности. Он намерен обсуждать его на встрече с американским лидером Джо Байденом и канцлером Германии Ангелой Меркель.
«Вопрос «Северного потока-2″ – это говорят там, где обиделись некоторые страны, о которых вы сказали», – отметил Зеленский, отвечая на вопрос журналистки о том, что украинский лидер якобы может рассориться с Меркель и президентом Франции Эммануэлем Макроном из-за резких высказываний о положении дел.
«Да, я его (вопрос газопровода) полностью перевел из экономического вопроса в безопасность. Потому что это правда и не нужно играть с Украиной в то, что это экономика и мы вас поддерживаем касательно территориальной целостности», – добавил президент Украины.
Зеленский напомнил о предстоящей встрече с канцлером Германии.
«У меня будет встреча с Ангелой Меркель по поводу всех этих острых вопросов, а затем с президентом США (Джо Байденом)», – сказал он.
О форме правления в Украине
Глава государства ответил на вопрос журналистки о том, что в стране де-юре парламентская республика, а де-факто президентская.
«Не согласен со всеми вашими словами. Де-юре – мы парламентско-президентская республика, де-факто – мы президентско-парламентская республика. Де-юре – у президента нет всех полномочий, чтобы нести за все ответственность, а де-факто – украинцы выбирают себе лидера-президента и, несмотря ни на что, хотят, чтобы президент нес за все ответственность», – пояснил президент.
О судебной реформе
Зеленский подчеркнул, что вопрос справедливости – приоритетный и один из главных.
«Перезагрузка всей судебной системы или правовой реформы – это очень важные законы. ВККС – Высшая квалификационная комиссия судей и Высший совет правосудия. Перезагрузка, то есть вы отбираете судей, и если они не честные, вы их увольняете. Эти две вещи нужно полностью перезагрузить. Эти два закона, наконец, в парламенте. Далее – их работа, они уже согласованы, прошли первое чтение», – сказал глава государства.
О борьбе с Конституционным судом
Президент утвердительно ответил на вопрос журналистки о том, что он ведет борьбу с Конституционным судом.
«Так и есть. Я веду с Конституционным судом борьбу, единственную, которая возможна. К сожалению, я потратил два года, для того, чтобы сформировать, полтора года – для того, чтобы закончить диалоги с теми или иными людьми», – пояснил он.
Также Зеленский добавил, что через СНБО заблокировал разрушение всех антикоррупционных, земельных реформ и языковых вопросов.