Боятся «маршей пустых кастрюль»? Власти раздумывают, когда лучше ввести полный локдаун

1 235

Министр внутренних дел Арсен Аваков заявил о необходимости немедленно ввести полный локдаун в Украине сроком на три-четыре недели, чтобы разорвать цепочку заболеваемости коронавирусом и стабилизировать ситуацию в стране. Правда, по его мнению, до введения полного карантина власти должны сформулировать механизмы компенсаций людям, которые пострадают от такого решения. При этом многие эксперты не понимают, почему именно Аваков делает такие заявления, ведь это прерогатива премьер-министра. Не исключено, отмечают аналитики, что глава МВД уже видит себя на посту председателя правительства, и своими заявлениями давит на власть, где нет однозначного решения по поводу того, в каком случае, когда и на сколько времени вводить жесткий карантин. К слову, министр здравоохранения Максим Степанов заявил, что медики будут настаивать на полном локдауне в том случае, если количество заполненных коек в больнице будет составлять 75%. По его словам, это произойдет, когда количество заболеваний коронавирусом в стуки составит 25-30 тыс. При этом в правительстве и Офисе президента предлагают все же дождаться результатов «карантина выходного дня», и проанализировать данные в начале декабря. Помимо этого, власти не могут определиться с тем, когда именно вводить локдаун, или сразу же после анализа информации, так, чтобы ослабить ограничения на новогодние и рождественские праздники, или наоборот – все закрыть на Новый год. В то же время, некоторые аналитики предполагают, что власти на самом деле боятся вводить строгий карантин, поскольку опасаются, что украинцы не будут его выполнять. Говорят, что возможны даже бунты и протесты, что может привести к «дефолту властей».

Министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что нужно немедленно водить полный локдаун в стране на три или четыре недели, чтобы разорвать цепочку заражения коронавирусом. Правда, по его словам, перед введением тотального карантина нужно, чтобы власти сформулировали детали и механизмы компенсации людям, которые могут пострадать от такого решения.

Аваков делает такие заявления, как будто решение о его назначении премьер-министром уже принято, говорит политолог Тарас Чорновил. Но, отмечает он, пока такой информации нет, поэтому не понятно, его заявление о полном локдауне это – фальстарт, разведка боем или демонстративная игра мускулами.

О том, что заявление главы МВД нельзя считать случайным, говорит и политолог Владимир Фесенко. По его словам, оно отображает острые дискуссии в руководстве страны о том, как следует бороться с эпидемией, и когда именно вводить полный карантин. Кроме того, такое заявление, это и способ воздействия на общественное мнение, и демонстрация Аваковым жесткой и четкой позиции, особенно на фоне неуверенного премьер-министра Дениса Шмыгаля и его неопределенной позиции, а также сигнал президенту Владимиру Зеленскому. При этом министр демонстрирует, что при введение полного карантина обязательно необходимо учесть инициативы главы государства о поддержке малого бизнеса, то есть речь идет о том, что локдаун можно вводить только при одновременных целевых выплатах малому бизнесу, говорит политолог, и добавляет, что это — рациональная позиция. Вводить тотальный карантин без хотя бы минимальных компенсаций было бы очень рискованно, ведь такие действия вызовут и недовольство и, возможно, локальное невыполнение. Поэтому решение о полном карантине должно быть очень сбалансированным, добавил Фесенко.

На самом деле, действительно, во власти пока нет единой позиции по поводу того, когда именно и насколько времени вводить тотальный карантин. Так, министр здравоохранения Максим Степанов подчеркнул, что медики будут рекомендовать ввести полный локдаун, когда заполняемость коек в больницах составит 75%. Чтобы достичь такого показателя, количество новых больных в сутки должно составлять 25-30 тыс. Также он добавил, что власти предупредят о тотальном карантине за неделю или десять дней до его введения.

В свою очередь заместитель главы Офиса президента Кирилл Тимошенко заявил, что решение о введении в Украине локдауну может быть принято после третьих выходных «карантина выходного дня» — то есть 28-29 ноября. Такой же позиции придерживаются и в правительстве. Так, министр Кабинета министров Олег Немчинов подчеркнул, что до середины следующей недели в правительстве не намерены принимать решение о введении новых карантинных ограничений или отмене «карантина выходного дня». По его словам, после истечения еще одних выходных и анализа трех недель «карантина выходного дня» в правительстве будут принимать соответствующее решения. При этом глава Минздрава Степанов все же надеется, что количество новых больных коронавирусом будет снижаться.

На самом деле, неофициально в правительстве рассматривают несколько дат введения тотального карантина. Одни чиновники озвучивают дату – до 20 декабря, другие хотят ввести локдаун аккурат на новогодние и рождественские праздники. При этом, каждый из них пытается обосновать свою точку зрения. Сторонники более раннего введения карантина, считают, что нужно действовать немедленно, чтобы не допустить коллапса в медицине. Сторонники более позднего введения ограничений говорят, что в декабре украинцы планируют покупки на праздники, бизнес зарабатывает, поэтому нужно дать возможность украинцам тратить деньги и зарабатывать их.

По мнению политолога Алексея Якубина введение полного локдауна на праздники – это не вариант. Он считает, что жесткие ограничения в новогодний период усилят негативные депрессивные настроения среди людей и это будет иметь не только экономические последствия. В некоторых европейских странах наоборот либерализовали ограничения, чтобы люди в ситуации постоянного давления почувствовали разрядку, поэтому снятие ограничений на праздники может быть и хорошей идеей с этой точи зрения, говорит Якубин.

Согласен с тем, что карантин нужно вводить немедленно и ослабить его до праздников и бывший нардеп Борислав Береза. Если уж вводить локдаун, то сейчас и до 20 декабря, и к этому добавить три элемента, говорит политик. Во-первых, продумать то, как будут компенсировать собственникам бизнеса аренды или кредиты на этот период. Во-вторых, продумать оплату работникам, которые не смогут работать и обеспечивать себя средствами. И в-третьих, надо дать возможность работать всем тем производствам, которые смогут обеспечить своих сотрудников транспортом, с соблюдением всех мер предосторожности, тогда вероятность заражения будет ограничена одним предприятием, говорит Береза.

Тем не менее, рассуждает нардеп от «Слуги народа» Евгения Кравчук, нельзя вводить локдаун без принятия законов для бизнеса. Она надеется, что они могут быть приняты на следующей пленарной неделе. Если не принять эти компенсаторные меры, для бизнеса будет очень сложно пойти на еще один локдаун, добавила политик. Кроме того, она заявила, что декабрьский период перед праздниками очень важен для прибылей бизнеса, без него они не смогут пережить новые ограничения. Здесь очень важно вместе с врачами еще обсуждать, смотреть математику и моделирование увеличения количества больных, считает политик. По ее мнению, тотальный карантин лучше всего вводить на новогодние праздники, потому что все равно будет большая мобильность и перемещение людей, и будут высокие риски.

Известно, что президент Владимир Зеленский уже внес законопроект о поддержке бизнеса на время введения тотального карантина. Он предлагает физлицам и наемным работникам, чья деятельность попадает под закрытие из-за ограничений, выделить материальную помощь в размере 8 тыс. грн. По мнению экономиста Андрея Новака, обозначенная помощь выглядит, как насмешка, а не попытка помочь. Такая сумма, подчеркивает эксперт, на сегодня на 20% меньше, чем средняя зарплата в Украине, которая более 10 тысяч гривен. К тому же, добавляет он, эта помощь предложена уже на восьмом месяце ограничений, которые действуют в Украине. Получается так, что, если разбить на предыдущие месяцы — это по одной тысячи гривен в месяц. Поэтому, помощью такое предложение президента назвать сложно, добавил Новак.

На самом деле, добавляет политолог Петр Охотин, в стране ресурсов нет никаких – ни для локдауна, ни для того, чтобы остановить кризис, вызванный коронавирусом. Кабмин вынужден выбирать между двумя негативными сценариями и балансировать негатив. Впрочем, политолог Дмитрий Купыра считает, что средства на выплаты бизнесу, анонсированные Зеленским, могут выделить из фонда борьбы с COVID-19, хотя и признает, что достоверно неизвестно, сколько там денег. По его мнению, чтобы справиться с финансовой проблемой, нужно найти отдельный механизм. Правительство, считает эксперт, имеет большой арсенал методов: начиная с выпуска облигаций внутреннего займа и заканчивая непосредственно налогами, которые собираются. Поэтому распределяться ресурсы должны в соответствии с интересами общества в целом, подытожил Купыра.

К слову, политолог Юрий Романенко говорит, что если будет введен локдаун, то он будет украинским. По его словам, это значит, что если чего-то нельзя, но этого сильно хочется, то это можно. А потому эпидемия будет идти своим путем, локдаун своим, а государство ничего со всем этим сделать не может, потому чиновники будут рассказывать о виртуальных победах, пока люди будут думать о том, как выживать, считает Романенко и рекомендует украинцам стараться рассчитывать только на собственные силы.

При этом политтехнолог Алексей Голобуцкий предполагает, что из локдауна этот состав власти уже не выйдет, поскольку в январе по Украине развернутся «марши пустых кастрюль».

Похожее мнение и у политолога Владимира Горбача. Он говорит, что на самом деле власти боятся вводить тотальный карантин, так как опасаются, что украинцы будут его массово и демонстративно нарушать.

При попытке наказать нарушителей люди могут сопротивляться, сначала стихийно, а потом, возможно, и централизовано. И если власти с этим не справятся, то это будет означать их «дефолт», подытожил Горбач.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org