Президент озвучил первый вопрос к украинцам. Его раскритиковали за популизм

862

Президент Владимир Зеленский сообщил первый вопрос, на который украинцы должны ответить в рамках всеукраинского опроса. Так вот, граждан спросят о том, нужно ли пожизненное заключение за коррупцию в особо крупных размерах. В Офисе президента заявили, что к, сожалению, коррупционеры избегают ответственности, поэтому нужно что-то менять и вводить более жесткое наказание. На самом деле, говорят юристы, никому еще не удавалось победить рост преступности ужесточением наказания, нужно, чтобы само наказание носило неотвратимый характер. Многие политологи уже заявили о том, что первый вопрос носит популистский характер. Есть такие, которые говорят, что он – «не цепляет», и на самом деле, отмечают они, украинцы вполне оправдано могут спросить, почему коррупционеры не получили хотя бы какие-то сроки. В то же время, есть мнение, что «игра в вопросы» рассчитана на длительное время. Например, после выборов президент, исходя из ответов, может подать соответствующие законопроекты в Верховную Раду. Если парламентарии поддержат его инициативы, он получит порцию пиара, если же нет – он может распустить парламент, поскольку он не хочет выполнять волю народа, и опять же сохранить свои личные рейтинги.

Президент Владимир Зеленский огласил первый вопрос из пяти, которые он собирается задать украинцам во время проведения местных выборов 25 октября. Вопрос звучит так: «Нужно ли вводить пожизненное заключение за коррупцию в крупных размерах»?

В Офисе президента пояснили, хотя 14 октября, шесть лет назад, был принят закон о Национальном антикоррупционном бюро, государство не сильно преуспело в вопросе борьбы с коррупцией. Там отметили, что Украина находится в самом начале борьбы с коррупционными кланами, которые буквально убивают перспективы экономики и веру в социальную справедливость, делают государство неконкурентоспособным. В Офисе главы государства отмечают, что развитие антикоррупционной инфраструктуры годами затягивалось, преступники получали политическое прикрытие, а возможности коррупционеров ставить под сомнение деятельность антикоррупционных органов прописывались в законах. В Офисе президента заявили, что бежавшие за границу коррупционеры планируют свое возвращение, договариваются друг с другом и концентрируют необходимые ресурсы – финансовые, медийные, партийные. Их интересует во власти только общественное, бюджетное, то, что они хотят присвоить. Изменить это может остановить лишь истинная воля народа, добавили в Офисе президента. Там говорят, что каждый раз, когда президент предлагает политической среде сделать более жесткой реакцию государства на коррупцию, в ответ получает многочисленные варианты спекулятивного «нет», поэтому и было принято решение спросить о наказании для коррупционеров у граждан. Сегодняшнее государство не может позволить себе даже минимально терпеть коррупцию, заявили в ОП.

Первый вопрос от президента буквально сразу же раскритиковали политологи. Так, Андрей Смолий подчеркнул, что глава государства и дальше идет по пути популизма. При этом он добавил, что в команде президента есть коррупционеры, но они не понесли вообще никакого наказания.

О том, что первый вопрос вообще не впечатляет, заявил и политолог Владимир Фесенко. Он посоветовал людям, которые работают с президентом выбирать темы (и формулировки по темам), которые реально проблемны, и которые эмоционально мотивируют. По поводу пожизненного заключения за коррупцию в больших масштабах – идея далеко не новая, но критики (в том числе из простого народа) сразу же скажут: вы для начала посадите кого-то из высокопоставленных коррупционеров хотя бы на какой-то срок, говорит Фесенко. Также он отметил, что спросил бы украинцев другое: «Поддерживаете ли вы отмену денежного залога как меры пресечения при расследовании криминальных дел по коррупции»?

Раскритиковал первый вопрос от Зеленского и бывший член Центризбиркома Андрей Магера. По его словам, не понятно, зачем украинцы выбирали Верховную Раду, если сейчас подменяется ее основная законодательная функция.

В свою очередь бывший нардеп Мустафа Найем считает, что «опросник» от президента – это «вилка» для Верховной Рады. По его словам, вероятно, после того, как опрос пройдет и народ скажет свое слово, президент будет вносить по его итогам свои законопроекты, это логично, в противном случае непонятно, зачем все это организовывалось.

Если Офису удастся организовать соответствующую поддержку своих инициатив в Верховной Раде, то игра стоила свеч — президент молодец и люди довольны, если же законопроекты предложенные Офисом будут провалены, это станет прямым ударом по имиджу и влиянию главы государства, говорит Найем. Впрочем, по его словам, з этой ситуации есть два выхода. Президент может стать предметом критики и насмешек, но держать удар и, вопреки потере рейтингов, согласиться с волей парламента. А может за отказ «проголосовать за волю народа» распустить Верховную Раду. Найем считает, что примерно такой сценарий и разрабатывается. Не факт, что следующие досрочные выборы будут более успешными для партии власти, но это хорошая попытка спасти рейтинги главы государства и, возможно, начало подготовки к следующим президентским выборам, добавил политик.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org