Венедиктова переехала в президентскую резиденцию. Эксперты говорят о коррупции
Генпрокурор Ирина Венедиктова поселилась в президентской резиденции в Пуще-Водице, утверждает журналист Владимир Бойко. Все бы ничего, но в соответствии с постановлением Кабмина от 1994 года ее могут использовать исключительно глава государства, спикер Верховной Рады и премьер-министр. Но это не остановило Венедиктову, которая въехала в резиденцию в июне, а в июле на заседании правительства были внесены изменения в постановлении, согласно которым резиденцией, если она не занята, могут пользоваться и другие лица. При этом изменения засекречены. Венедиктова заключила с директором комплекса отдыха «Пуща-Водица» Государственного управления делами Евгением Егоровым, против которого открыто уголовное производство, договор аренды. Согласно нему, она должна платить каждый месяц около 64 тыс. гривен аренды, и это при том, что на содержание резиденции каждый месяц из государственного бюджета уходит около 163 тыс. гривен. Эксперты уже заявили, что в этом случае речь идет о коррупции. Говорят, что Венедиктова злоупотребила своим служебным положением. По их мнению, этот факт должны расследовать в НАБУ и привлечь генпрокурора к ответственности.
Генеральный прокурор Ирина Венедиктова еще в июне со своей семьей переехала жить в президентскую резиденцию в Пуще-Водице, об этом сообщил журналист Владимир Бойко. По его информации, она договорилась с директором комплекса отдыха «Пуща-Водица» Государственного управления делами Евгением Егоровым. Хотя пользоваться резиденцией Венедиктова на имела права, поскольку в соответствии с постановлением Кабмина от 19 января 1994 года № 18, жить в ней могут только президент, глава Верховной Рады и премьер-министр.
Чтобы сделать свое пребывание в резиденции законным, Венедкитова обратилась к главе правительства Денису Шмыгалю с просьбой внести изменения в постановление. По информации Бойко, 19 июня 2020 года Кабмин принял постановление № 506 «О внесении изменений в пункт 2 постановления Кабинета Министров Украины от 19 января 1994 № 18», дополнив этот пункт предложением следующего содержания: «Эти дома могут использоваться в порядке, определенном субъектом управления, в период, когда они свободны от проведения соответствующих мероприятий и пребывания или отдыха таких лиц». При этом, подчеркивает журналист, текста этого постановления на сайте Кабинета министров, Верховной Рады или в базах нормативно-правовых актов нет, поскольку оно защищено грифом «для служебного пользования».
После этого Венедиктова в июле подписала с Егоровым договор об аренде государственной резиденции, в которой она уже проживала, а затем перезаключила его в августе. Согласно договора она обязалась платить 63 тыс. 990 гривен ежемесячно. И это при том, что на содержание этой резиденции из государственного бюджета в смете предусмотрена сумма 163 тыс. 416 гривен ежемесячно.
После обнародования информации, журналисты решили посетить место, где находится резиденция и даже запустили квадрокоптер, чтобы полутуше ее разглядеть. Так, журналисты увидели, что Венедикова пользуется двухэтажным особняком, на территории резиденции есть гостевой домик, персональное озеро с беседками и теннисный корт.
После того, как стало известно, что Венедиктова переехала в резиденцию президента, главе государства Владимиру Зеленскому сразу же напомнили его обещание отдать украинским детям все государственные резиденции и переоборудовать их в детские лагеря. Также многие эксперты считают, что генпрокурор использует резиденцию в Пуще-Водице незаконно. По мнению политика Рената Кузьмина Венедиктова мошенническим путем въехала в резиденцию и должна быть уволена, а также привлечена к уголовной ответственности, возможно даже вместе с премьером Шмыгалем. Также политик считает, что следствие должно установить, знал ли Зеленский о мошеннической схеме и поддерживал ли ее. Если да, говорит Кузьмин, то это может стать поводом к оглашению импичмента главе государства. Он сообщил, что уже обратился в Следственную антикоррупционную прокуратуру с требованием привлечь к уголовной ответственности всех лиц, которые причастны к мошенничеству.
В свою очередь бывший нардеп Юрий Левченко напомнил, что Егорова обвиняли в злоупотреблении служебным положением, что привело к нанесению ущерба государству. Речь идет о схеме с земельным участком, который якобы незаконно был передан Кузьмину. Уголовное производство по этому делу было направлено в Оболонский районный суд Киева и находилось на стадии подготовки производства. Но в августе Венедиктова заключила с подозреваемым договор об аренде президентской резиденции, а уже в сентябре Оболонский суд вернул прокурору обвинительный акт против Егорова. Исходя из этого, говорит Левченко, можно говорить о том, что Венедиктова использовала служебное положение для получения неправомерной выгоды.
В то же время юрист Олег Шрам утверждает, что в действиях генпрокурора можно усматривать признаки административного правонарушения, связанного с коррупцией, предусмотренного ст. 1727 КУоАП — нарушение требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Протокол об этом правонарушении имеют право составлять уполномоченные лица Национальной полиции, СБУ, НАПК, прокуроры.
Кроме того, говорит юрист, в действиях Венедиктовой усматриваются нарушения требований Кодекса профессиональной этики и поведения прокуроров, в ст. 19 которого установлено следующее: прокурор должен строго придерживаться ограничений, предусмотренных антикоррупционным законодательством, не допускать любых проявлений, которые могут создать впечатление коррупционных, в том числе вступать во внеслужебные отношения с целью использования служебных полномочий или служебного положения. Но, подчеркивает эксперт, в настоящее время работа Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров приостановлена, поэтому провести проверку о наличии в действиях генпрокурора дисциплинарного проступка и установить факт такового может только кадровая комиссия, созданная самим генпрокурором из числа сотрудников Офиса генпрокурора, то есть ее подчиненных.
Также, подчеркивает Шрам, кроме того, в действиях Венедиктовой усматриваются и признаки состава преступления, предусмотренного ст. 364 Уголовного кодекса — злоупотребление властью или служебным положением. Расследование коррупционных преступлений, совершенных Генеральным прокурором, исключительная компетенция детективов НАБУ. При этом эксперт отметил, что находит ситуацию, которая возникла вокруг генпрокурора «интересной».
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org