Рада устроила демарш. Нардепы со второй попытки назначили новых глав Минфина и Минздрава

637

Народные депутаты на внеочередном заседании Верховной Рады уволили Илью Емца с должности министра здравоохранения и Игоря Уманского с поста главы Минфина, но сразу не смогли назначить на их место новых министров. Таким образом, считают политологи, парламентарии показали, что с ними нужно считаться, и для них ровным счетом ничего не означает информация о том, что кандидатуры новых министров были утверждены в Офисе президента. Также аналитики добавляют, что день в парламенте показал, что президент Владимир Зеленский уже не контролирует свою фракцию, и они голосуют так, как считают нужным. По их мнению, глава государства должен определиться, с кем он на самом деле — с олигархом Игорем Коломосйикм, который поддерживает оглашение дефолта и российские кредиты или со страной и европейским вектором развития. Второй вариант, говорят аналитики, могут спасти Украину, но в этом случае президенту нужно будет налаживать коммуникацию с оппозиционными фракциями и вместе с ними начинать работу. Хотя президент не захотел признавать поражение и прибыл в Верховную Раду, чтобы лично убедить депутатов голосовать. Как результат, кадровые вопросы вынесли на новую внеочередную сессию, и в этот раз парламентарии дали за них голоса. Так вот, министерство здравоохранения возглавил Максим Степанов, а Минфин – Сергей Марченко.

Накануне внеочередного заседания Верховной Рады появилась информация о том, что министр здравоохранения Илья Емец и глава Минфина Игорь Уманский подали в отставку. На согласительном совете парламентарии даже встретились с кандидатами, которые претендуют на должности министров. Об этом сообщила нардеп Ирина Геращенко, и при этому добавила, что эти кандидаты работали в команде бывшего президента Петра Порошенко.

О том, что Емец собирается в отставку, в Украине говорили в течение последней неделе-двух. Одни утверждали, что министра не устраивает то, что ему навязывает из Офиса президента заместителей и не выделяют средства на покупку средств защиты для медиков, другие утверждали, что сам Емец лоббировал покупки средств защиты у определенных поставщиков, третьих заявляли, министр уходит в отставку, так как глава государства не поддержал его идею с введением чрезвычайного положения и жесткого карантина в условиях эпидемии коронавируса. Кроме этого, считает политолог Владимир Фесенко, Емец плохой коммуникатор, и в условиях эпидемии коронавируса возник диссонанс.

Уманский же тоже решил подать в отставку из-за разногласий с Офисом президента и главой Кабмина, говорит Фесенко. У него был жесткий план по секвестру бюджета, это вызвало критику, поскольку он предлагал урезать деньги на культуру, кинематограф, Институт памяти. Хотя, считает Фесенко, сейчас ситуация чрезвычайная в прямом и переносном смыслах, без жестких бюджетных действий не обойтись.

В то же время, политтехнолог Петр Охотин утверждает, что, уходя в отставку Емец и Уманский показывают свою слабость. По его словам, этот Кабмин был консенсусным – в нем должны быть учтены интересы основных финансово-промышленных групп. Бороться с пандемией у него в планах не было. Поэтому министры, столкнувшись с новыми вызовами, решили бежать. При этом эксперт раскритиковал действия Уманского и его секвестр бюджета. По его словам, министр просто взял и поменял цифры в таблице. Охотин утверждает, что черновик изменений в бюджет, который получил премьер-министр Денис Шмыгаль, был сделан кое-как, а сам финальный документ готовился чуть ли не самым премьером в ручном режиме.

При этом, Фесенко подчеркнул, что кадровая лихорадка – это не то, что сейчас нужно стране.

Как бы там ни было, но народные депутаты на первом внеочередном заседании Верховной Рады, которое состоялось 30 марта, решили отправить обеих министров в отставку. За увольнение Емца проголосовал 271 нардеп, а увольнение Уманского поддержало 249 парламентариев. При этом Верховная Рада провалила голосование за Максима Степанова и Сергея Марченко, которые претендовали на посты министра здравоохранения и министра финансов.

Таким образом, отмечает нардеп Владимир Арьев, во время эпидемии коронавируса и финансового кризиса два ключевых министерства оказались без руководителей.

Впрочем, отмечает бывший нардеп Борислав Береза Емец и Уманский остались работать в Кабмине, но как исполняющие обязанности, с ограниченными полномочиями. При этом он подчеркивает, сегодняшние голосования показали, что больше никакого монобольшинства в Верховной Раде уже нет.

О том, что по факту большинство «посыпалось», говорит и политолог Андрей Смолий. По его словам, пока большинство держится на внефракционных депутатах и депутатских группах, которые «докидывают» голоса.

В свою очередь политолог Юрий Романенко считает, что народыне депутаты устроили президенту Владимиру Зеленскому и главе его офиса Андрею Ермаку показательную порку. По его словам, сигнал от парламентариев прост: «Вы с нами не договорились, теперь мы вас подвешиваем и будете договариваться по более высокой цене». Эксперт подчеркивает, что коммуникация изначально была слабой позицией Зеленского. По его словам, бывший глава Офиса президента Андрей Богдан понимал, как система работает и при всей одиозности, знал где нужно подмазать, где поднажать, а Ермак не смог организовать коммуникацию. В итоге, говорит Романенко, монобольшинства нет, управления Радой нет, а президенту, вероятно, придется признать, что он не справился.

В принципе, отмечает политолог Виктор Таран, у президента есть два пути движения. Он может выбрать олигарха Игоря Коломойского и русский мир, в этом случае Украину ожидает дефолт и российские кредиты, с откатом назад. Второй вариант – движение к единению страны. Правда, в этом случае нужно будет прекратить войну со всеми политическими оппонентами, и разобраться со своим коррупционным окружением.

Тем не менее, президент решил дожать вопрос назначение министров здравоохранения и финансов, который вынесли на третье по счету внеочередное заседание в Раду. Он прибыл в парламент, чтобы убедить депутатов дать голоса за назначение. Как результат, за Максима Степанова на должность главы Минздрава проголосовало 246 депутатов, а за Сергея Марченко в качестве министра финансов — 256 парламентариев.

По словам премьер-министра Дениса Шмыгаля, требования к новым кандидатам были очень высокими.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org