Украинское судостроительство достигло «точки невозврата» или «Настроение бодрое, идем ко дну»

1 001


Украинское судостроение в государстве уверенно агонизирует. К сожалению, спасти эту стратегически важную отрасль, в том числе военно-промышленного комплекса, уже невозможно. О проблемах украинского военно-морского флота неоднократно публиковались материалы на антикоррупционном портале job-sbu.org, но последние события побудили вновь вернуться к этому проблемному вопросу.

Нет необходимости рассказывать о том, какое количество боевых кораблей и судов вспомогательного флота досталось Украине после раздела Черноморского флота в 1991 году. С приобретением независимости молодая и очень перспективная морская держава приобрела боеспособный флот и ряд судостроительных предприятий.
Одним из таких предприятий был Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ), бывший частью советского оборонно-промышленного комплекса. К 1991 году завод несколько раз модернизировался и уже имел опыт выпуска танкеров и ледоколов, эсминцев и авианесущих крейсеров.

Для отчетливого понимания уровня производственных возможностей легендарного завода стоит упомянуть, что единственный в своем классе тяжелый авианесущий крейсер ордена Ушакова «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», состоящий на вооружении у России произведен на Черноморском судостроительном заводе и спущен на воду в 1987 году.

Довольно примечательна для понимания о способах развития украинского судостроения история с «братом» авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» - авианесущем крейсере «Варяг». В 1993 году строящийся «Варяг» достался Украине. Как ни странно еще в 1992 году Китайская Народная Республика получила предложение присмотреться к недостроенному крейсеру внимательнее. То есть, уже на начальном этапе ввод в эксплуатацию авианесущего крейсера как флагмана украинского флота не рассматривался.

В апреле 1998 года состоялась сделка между Украиной и КНР по продаже практически достроенного «Варяга». Китайцы тогда пообещали сделать из крейсера плавучее казино. По большому счету, на авианесущий крейсер оставалось установить вооружение и системы навигации. Сумма сделки - $20 млн. Цифра смешная, если учесть, что на радостях украинская сторона отдала китайцам всю техническую документацию и чертежи «Варяга».

Естественно, что практичные китайцы не стали превращать боевой корабль в развлекательный центр. После ряда модернизаций авианесущий крейсер «Варяг» вступил в строй как флагман китайского флота. Под своим новым именем «Ляонин» он по сей день несет службу по защите берегов своей новой Родины.

В 1991 году после распада Советского Союза объемы судостроительного производства резко сократились, но предприятие сумело выжить и приспособиться к условиям образовавшегося кризиса. От постройки авианосцев завод перешел к производству секций для рефрижераторов и секций траулеров. Было принято решение о порезке на металлолом тяжелого атомного авианесущего крейсера «Ульяновск», который находился на стапеле. Этот корабль-исполин с полным водоизмещением почти 80 тысяч тонн в свое время должен был стать флагманом советского флота.

С каждым годом экономическое состояние Черноморского завода ухудшалось. Если в 90-е годы предприятие кое-как держалось «на плаву» за счет выполнения заказов на постройку танкеров для греческих судоходных компаний, то суровые реалии начала 2000-х окончательно добили легендарный завод, который умудрился пережить две мировые войны. В 2003 году ЧСЗ исключили из списков стратегически важных объектов, которые не подлежат продаже. Фактически этот шаг стал началом конца судостроительного завода. Начались переговоры о продаже судостроительного гиганта. В 2005 году практически разорившийся завод, на котором из 40 тысяч сотрудников осталось всего 2 тысячи, сдавал свои площади в аренду фирмам, занимавшимся ремонтом частных суден.

В 2005 году была попытка возродить отечественное судостроение и хотя бы частично реанимировать умирающий завод. На николаевском предприятии «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» под руководством Сергея Кривко был разработан проект корвета. Строительство корветов проекта 58250 изначально планировалось начать на заводе «Ленинская кузница», принадлежащем Петру Порошенко, ведь состояние цехов ЧСЗ было мягко говоря печальным к тому времени.

Проект корвета «Гайдук-21» был отклонен, так как вместо 1200 тонн Министерство обороны захотело судно водоизмещением 2000 тонн. Финансирование проекта началось только в 2007 году, а эскизный проект корвета был готов в 2008 году. Причем технические характеристики, которые требовали украинские военные, возможно было уместить только в 2500 тонн водоизмещения. К грандиозному проекту возрождения украинского кораблестроения были привлечены специалисты из десятков украинских и европейских компаний.

Перспективные планы были более чем амбициозные – к 2026 году планировалось спустить на воду не менее десятка корветов проекта 58250, в том числе первая четверка новых корветов должна была «заступить на службу» уже в 2021 году.

Однако уже на первых этапах судостроители столкнулись с серьезными проблемами. Дело в том, что большинство комплектующих для первого корвета, которому присвоили громкое имя киевского князя Владимира Великого, нужно было закупать за границей. В 2011 году после долгих обсуждений и консультаций с возможными иностранными партнерами было заложено строительство первого корвета проекта 58250 «Владимир Великий».
Буквально сразу же начались проблемы с финансированием проекта. В апреле 2012 года председатель СНБО Анатолий Гриценко заявил, что сроки постройки и ввода в эксплуатацию первого корвета постоянно откладываются. В конце 2013 года завод получил-таки финансирование и почти завершил строительство корпуса «Владимира Великого». Вплоть до 2017 года сроки окончания строительства корабля постоянно сдвигались.

В 2015 году экономическое состояние завода ухудшилось до критической отметки. Для «финансового оздоровления» была начата процедура санации предприятия. Но уже в июле 2017 года по ходатайству генеральной прокуратуры на все имущество завода был наложен арест, что сделало процедуру санации невозможной.

В 2018 году деньги на строительство корветов проекта 58250 у государства закончились. Выступая на общем собрании ассоциации судостроителей «Укрсудпром» командующий ВМС Украины вице-адмирал Игорь Воронченко заявил, что если не будут найдены финансовые средства, украинское военное судостроение придет к «точке невозврата».

Но деньги на строительство единственного корвета этого проекта так и не нашлись.
3 июля 2018 года хозяйственный суд Николаевской области объявил Черноморский судостроительный завод банкротом. С вытекающими отсюда последствиями для ржавеющего корвета «Владимир Великий», который пошел ко дну, так и не спустившись на воду.

Дмитрий Калина

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org