ВОТ ПУЛЯ (ИНФОРМАЦИОННАЯ) ПРОЛЕТЕЛА, И АГА…
Он закончился – самый длинный день в году. День, который нас заставили посвятить сомнительному юбилею успешного старта гитлеровского блиц-крига. Первая половина коего была переполнена у кого тревогой, у кого алчным ожиданием «безобразий». Ну, а вторая окрасилась радостью: «А вот! И ничего не случилось!». Согласитесь, в подобном облегчении есть что-то подневольное, исполненное фатализма. И поэтому попросту перевести дух с облегчением – не годится. Есть о чем задуматься.
То, что скажу сейчас, граничит с цинизмом. Тем не менее. Кажется, что ночь с 21 на 22 июня 1941-го в общегражданском смысле выдалась куда более безоблачной и спокойной, чем юбилейная ночь 2011-го. 70 лет назад люди накануне (по неведению) не терзались тем, что утром на головы мирных граждан обрушатся бомбы, что красноармейцы на границе будут убиты во время блиц-наступления вчерашних союзников, что в камеры тюрем на оккупированной СССР территории ворвуться осатаневшие от страха НКВДисты, и прикончат всех арестованных.
В преддверии же абсурдных «торжеств» общество заранее, прицельно, бомбили тревожной информацией. Во Львове суд с подачи местной власти запретил какие-либо массовые мероприятия, кроме официальных. Но взгляните, как СМИ тиражируют монолог ответственного секретаря комитета «Евреи против антисемитизма», некоего Еременко, смысл слов которого сводится к констатации: а мы все равно во Львов поедем и мероприятия проведем. «С одной стороны, решение суда подлежит немедленному исполнению, с другой – оно должно вступить в законную силу после истечения срока на апелляционное обжалование, то есть только через 10 дней». И далее: «существует опасность, что представители гитлерюгенда и последователи коллаборационистов не дремлют. Мы надеемся, что органы внутренних дел обеспечат нам необходимую безопасность». Дальше – больше. Еременко вещает, мол, евреи (псевдоевреи?) в этот страшный Львов отправятся, прихватив с собой каски и бронежилеты. Ай-вей, да и только. Какой простор для «потоптаться» на этом посыле. От «а, трусливые жидочки!» до «какой кошмар! В Западной Украине стреляют в евреев-антифашистов!». Впрочем, в результате все (в основном, журналисты) кто чуть ли не с полуночи ожидал во Львове евреев в касках, остались без обещанного удовольствия. Так навязчиво рекламируемый десант как-то «растворился» безо всяких комментариев. Зачем социум дергали за нервные окончания? А точнее – на что именно пытались проверить социум, бомбардируя его такой информацией? Кстати, позиция – игнорировать решения судов стала накануне злосчастного 22.06 общей фишкой организаций, анонсирующих провокативные действия. Такой поворот событий входил в централизованный «сценарий»?.. В Днепропетровске горсовет через суд запретил акцию областного отделения «Союза советских офицеров Украины». Но деятель этой антигосударственнической организации (в которой, кстати, настоящими ветеранами Второй мировой «пахнет» очень слабо) Марченко опять-таки, громогласно, через СМИ, вплоть до 22-го заявлял: «Мы будем проводить все запланированные мероприятия. Ветеранам какая-то бумажка не помеха». Эх, раззудись, плечо, размахнись, рука… В искренность заявления верится? Вряд ли. Вот в ненаказуемость в случае чего, поскольку СБУ и МВД «в доле» - вериться.
Канун прогитлеровского юбилея явственно перекликался с такой воображаемой картинкой. За кулисами вносят последние штрихи в грим, и проверяют, все ли роли распределены: «Ты куда себе на лупетку пейсы клеишь? Это мои пейсы, ты канаешь не под жида, а под ветерана! Не, под этого, как его, ветеринара стремно, горбиться в облом, давай я лучше буду бандеровцем, а? Отвянь, кем сказано, тем и будешь!»
А городах Украины – вот именно, мирно спали. Кроме тех граждан, которые хоть и в виртуале, но подверглись массированному информационному обстрелу. И, скажем, обеспокоенно телефонировали знакомому оппозиционному журналисту: «как ты думаешь, на рассвете и вправду НАЧНЕТСЯ?»
Да черт побери, не «начнется», началось, по любому началось, вне зависимости от реальных событий, происходящих или долженствующих произойти в нашей стране. Российская делегация заранее приготовила проект резолюции по Украине для сессии ПАСЕ. «О противодействии проявлениям национализма и правого радикализма». «Братская страна» планировала внести Украину в некий, существующий, впрочем, только в ее воображении, список государств «где не преследуют в должном объеме за совершение нацистских преступлений». Что имеется ввиду? Прошлое? Как же тогда быть с необходимостью «преследования» во втором десятилетии 21 века власовцев из РОА? Речь о современности? С какими происшествиями в Украине можно соотнести неофашистские демарши с соответствующим приветствием на московской Манежной? Демарши, не ограничившиеся сотрясением воздуха, «гарнированные» зверскими убийствами людей по принципу национальной принадлежности…
Какое, впрочем, дело заказчикам и исполнителям нынешней информационной провокации в Украине и вокруг Украины до реальных событий, хоть исторических, хоть современных. Нетрудно догадаться, что именно словеса типа «гитлерюгенд во Львове», «запрещение еврейских антифашистских мероприятий», станут поживой для кремлевских и прокремлевских СМИ. «За кадром» останется аргументированное возмущение реально существующих еврейских общественных организаций Украины. Например, президиум Ассоциации еврейских организаций и общин Украины выступил с заявлением: «Одесские общественные организации, называющие себя «Евреи против антисемитизма» и «Евреи против Гурвица» не представляют ни еврейскую общину Украины, ни еврейское сообщество Одессы. Их провокационная деятельность, направленная на дестабилизацию межэтнических отношений в стране ранее осуждалась еврейскими общественными организациями, раввинами, организациями бывших узников гетто и концлагерей, праведников народов мира, посольством Израиля в Украине; за этими эфемерными структурами стоят интересы радикальных пророссийских группировок». На эти слова принципиально «не обратят внимания». А вот высосанный из какого-то грязного пальца «гитлерюгенд в Украине» — зашагает по информационному полю. 22-е, 11 утра. Через знакомых, навскидку, связываюсь с «пересічними» россиянами, ныне отдыхающими в Крыму: «Да у вас сегодня, в этом, как его, Львове – еврейский погром. Откуда знаем? Ну, как же. Еще раньше наше телевидение говорило. Верим? Ну, в принципе, верим. Во Львове же на 9 мая избивали ветеранов, за то, что они с фашистами воевали. Как это нет? Не знаем, ВСЕ об этом говорили…»
Время около полудня. Львовские коллеги и друзья делятся со мной информацией непосредственно с места события. На Холме Славы никаких «волн» не замечено. Были обычные люди, пришедшие с цветами к могилам. Местные коммунисты невозбранно возложили венок. Говорят, что коммунисты же использовали красный флаг, откуда-то запустив его на воздушном шаре, впрочем, невооруженным глазом ничего подобного не наблюдается, но в любом случае, от этого как бы ни вреда, ни пользы. У Холма можно увидеть немногочисленную группу депутатов местных Рад от «Свободы», журналистам они отвечают, что не планируют никакого собственного мероприятия, а пришли, чтобы «посмотреть, как выполняется решение окружного административного суда в части запрещения проведения несанкционированных мероприятий». А что тем временем в Сети? Опа! Общеизвестно какой направленности сайт «Cегодня. ua» хлещет желающего (и нежелающего) духмяными заголовками, выставленными приблизительно в это же время. «Во Львове боятся побоища. К Холму Славы подтянули «Беркут». Тут же – ссылка на прямую речь Могилева от 22 июня: «Провокации во Львове будут без сомнения». И без разницы, что в тексте нет никакого фактажа, отчего ж это боятся, да вообще – ничего, кроме сверхпровокационного «обещания» руководителя нелегитимного МВД. Подобная информационная атака на сознание обывателя способна поколебать душевное спокойствие.
Вам кажется, что в сегодняшних заметках слишком много внимания уделено евреям, в конце-концов, не основной этнической группе Украины? Что ж, пожалуйте – о православных. Точнее, о тех, кто использует облачение традиционной религиозной конфессии с не только, что не Божеской, а воистину нечеловеческой целью. Уж извините, но я, верующая мирянка, не могу заставить себя мягче охарактеризовать деяния подобных «иерархов Церкви». В период меж 9 мая и 22 июня, время, определенное «сценаристами» в качестве навязчивой эксгумации трупа давно минувшей войны, радио «Эхо Москвы» захлебывается от восторга, транслируя впечатления от беседы с одесским митрополитом Агафангелом. «Это взгляд очень влиятельного человека из Южной Украины, не из Донецка, на Львов». А тот, ничтоже сумяшеся, вещает: «Вы же понимаете, Львов это же наша Чечня». Вот так. Один из регионов, сам того не ведая, вытащил из клюва попугая билетик, на котором обозначено: «горячая точка». По боку – объективность, да что там, обычную человеческую логику, свидетельствующую о том, что в Украине, хвала Господу, в отличие от «лоскутной» империи с покоренными народами в составе – «чечни» быть не может. И что, натурально, у нас не происходит ничего похожего на затяжную кровопролитную войну метрополии с одним из колониальных регионов державы.
Сегодня «чечней» объявлен Львов. Поскольку для этого нет никаких объективных оснований, можно предположить, чем-то подобным, когда захотят, назначат любой регион. Крым – всегда пожалуйста, здесь, кстати, маленько, хоть затравленных да мусульман найдется. А почему бы не Донбасс? Вон, нынче в Донецке, горожане пытаются протестовать против неправедного на их взгляд очередного коммерческого строительства Януковича-младшего. Надоест режиму эта суета, раздражающая самого «наследника самодервжца», и пожалуйте, объявят горняцкий край злокозненной «чечней». А уж если шахтеры наконец поднимуться против грабительского режима, то что же с ними делать, как не пытаться «мочить в сортире», перед этим диагностировав в качестве «чечни»?..
…Уж не знаю, как там доведеться Могилеву объяснять, почему «без сомнения провокаций во Львове НЕ БЫЛО». Может быть, что-нибудь соорудят ночью, и буквально завтра мы из СМИ узнаем дикую информацию… Символическое (малолюдное) сожжение портретов Сталина и Гитлера купно с навязываемой нам «георгиевской лентой» (в Киеве – у посольства РФ, во Львове – у консульства) на происшествие не тянет. Хотя – у каждого свой вкус.
Но неужели же ничего, совсем ничего положительного по итогам истекшего дня сомнительного юбилея и нервического ожидания мы не увидели? Знаете – как ни странно, без позитивного просвета не обошлось. Во Львове, «приговоренном» послужить ареной провокаций, весь день активно работали информационные пикеты инициативной группы «Память без агрессии». Волонтеры раздавали прохожим листовки, ненавязчиво объясняли желающим смысл Дня скорби. Представления не имею, кто, как принято выражаться, стоит за этой деятельностью. Не призываю спешить хлопать в ладоши и расслабляться – не всегда подобные волонтерские, сравнительно немногочисленные группы смогут успешно противостоять инспирированию провокаций, если их на высшем уровне будет решено сделать громкими и кровавыми. Но все же, все же… Зачатки гражданского общества, проростающие в наших нынешних условиях через немыслимые тернии – это нечто, достойное респекта, это обнадеживающе. Только так можно противостоять мерзостным сценариям. Не на Хорошковского же с Могилевым, право, надеяться…
И вот – «на десерт» нормальным людям. 22 июня, да-да, ровно в четыре часа, в Донецке, на терриконе шахты имени челюскинцев двое шахтеров-пенсионеров, Александр Луцик и Виктор Михащенко, ни от кого не пряча своих лиц, сожгли флаги СССР и гитлеровской Германии. Они заявили: «Сегодня, когда 70 лет назад две сатанинские силы, одна из Москвы, другая из Берлина развязали войну, мы солидарны с решением ОБСЕ. В нем оба этих кровожадных режима признаны виновными в этой бойне».
Еще одна причина, чтоб некий «агафангел» объявил украинской Чечней Донбасс? Ну-ну. Пусть попробуют…