Украинскую армию вынуждают, но она не хочет говорить «Есть, сэр!»

1 833

Военно-политическое руководство Украины, резко развернувшись на Запад и сделав ставку на стратегическое партнерство с США, с каждым годом все активнее развивает сотрудничество с заокеанскими партнерами. В рамках этой программы, особенно в период после 2014 года, осуществляются достаточно регулярные встречи высокопоставленных военачальников обеих стран, в ходе которых проводятся военно-политические консультации на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях, обсуждаются вопросы реформирования украинской армии и ситуация в зоне вооруженного конфликта на юго-востоке Украины.

На стратегическом уровне с Минобороны и Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины от американской стороны на постоянной основе взаимодействует отставной генерал Джон Филипп Абизейд. Именно через него и его помощников организован постоянный канал связи между минобороны ВСУ и Пентагоном. Через этот канал Генштаб Украины ежедневно информирует американское командование об оперативной обстановке в районе конфликта в Донбассе и под Луганском и получает рекомендации по боевому применению войск. Кроме этого, на оперативно-тактическом уровне с ВСУ на постоянной основе работает группа американских военных советников (12 человек), которых возглавляет представитель командования 7 армии ВС США полковник Тимоти Дэвис. Официально эти американские офицеры-советники входят в так называемую группу DEAG, т.е. занимаются вопросами общевойсковых доктрин и военного образования. Но подавляющее количество своего рабочего времени они проводят на линии соприкосновения противоборствующих сторон на юго-востоке Украины, где по сути, изучают противника, руководят боевыми действиями подразделений ВСУ и посредством закрытой спутниковой связи отправляют данные по обстановке в свою заокеанскую штаб-квартиру.

Кстати, в министерстве обороны Украины кроме американцев на так называемом стратегическом уровне аккредитованы еще четыре топ-советника. Это генерал Ник Паркер (Великобритания), генерал-майор Йонас Андришкявичус (Литва), генерал-лейтенант в отставке Волкер Гальбауэр (Германия) и Джил Синклер (Канада).

В рамках взаимодействия Генштаб Украины и Пентагон создали в Киеве Многофункциональный объединенный координационный комитет по вопросам военного сотрудничества и оборонного реформирования (БОКК). Деятельность комитета по замыслу направлена, якобы, на повышение возможностей ВСУ. Возглавляет БОКК начальник управления планирования Командования ВС США в Европе генерал-майор Дэвид Элвин. Он же косвенно выдает рекомендации по выделению финансовых средств помощи США Украине. Известно, что Конгресс США выделил 350 млн. долларов военной помощи Украине, из них 175 будет потрачено в течение 2017-2918гг., остальные в 2019-2020 гг. Всего же, начиная с 2014 года, для обеспечения потребностей ВСУ по состоянию на 1 января 2017 года американская сторона выделила Украине более 217 млн. долларов из которых 55 млн. долларов на гуманитарную помощь и 162 млн. долларов – на техническую помощь. Осенью 2017 года во время очередной встречи представителей БОКК американская сторона предложила создать специальный подкомитет по изучению на юго-востоке Украины боевых действий противника по применению сил специальных операций, боевых и разведывательных беспилотников, средств и способов ведения радиоэлектронной борьбы. Американские военные с целью изучения тактики ведения РЭБ планируют направить в зону боевого соприкосновения своих специалистов и специальную технику, которую украинской стороне пока передавать не намерены. На осенней встрече представителей БОКК американская сторона также уведомила о намерении направить в Украину в 2018 году очередную группу специалистов (по ротации) из состава Киберкомандования ВВС США для обучения украинских специалистов и проведения совместных операций в киберпространстве. Кроме того, по предложению генерала Дж.Абизейда, начиная с 2018 года в Украину в рамках программы «Кэпстоун» будут на ротационной основе прибывать на стажировку «перспективные» (планируемые на замещения высших должностей в американских ВС) бригадные генералы и контр-адмиралы для ознакомления с оперативной обстановкой в зоне конфликта. Видимо, руководство ВС США придает очень большое значение подготовке будущих военачальников именно на восточно-европейском театре военных действий. В то же самое время стажировка этих «перпективных» военачальников где-нибудь на Ближнем Востоке, где идет вооруженная борьба с террористами не предусматривается. Очевидно, что в первую очередь их интересуют конфликты в районах вблизи с границами с Российской Федерацией.

Активно американские советники занимаются и вопросами оперативной и боевой подготовки военнослужащих ВСУ. С этой целью на постоянной основе два офицера-советника ВС США работают на базе военной академии в Одессе, два в центре оперативных стандартов в Житомире и два во Львове - в национальной академии сухопутных войск имени гетмана П.Сагайдачного и четыре в Главном управлении подготовки ВСУ. Кроме этого, на ротационной основе американские инструкторы обучают по своим стандартам военнослужащих ВСУ международном центре миротворчества и учебных центрах сил специальных операций в г. Бердичев, г.Хмельницкий и г.Кропивницкий. К декабрю прошлого года там было подготовлено пять батальонов, 12 рот специального назначения и 104 инструктора ССпО (всего около 3 тысяч военнослужащих из состава 28 омбр, 79 одшбр, 95 одшбр, бтгр 92 омб). В 2018 году началась подготовка 1 батальона 28 омбр и еще одной вновь сформированной роты сил специальных операций.

В течение последнего полугодия мне удалось доверительно побеседовать с несколькими офицерами из состава элитных подразделений ВСУ, которым довелось пройти курс подготовки на полигонах в Бердичеве и Хмельницком под руководством американских инструкторов. Очень интересовал вопрос, отличается ли курс подготовки спецподразделений американской армии от украинского и если «да», то чем? Ответ офицеров, подготовленных в свое время нашими украинскими инструкторами, побывавших в районе боевых действий и рисковавших жизнью, был более чем обескураживающим – «да, отличается, но в худшую сторону». По их мнению, подготовка спецназа и обычных войсковых подразделений по американским стандартам очень «забюрокрачена», имеет место масса «бестолковых» инструктажей, изучение стандартных ситуаций, действий в условиях обязательной авиационной и артиллерийской поддержки и при этом предусматривается безусловное наличие устойчивой связи с вышестоящим командованием. Командиров подразделений учат действовать строго по определенным стандартам и наставлениям, отступать от них, по мнению американцев просто немыслимо. Они считают, что мы воюем в зоне АТО «нецивилизованно», они не представляют себе боевые действия без поддержки армейской авиации, при этом плацдарм, на территории которого находятся силы противника, должен быть просто «перемолот» артиллерийским огнем и ракетно-бомбовым ударами авиации. Вопросы «а как воевать в условиях присутствия в зоне атаки гражданского населения? американцев раздражают. Они просто не хотят об этом думать, им это НЕ ИНТЕРЕСНО! При поверхностном анализе таких ответов становится очевидным – ведь они никогда не воевали на своей территории, они не видели смерть своих родных и близких, а гибель других, в том числе украинцев их «просто не трогает!». Вот такая интересная аналитика взаимодействия украинских и американских военных. И еще одну деталь подчеркнули в ходе беседы украинские военнослужащие, прошедшие курс обучения под руководством американских инструкторов – это пренебрежительное высокомерное отношение и к солдатам и к офицерам ВСУ. Справедливости ради надо отметить, что есть и положительные высказывания об американских курсах подготовки, а именно: тем, кто попадает на военную учебу к инструкторам из США, «везет», т.к. там и кормят лучше и бытовые условия нельзя сравнить, например, с полигоном «Широкий лан», что в Николаевской области. Но все равно – ходить строем и вместо пения песни выкрикивать идиотские американские речевки и выпучив глаза кричать «Есть, сэр!» неприятно.

Валерий Гончар
sodrugestvo.info