Заставлять или поощрять – власть не может определиться с мобилизацией

249

В последние недели мобилизация в Украине стала наиболее обсуждаемой темой в обществе. Это вызвано как усилением уличных мероприятий по мобилизации, так и регулярными инцидентами, активно распространяемыми в социальных сетях. Однако основным катализатором стал тематический законопроект, внесенный в Раду незадолго до Нового года. Специализированный парламентский комитет по нацбезопасности после рассмотрения данного законопроекта не решился на принятие в таком виде. Скорее всего, в ближайшее время поступит другой правительственный проект.

Однако ключевая проблема остается без решения – отсутствует четкое видение, как решить проблему мобилизации, учитывая различные острые углы. В настоящее время у власти нет единого подхода к этому вопросу. Появление мобилизационного законопроекта параллельно со множеством идей относительно бронирования добавило противоречий в украинском обществе. Эти противоречия затрагивают различные группы: военных и гражданских лиц, богатых и бедных, уехавших и оставшихся и так далее.

В итоге сейчас сложно найти концепцию мобилизационного процесса, которая была бы одобрена всеми украинцами. Попытка найти общий знаменатель между необходимостью обеспечить живую силу Вооруженных сил Украины, сохранить экономику и обеспечить справедливость в различных интерпретациях этого понятия пока представляется невозможной. Естественно, этому усложнению добавляются политические соображения в самой власти.

Таким образом, идея «бронирования за налоги» в ее изначальном виде, очевидно, будет отвергнута. Согласно источникам из правительства, она имеет низкую популярность среди широких народных масс, и ее нельзя будет принять в нынешнем формате. Вероятно, новые правила бронирования будут установлены Кабинетом министров. Кроме того, общество требует смягчения норм, связанных с наказанием уклонистов на разных этапах мобилизационного процесса.

Тем не менее, убедить депутатов в необходимости принятия непопулярных решений становится сложной задачей. Впрочем, и на Банковой отсутствует ясное понимание мобилизации. Например, сам президент Владимир Зеленский выступает против существенных жестких мер. На этот счет можно вспомнить его высказывания на последней пресс-конференции, где Зеленский заявил о защите интересов граждан и отметил, что один военный содержится налогами шести людей в тылу.

Часто Банковая проверяет общественную реакцию на противоречивые инициативы. В случае резко негативной реакции, подобно случаю с «депозитом за выезд за границу», власть обычно отступает. Однако, в случае с мобилизацией, невозможно удовлетворить сразу все интересы: военного руководства, обычных солдат и граждан. Один из представителей власти заявил, что законопроект о мобилизации, в его текущем виде, имеет кроме заявленных целей еще две: во-первых, передать сигнал населению о том, что война еще не закончилась, требуются дополнительные люди и еще много сил и усилий в этом направлении. Во-вторых, это посыл для западных партнеров: они выразили беспокойство о том, что они поставляют оружие, но нет тех, кто будет воевать; и теперь они смогут увидеть, что власть занимается этой проблемой. В случае провала мобилизации, критики Украины на Западе получили бы еще один аргумент: зачем помогать Украине, если даже сами украинцы не желают воевать.

Параллельно в политических кругах рассматривается и противоположный подход к мобилизации: действовать не с помощью принуждения, а с помощью поощрения. Среди предлагаемых идей – предоставление трехмесячной отсрочки для тех, кто самостоятельно зарегистрируется в электронной системе военнообязанного, чтобы дать время людям подготовиться и завершить свои дела на гражданке. Или разделить всех, кто должен быть призван в армию, на группы с указанием предполагаемой даты отправки на службу.

Согласно текущей обстановке, власть не имеет ясного представления о том, когда и в каком виде будут введены новые мобилизационные правила. Несмотря на разнообразные технические методы, как подметил один из источников, они не в силах решить основную проблему – несогласия многих граждан принимать участие в боевых действиях, несмотря на все объяснения и призывы.

Политический аспект также играет свою роль. Власть изначально хотела привлечь внимание несогласных с мобилизацией, включив в дискуссию главкома Валерия Залужного, принимая во внимание его огромную популярность среди народа. Однако, как было видно по его непредвзятому предновогоднему брифингу, Залужный явно пытается дистанцироваться от самого законопроекта, подчеркивая, что Генеральный штаб вообще не обладает законодательными полномочиями и ни разу не обращался с какими-либо обращениями или законопроектами в Кабинет министров.

Однако, по статистике именно те люди, которые не желают участвовать в боевых действиях, больше всех требуют восстановления границ 1991 года. Очевидно, что без резкого усиления мобилизации эта задача будет невыполнима. Поэтому до того момента, пока не будет принят законопроект, вопрос о человеческих ресурсах для армии будет решаться другими, уже используемыми практиками. От усложнения процедур выезда до более активного распространения повесток на блокпостах и давления на местные военно-комендантские отделы, которые лучше всего знают, где и сколько доступных мобилизационных ресурсов на их территории и как найти подход к местным властям самого низкого уровня, чтобы привлечь эти ресурсы.

Очевидно, что без разработки обширной стимулирующей системы для служащих и потенциальных военнослужащих проблема с мобилизацией не будет решена. Однако это потребует значительных финансовых ресурсов, которые Украина может получить только от стран Запада, а теперь это может потребовать еще больше времени.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org