Зачем регионалам внутренняя армия?
У Партии Регионов родилась новая идея. На этот раз регионалы решили создать в Украине новую вооруженную группировку в виде специальных правоохранительных структур. Этим структурам будет предоставлен военный статус. Данная идея воплощена в проекте нового закона «О государственной службе правопорядка», который был разработан регионалами Коновалюком и Грицаком. Законопроект получил номер 10579 и был подан на рассмотрение в профильный комитет Парламента.
Информационный портал job-sbu.org отмечает, что согласно этому документу предлагается ввести в действие госслужбу общественного правопорядка уже с 1 января. Данная структура будет создана в системе МВД и станет заменой внутренним воскам, но с расширенными полномочиями. Это формирование будет обеспечивать защиту конституционного строя от любых попыток его свержения и изменения. Кроме того, структура призвана защищать государственную власть от попыток ее свержения, противодействовать уличным беспорядкам, бороться с терроризмом и даже отдельно от милиции патрулировать улицы. За эти функции структуру в кулуарах уже окрестили «жандармерией».
Законопроект предполагает, что функция назначения руководителя госслужбы правопорядка, а также его замов будет передана лично президенту. Прохождение службы в этом формировании будет как по призыву, так и по контракту. Принцип организационно-территориального построения у службы правопорядка аналогичен бывшим военным округам. Возглавлять эти военно-административные единицы будут командующие соответствующих оперативно-территориальных структур.
Прочитав данный законопроект остается лишь недоумевать. Удивляют даже его базовые предложения. Похоже, что авторы этого законопроекта имели цель продемонстрировать свою инициативу перед избирателями, но явно слабо разбираются в теме. Хотя больше похоже на то, что они как раз хорошо осведомлены и преследовали правильные цели для Януковича и его окружения.
Для начала стоит отметить, что провозглашенный в Украине путь европейского демократического развития совершенно не стыкуется с такой структурой как внутренние войска МВД. Само название данной структур понимается как «внутренняя армия», то есть не для борьбы с внешним врагом, а для войны внутри государства. С кем же собрались воевать регионалы внутри страны, уж не с народом ли? Еще больше этот статус подчеркивает определение этой структуры как военной. На самом деле выделение данной службы из внутренних войск было предложено уже давно, в рамках масштабного реформирования внутренних войск, с целью превратить их из формирования, присущего тоталитарным государствам в правоохранительную структуру, более привычную для Европы наподобие вышеупомянутой жандармерии. Еще в 2003 году президент Леонид Кучма подписал указ о преобразовании внутренних войск МВД в невоенное формирование. Согласно этому указу солдаты еще до конца 2004 года должны перестать быть военными и получить статус правоохранительной структуры. Однако в 2004 году начатые Кучмой реформы остановились в своем развитии. Как ни странно прозападный Ющенко сохранил тоталитарную наследницу НКВД. В этой форме внутренние войска просуществовали до сегодняшнего дня.
В пояснительной записке к данному законопроекту регионалы подчеркивают, что он призван преобразовать внутренние войска в государственный правоохранительный орган специального назначения, однако сразу отмечают, что этот орган будет действовать в системе МВд как военное формирование. Таким образом, закон декларирует не изменение статуса структуры, как предлагалось во времена Кучмы, а изменяет лишь вывеску этого формирования. Тем временем обновленные внутренние войска так и останутся внутренней армией для войны с «внутренним врагом».
Что интересно, авторы законопроекта даже придумали странное обоснование тому, почему данная структура не противоречит европейским нормам. В этой же пояснительной записке они отмечают, что согласно статье 13 Европейского этичного кодекса полицейские органы должны исполнять правоохранительные функции под руководством гражданской власти, что не препятствует им иметь военный статус. Регионалы упирают на то, что организационная структура полиции, военная или гражданская в европейских странах довольно разная. А в некоторых странах Центральной и Восточной Европы сохранен военный принцип.
Как видно депутаты поставили все с ног на голову. Конечно, в Европейском кодексе написано то, что они процитировали в записке, но военная организация и военный статус – это две совершенно разные вещи. Военная структура существует даже у бойскаутов, однако это не значит, что они являются военнослужащими. В то же время согласно европейским нормам правоохранители не могут быть военнослужащими. Это принципиально важный момент, которого регионалы в упор не хотят видеть. Депутаты, просто ловко манипулируя терминами, создали совершенно антиевропейский законопроект, опираясь при этом на европейские нормы.
Для чего это потребовалось регионалам именно сейчас? Ответ можно получить, прочитав о полномочиях новой структуры, которые будут существенно расширены. Например если сегодня бойцы внутренних войск проводят с милицией совместное патрулирование, так как они не имеют права самостоятельно задерживать или обыскивать граждан. А с принятием законопроекта такое право будет им предоставлено. В результате военнослужащий внутренних войск будет одновременно и военным и правоохранителем.
Кроме того законопроект определяет еще одну интересную деталь. В частности речь идет об отсутствии ограничений на любые виды вооружений за исключением танков и самолетов. Таким образом, структура будет оснащена любым вооружением и военной техникой кроме танков и самолетов. Например, внутренними войсками могут быть использованы бронемашины, артиллерия, вертолеты и системы залпового огня. Если вспомнить, что численность МВд и без того в два раза больше численности вооруженных сил, то создается впечатление, что власти внезапно потребовалась многочисленная и хорошо вооруженная армия. О целях догадывайтесь сами, с учетом того, что по опыту истории подобные армии использовались властями лишь во время гражданских войн. Другой потребности в них не было.