В Турции победили умеренные исламисты. Украине стоит задуматься
На прошедших в выходные парламентских выборах в Турции большинство голосов набрала правящая партия во главе с премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом. Эта победа позволит действующему главе правительства еще сильнее укрепить свою власть и определит, как минимум на 4 года, путь развития Турции, которая медленно, но верно, превращается из светского в религиозное государство.
Выборы
О том, насколько важны эти выборы для самих турок, говорит рекордная явка избирателей, составившая 87,4%. В итоге, места в парламенте получили 3 партии. Партия умеренных исламистов «Справедливость и Развитие» (ПСР) набрала 49,9% голосов (326 мест в Парламенте). Левая Народно-республиканская партия (НРП) получила 25,9% (135 мест) и Партия Национального Действия (ПНД), завоевала 12,99% (53 места).
Предвыборная кампания отметилась рядом скандалов, повлиявших на итоги голосования. Первый был связан с оппозиционной Партией Национального Действия, которая, благодаря своей радикальной риторике относительно курдского вопроса, имела неплохие шансы количественно укрепиться в турецком парламенте. Но в интернете появились видео сексуального характера, уличающие лидеров ПНД в супружеских изменах, в результате чего 10 из них ушли в отставку. Многие политические эксперты в Турции считают, что за компроматом на оппозиционных политиков стоит правящая партия.
Второй скандал вызвали дискриминационные действия в отношении курдских кандидатов «Партии мира и демократии». Их не допустили к участию в избирательной гонке, пояснив наличием судимостей. Но, учитывая специфику Турции и нюансы ее политического развития (такие, как например, военный переворот, во время которого были заключены под стражу многие политические деятели), такая причина выглядела весьма сомнительной. Тот же премьер-министр Реджеп Эрдоган отсидел в тюрьме, за разжигание национальной розни. Как ответ, на действия власти, курды начали проводить широкомасштабные акции протеста, приведшие в итоге к компромиссу, в результате чего часть кандидатов все же восстановили в списках.
Что дальше?
До поставленной перед собой цели, в виде абсолютного большинства в парламенте (330 голосов), провластной ПСР не хватило лишь 4 места. Это не позволит премьеру Эрдогану своими силами изменить Конституцию страны (для того чтобы усилить президентскую власть), и он вынужден будет договариваться с кем то из оппозиции. И хотя это стало неприятным сюрпризом для Эрдогана и его ближайшего окружения, абсолютная поддержка населения дает уверенность в том, что рано или поздно он придет к той цели, которую перед собой ставит. А цель эта довольно проста и может быть описана несколькими словами: - сделать из Турции религиозное государство, являющееся лидером не только в регионе, но и в исламском мире.
Пока Реджепу Эрдогану постепенно, шаг за шагом, удается выполнять свой план.
Для этого, он исключил из политического процесса армию, которая еще со времен Мустафы Кемаля Ататюрка, имела решающую политическую роль в Турции.
Так повелось, что высшие чины вооруженных сил представляют из себя отдельную элитарную касту, ориентированную на прозападную позицию Анкары. Именно они всегда выступали за Турцию, как за светское государство и в случае крена действующего правительства в сторону излишней исламизации, радикально вмешивались в процесс.
В 1980 году произошел военный переворот, вследствие которого военные отстранили от власти Сулеймана Демиреля, который попустительствовал разгулу политического террора. Они расстреляли ряд наиболее одиозных политических деятелей и приняли в 1982 году Конституцию, основы которой и хочет изменить Эрдоган.
Руководствуясь постулатами Мустафы Ататюрка, сторонника и основателя светского турецкого общества, военные и силовики периодически запрещали происламские политические партии и давили на правительства, заигрывающие с исламистами. Несколько лет назад Конституционный суд даже пытался запретить партию нынешнего премьер-министра за подрыв светских устоев государства.
Понимая, насколько серьезной может быть конфронтация с армией Эрдоган, под лозунгами либерализации, в конце 2010 года провел референдум по внесению изменений в Конституцию, согласно которому существенно были ограничены полномочия армии, судейского корпуса и силовых ведомств.
Так, в частности, была ограничена юрисдикция военных судов. Теперь судить военнослужащих, обвиняемых против безопасности государства или покушения на государственный строй (именно такие формулировки используются, в случае суда над сторонниками исламизации армейской среды) могут суды гражданской юрисдикции (в которых, сочувствующих происламским силам в разы больше). Изменился и порядок набора кадров в суды и прокуратуру, открывший путь сторонникам идеи Турции как религиозного государства.
Были укреплены позиции представителей законодательной власти. Избранные депутаты теперь могут оставаться в парламенте даже в том случае, если партия, от которой они избирались, будет запрещена, как подрывающая основы конституционного строя.
Для задабривания Евросоюза в Конституцию были внесены изменения, на которых настаивал Брюссель. В частности, был прописан запрет на дискриминацию детей, стариков и инвалидов, работники получили право устраивать забастовки, в основной закон была записана гарантия защиты личной информации.
Правда, все эти либеральные изменения, нисколько не обманывают ту часть турецкого общества (находящуюся в меньшинстве) которая с огромными опасениями относится к исламизации своей страны.
На бытовом уровне это проявляется в том, что, например, даже в столице Турции Анкаре, количество районов, где девушка может появиться лишь в хиджабе (традиционный исламский женский головной платок), неуклонно растет. Автор этих строк, будучи в Анкаре зимой этого года, в разговорах со светски ориентированными турками, от всех, без исключения, слышал беспокойство за происходящее в стране. Причем, по их мнению, ситуация настолько серьезная что многие из них готовы были переехать на курортный юг, пока еще относительно свободный от веяний ислама, или, в, редких случаях, покинуть страну.
Звоночек для Украины
Украину, со дня обретения независимости, с Турцией связывают достаточно ровные отношения. Турция никогда, в отличие, от России, не вела открытую агрессивную политику по отношению к Киеву. С другой стороны, с восточной хитростью, постепенное продавливание своих интересов и позиций в том же Крыму в будущем неоднократно аукнется Украине.
Пока, влияние Анкары распространяется в основном в гуманитарной сфере и на представителей крымско-татарского народа. Учитывая позицию Украины, которая махнула рукой на все этносы, живущие в Крыму, ее нишу быстро заняла Турция, которая за свой счет не только строит мечети, школы, но и обучает крымско-татарскую молодежь в Турции, участвует в подготовке и обучении исламских религиозных служителей (имамов). В начале этого года Анкара заявила, что продолжит программу оказания помощи в приобретении и строительстве жилья для репатриантов, а также, приложит усилия для увеличения количества школ в Крыму, с обучением на крымско-татарском языке. Об этом договорились премьер-министр Рейджела Тайила Эрдоган и лидер Меджлиса крымско-татарского народа Мустафа Джемилев.
Казалось бы, сотрудничество в гуманитарной сфере, не должно вызывать беспокойство Украины. А решение проблемы переселенцев можно только приветствовать. Но вкупе с такими факторами, как появление на полуострове, в последнее время, радикальных исламских организаций, неконтролируемых тем же Меджлисом, и увеличивающаяся исламизация Турции это должно вызвать не просто беспокойство Киева, а стать руководством к действию. Ибо, может настать такой момент, когда дерибанящие сегодня крымскую землю «украинцы» де-факто станут чужаками на ней.
А момент этот весьма и весьма возможен, ведь мечту о Великой Османской Империи никто не отменял, и к тому же ей всегда могут воспользоваться те же турецкие политики, когда внутренних аргументов для своих граждан, в случае ухудшения обстановки в стране, может не хватить…