Совет принял закон, ограничивающий доступ к данным о недвижимости. Почему его критикуют активисты?

14

Верховная Рада приняла в целом законопроект, которым предлагалось ограничить доступ к некоторым государственным реестрам. Инициаторы утверждали, что это необходимо для защиты предприятий «оборонки», активисты видят в этом попытку защитить коррупционеров.

Соответствующий законопроект №11533 во время голосования в целом поддержал 231 депутат, как  сообщил Ярослав Железняк.

Этот законопроект вызвал волну обсуждений после регистрации прошлого года. Народный депутат Игорь Фрис, являющийся одним из инициаторов документа, утверждал, что благодаря реестрам россияне могут узнать об производстве оружия и земельных участках, на которых расположены предприятия.

Он настаивал на ограничении такой информации, ведь, мол, «мы уязвимы, когда мы публичны». По словам Фриса, депутаты подали такой законопроект по просьбе самих оборонных предприятий, «чтобы по ним не прилетало».

Ряд министерств в прошлом году направили свои оценки законопроекту и утверждали, что в целом не против такого обеспечения предприятий. Однако Минцифры, Комитет Верховной Рады по антикоррупционной политике, Специализированная антикоррупционная прокуратура и омбудсмен Дмитрий Лубинец выразили обеспокоенность тем, что закон предусматривает непропорциональное ограничение данных.

Они отмечали, что в документе предлагалось ограничить доступ к данным о местоположении объектов недвижимого имущества всех зарегистрированных прав на недвижимое имущество и их обременений, а не только объектов «оборонки».

В антикоррупционном комитете Совета это назвали чрезмерным, непропорциональным и противоречащим общественному интересу. Там считают, что для защиты предприятий хватило разрешить им указывать адресом месторасположения любой адрес, по которому обеспечивается связь, а также не обязывать их вносить «оружейные» виды деятельности в госреестр.

Фонд DEJURE считает, что из-за таких изменений коррупционеры «начнут переписывать свое имущество на юрлиц, и общество не узнает, где спрятана очередная «вилла судьи» или «дача прокурора»».

Законопроект также повлияет и на обычных граждан. Если вдруг вы решите купить недвижимость от строительной компании – выяснить перед покупкой, действительно ли она принадлежит такому юрлицу, будет сложно. Но этот закон как облегчит жизнь коррупционерам в сокрытии своего состояния через подконтрольные им фирмы, так и может увеличить количество мошенничеств в сфере недвижимости» , — заявили в Центре противодействия коррупции.

Пока не ясно, какие замечания по законопроекту были учтены перед голосованием. Фонд DEJURE в июне отмечал, что на заседании парламентского комитета депутаты «кое-где прислушивались к критике, однако не до конца».

Народная депутат Ирина Геращенко пишет, что ограничение данных охватывает:

  • техническую информацию в патентах, авторских правах и Prozorro;
  • судебные решения, раскрывающие логистику, спецификации или контрагентов;
  • координаты объектов, кадастровые номера, адреса производственных площадок.

Дмитрий Разумков утверждает, что комитет существенно изменил документ во время его доработки и некоторые нормы дают правительству слишком широкие полномочия по вопросу доступа к реестрам.

«Например, предоставление права Кабмина определять правоохранительный орган, который будет иметь эксклюзивный доступ в Реестр, является вмешательством в деятельность правоохранительных органов и ограничением их полномочий, определенных законом. Это создает риск злоупотреблений» , — написал он.