В среднесрочной перспективе атаки будут продолжаться. РФ наладила производство ракет

326

Россия продолжает массированные обстрелы территории Украины. Так, в ночь на 15 августа, она применила 28 ракет, из которых было сбито 16. Как отметил спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат, РФ пытается повредить объекты критической и портовой инфраструктуры, а также аэродромы. Кроме того, по его словам, есть попадания и по гражданским объектам. Он добавил, что Россия применяла тактику изменения направления движения воздушных целей, чтобы максимально сразить объекты на территории Украины. В то же время, по словам экспертов, в среднесрочной перспективе, ракетные удары по Украине будут продолжаться. Дело в том, говорят они, что Россия сумела наладить «черный» и «серый» импорт необходимых комплектующих для производства ракет, и имеет возможность изготовлять их. Именно поэтому, считают они, нужно усиливать санкции против стран, которые помогают России получать все необходимое для производства оружия и ракет. Кроме того, по их мнению, Украине нужно продолжать укреплять комбинированную систему противовоздушной и противоракетной обороны.

Россия продолжает атаковать Украину ракетами. Например, в ночь на 15 августа, россияне запустили 28 ракет разных типов, при этом силы противовоздушной обороны сбили 16 из них. Как сообщил спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат, противник в первую очередь пытается атаковать аэродромы, критическую и портовую инфраструктуру, объекты промышленность. Кроме того, добавил Игнат, есть попадания и по объектам гражданской инфраструктуры.  Также он сообщил, что россияне применяют тактику изменения направления движения воздушных целей, чтобы максимально сразить объекты на территории Украины. По его словам, противник программирует маршруты таким образом, чтобы обойти как можно эффективнее противовоздушную оборону, используя слабые места и данные разведки. То есть, подчеркнул он, ракеты постоянно меняют маршрут. Грубо говоря, отмечает Игнат, пока дежурный пишет сообщение о том, что есть движение в сторону Киева, ракета уже меняет направление и движется в другую сторону, и потом опять меняет маршрут.

При этом, как подчеркнул политолог Игорь Попов, риски российских ракетных обстрелов будут оставаться серьезной угрозой для Украины как минимум в среднесрочной перспективе. По его словам, российская промышленность увеличивает производство крылатых ракет морского и воздушного базирования. Кроме того, в Елабуге строится завод по сборке беспилотных комплексов «Шахед-136». Все эти средства поражения наносят урон как военным объектам, так и гражданской инфраструктуре, подчеркнул эксперт. По его словам, для производства технологичного вооружения Россия использует импортные комплектующие, ищет пути их нелегального получения в обход экономических санкций. Поэтому, говорит эксперт, в последнем, двенадцатом докладе санкционной группы главной темой было как раз закрытие схем «черного» и «серого» импорта микрочипов и других критических элементов для изготовления вооружений. Вслед за публикацией рекомендаций в дело включились дипломаты и спецслужбы, которые проводят активные мероприятия по каждому из обнаруженных путей обхода санкций. Полностью перекрыть пути контрабанды не удается, считает Попов, но даже перебои в снабжении позволяют уменьшить ударный потенциал противника.

В то же время военный эксперт Петр Черник сообщил, что такие ракеты как 3М14 морского базирования, Х-101 воздушного и опасные Х-47 М2 «Кинжал» россияне могут производить, потому что «поставили на конвейер». По его мнению, Россия производит 60-80 таких ракет ежемесячно. Он считает, что в поединке санкций побеждает контрабанда.

О том, что россияне с начала войны наращивает производство ракет и беспилотников всех типов, говорит также специалист по ракетному вооружению Александр Кочетков. По его информации, сразу после введения санкций Россия выпускала пятьдесят ракет в месяц – изготавливала новые, модернизировала старые. А сейчас она выпускает приблизительно сто ракет в месяц – и все они используются для атак на Украину, добавил эксперт. Кочетков говорит, что это происходит потому, что РФ через Китай и постсоветские страны наладила цепочки обхода санкций. При этом он подчеркнул, что схожая ситуация и с ударными беспилотниками. Уже сейчас, подчеркнул он, у агрессора собирают не менее ста пятидесяти аппаратов дальнего радиуса действия, причем они имеют заметные отличия от исходной иранской модели, то есть это локализованное изделие. Кочетков добавил, что в РФ строится один сборочный завод, второй – в Беларуси. В будущем году, предупреждает он, речь пойдет о сотнях, а то и тысячах ударных беспилотников в месяц.

В свою очередь политолог Богдан Петренко также говорит, что Россия имеет возможность производить 60-100 ракет в месяц. По его словам, санкции снизили возможности по их количеству и качеству, но не устранили полностью. Он отметил, что есть страны-изгои, которые помогают РФ своим производством, а также могут выступать посредниками в поставке подсанкционного оборудования. То есть, подчеркивает Петренко, санкционно необходимо бороться не только с поставками в саму РФ или из нее, но и с контрабандными поставками.

К слову, глава Офиса президента Андрей Ермак сообщил, что в ракетах Х-101, которыми Россия обстреливала Украину в ночь на 15 августа, было примерно 30 микросхем иностранного производства. При этом сами ракеты были выпущены в апреле этого года. По его словам, правительства стран-партнеров также работают с производителями и поставщиками микросхем. В частности, уже были введены определенные ограничения.  Однако, по мнению Ермака, санкции необходимо ужесточать, чтобы Россия не могла получать критические компоненты и изготавливать ракеты.

Чтобы эффективно противодействовать российским ракетным ударам, говорит Попов, Украина продолжает укреплять комбинированную систему противовоздушной и противоракетной обороны. Западные союзники поставляют дополнительные комплексы ПРО, которые размещаются для прикрытия объектов критической инфраструктуры и крупных городов, отмечает эксперт. Тем не менее, как считает Кочетков, западные союзники не в состоянии изготавливать столько современных зенитно-ракетных комплексов, чтобы надежно закрыть все небо Украины. Поэтому, говорит он, надо делать зенитную технику самим – в массовом порядке. Но этого не происходит, наш оборонный блок занимает крайне пассивную позицию, подчеркивает эксперт.

В то же время, как говорит эксперт по вопросам сектора обороны и безопасности Олег Стариков, Запад оказывает Украине помощь – и существенную, но лишь некоторым количеством вооружения четвертого поколения для ведения боевых действий сухопутных войск и воздушных сил. И еще меньше – оружием поколения 4+ или пятого поколения для сил спецопераций. По его словам, массово новые виды вооружений партнеры не передают ВСУ по ряду причин. Есть политическая составляющая, но есть и военная — Запад боится, что их новые разработки, связанные с вооружением пятого поколения, могут во время войны в Украине попасть в руки россиян, что позволит РФ раскрыть технологические секреты европейцев и американцев и иметь возможность потом использовать эти данные против них. Основная проблема в том, говорит Стариков, что украинская власть почему-то решила, будто Запад будет оказывать Украине всестороннюю помощь, а потому можно особо не усердствовать, развивая собственный военно-промышленный комплекс и с этим нужно что-то делать. По его словам, россияне втянули нас в войну третьего-четвертого поколения (промышленную), удобную для них, а мы должны вырываться из этой парадигмы, втянув противника в войну пятого поколения (технологическую). И тогда шансов выиграть будет куда больше, чем сейчас, считает эксперт.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org