Утраченная армия обретенной державы

856




Группировка вооруженных сил СССР на территории уже независимой Украины была крупнейшей на то время в Европе формацией. За 21 год современная и грозная «Армия Апокалипсиса» превратилась в деморализованный коллектив по обслуживанию опасного металлолома.

780 тысяч личного состава, 6500 танков, 7000 других бронированных боевых машин, 7200 артиллерийских систем.

Более 500 кораблей и судов, 1100 боевых самолетов, более 1000 единиц тактического ядерного оружия и 176 межконтинентальных баллистических ракет.

Группировка вооруженных сил СССР на территории уже независимой Украины была крупнейшей на то время в Европе формацией. За 21 год «Армия Апокалипсиса» превратилась в деморализованный коллектив по обслуживанию опасного металлолома.

Главные козыри — ядерное оружие, оперативно-тактические ракетные комплексы, стратегическую и тяжелую авиацию — были отданы «по доброй воле». А Черноморский флот разделен невыгодно для Украины.

Новейшая на то время авиация и бронетехника сегодня доведена до края. Огромные арсеналы с баз хранения распроданы африканским и азиатским «друзьям» Украины.
«Точка» в деле ракетных войск

В 1991-ом году на территории Украины остался третий в мире (после США и РФ) ядерный арсенал. Его основу составили пять дивизий из состава 43-й ракетной армии.

На вооружении украинских ракетчиков были стратегические комплексы стационарного базирования в шахтах (ракеты УР-100Н и РТ-23УТТХ) и мобильные ракетные комплексы («Пионер» и «Пионер-УТТХ»).
Oднако Украина стала, по сути, лишь площадкой для размещения этой мощи. Самостоятельно указать цель, осуществить пуск и сопровождать межконтинентальную баллистическую ракету украинские военные были неспособны. «Ядерная ящик» с «красной кнопкой» остался у Кремля.

Генеральный штаб поставил такую ​​задачу (возможность для украинского руководства самостоятельного использования ракетных войск стратегического назначения) перед учеными, которые признали ее вполне разрешимой.

Однако после оценки денежной стороны этого амбициозного проекта от идеи отказались. К тому же на Киев началось мощное давление со стороны Вашингтона и Москвы.
Вспоминая те годы, Леонид Кравчук сегодня полностью исключает существование тогда возможности для Украины сохранить ядерное оружие.

Впрочем, если американцы были заинтересованы в скорейшем уничтожении инфраструктуры на территории новой страны и вывозе боеголовок в РФ, то россияне, наоборот, были не против оставить части в Украине, но под своим контролем.

Это позволило бы оттянуть часть американских ракет, стоящих на дежурстве и державших под прицелом стратегических российские объекты. А также хитро превысить количество разрешенных МБР по Договору о сокращении вооружений.
С 1993 по 2001 год все украинские шахты межконтинентальных баллистических ракет были уничтожены за счет США (последняя в октябре 2001-го вблизи Первомайска).

Единственным упоминанием о былой мощи остался музей РВСН в Кировоградской области, экспозиция которого включает шахтную установку, командный пункт и образцы демилитаризованных ракет.

За такой беспрецедентный шаг Украина получила финансирование на дальнейшую утилизацию ракетного топлива и неопределенные гарантии безопасности от стран «ядерного клуба», оформленные в Будапештский меморандум.

Но если удерживать стратегические ракетные войска в Украине действительно не было ни технической, ни финансовой возможности, то судьба украинского тактического ядерного оружия до сих пор вызывает возмущение отставных военных.

Несколько лет назад в интернете ходили мистификации о ядерной «заначке», о которой позаботились патриотические офицеры СБУ и ГУР МОУ в начале 90-х. Однако специалисты, причастные к процессу ядерного разоружения, уверяют — это лишь миф.

Ядерные боеголовки для тактических ракет в Россию вывезли очень быстро — еще в 1992 году. Украинским ракетчикам остались в наследство от СССР только оперативно-тактические комплексы Р-300, способные стрелять на 300 км, и комплексы «Точка» и «Точка-У» с дальностью стрельбы в максимум 120 км.
«Точка У». Разбор полетов

Последние стрельбы (2000 год) из этих комплексов прогремели на всю Украину. Именно тогда ракета, выпущення в Черниговской области, дошла до Броваров и попала в жилой дом. После того ракетчики больше не стреляли.

Сегодня в Украине осталась единственная 19-я ракетная бригада в Хмельницком, на вооружении которой аж 12 пусковых установок ОТРК «Точка-У» (как раз достаточно для парадного расчета). Упомянутые выше ракетные комплексы Р-300 были разрезаны на металл, последняя ракета ушла «под нож» год назад.
ВМС: украинизация плюс утилизация

История ВМС Украины началась несколько позже, чем Вооруженных сил в целом — по причине особого отношения руководства РФ к Севастополю и Черноморскому флоту.

Впрочем, если верить первому командующему ВМСУ адмиралу Борису Кожину, флот «с конца декабря 1991 года и в первую декаду января 1992-го полностью подчинялся Киеву и выполнял его распоряжения… Был период, когда даже система связи «Вьюга «(управление ядерным оружием) была заведена на Киев».

Впрочем, Киев сделал несколько ошибок в контакте с тогдашним командующим флота адмиралом И.Касатоновым. Моряка, который прилетел «сдаваться» в Киев, встретили несоответствующим его статусу образом. Поэтому тот быстро изменил свою геополитическую ориентацию, и дальнейшее формирование ВМСУ и распределение ЧФ проходило в сложных условиях.
Моряки украинского происхождения начали самовольно принимать присягу на верность Украине уже в январе 1992 года. Начался процесс со школы водолазов, а затем так стали поступать офицеры целых соединений — 17-й бригады охраны водного района, 880-го батальона морпехов, кораблей СКР-84 (в том же году был утилизирован россиянами) и МПК-93 (нынешний корвет «Ужгород»).

Президент Кравчук издал указ о создании собственных ВМС Украины только в апреле. Первую боевую единицу военно-морские силы Украины получили в результате бунта капитана-украинца Сергея Настенко. Подняв украинский флаг, он перегнал сторожевой корабль СКР-112 с базы на озере Донузлав в Одессу.
Последующие годы ВМСУ пополнялись за счет достройки заложенных еще при СССР кораблей на украинских предприятиях в Киеве, Николаеве, Керчи и Феодосии. Разделение советского Черноморского флота состоялось только в 1997 году (в силу соглашение вступило лишь в 1999-м).

Принцип разделения эволюционировал из «поровну» в «по-братски». Кроме 50% корабельного состава, россияне получили еще немало единиц в качестве «взаиморасчетов при разделении».

Далее сухие цифры. Из 525 боевых кораблей, катеров, судов и плавсредств обеспечения Украины получила 137 (РФ соответственно 271 +117), при том — ни ходового корабля 1-го ранга.

Показательно, что украинским флагманом стал корабль, который в советские времена входил в состав морских частей пограничных войск КГБ — фрегат «Гетьман Сагайдачный», который даже не имеет противокорабельного ракетного комплекса.

Украинские моряки вспоминают и особенности передачи кораблей в состав ВМСУ — предыдущие владельцы намеренно выводили отдельные системы из строя. Однако, наиболее впечатляет не ожидаемая «справедливость» при распределении, а дальнейшая судьба полученного «наследия империи».

Если сосредоточиться на собственно боевых кораблях, то за 20 лет существования ВМСУ различными способами потеряли 15 крупных боевых кораблей из 32. Считать количество небоевых утилизированных судов и других плавсредств не беремся (жаль нервов).

Первым «под нож» пошел вышеупомянутый легендарный СКР-112 (который должен был стать памятником созданию собственного флота!). Переход из Крыма в Одессу стал его последним плаванием. Выгода от сдачи корабля Сергея Настенко на металлолом лишил украинцев легенды, а россиян — неприятных воспоминаний.

Интенсивным «распил» был в период командования Михаила Ежеля. В его каденцию Украина потеряла фрегаты «Николаев» (1979 года постройки) и «Днепропетровск», корветы «Сумы» (1973) и «Херсон» (1971), ракетный катер «Цюрупинск», малый десантный корабль «Краматорск» (1988).

ВМС Грузии был подарен ракетный катер «Конотоп» (сожжен русскими в Поти в 2008-м). С 2003-го и до сегодня из состава флота вывели корвет «Измаил», МДК «Артемовск» и «Донецк» (аналогичный корабль «Горловка» продали Греции), ракетный катер «Умань».
Фрегат «Севастополь» продали туркам в качестве мишени. Большой десантный корабль «Ровно» затонул во время шторма в 2007-м. В строй были введены построенные уже в Украине корветы «Луцк» и «Тернополь», корабль управления «Славутич».

В разной стадии готовности на заводе «Море» в Крыму есть еще несколько советских закладок судов.

В Николаеве стоит построенный, но невооруженный «главным калибром» ракетный крейсер «Адмирал Лобов», который в свое время Леонид Кучма мечтал превратить в флагман ВМСУ и даже присвоил имя «Украина».
Имела Украина и свой авианосец — «Варяг», который в 1998 году продали за 20 млн долларов китайцам под вроде бы плавучее казино.

И если еще можно поверить военным и экспертам, что содержать корабли такого класса Украине не по карману, то понять, зачем была разрезана на металл закладка аналога фрегата «Сайгайдачний» — «Байда Вишневецкий» — сложно.

По воспоминаниям знакомых матросов, 1990-е были годами, когда экипаж, сойдя на берег вечером, утром мог прийти и не найти своего судна. А если кому-то из служивых не было за что выпить, то он просто отпиливал какую-нибудь «ненужную» запчасть на своем или соседнем корабле.

После такого «распила» сегодня костяк ВМСУ составляют 1 фрегат, ориентированный на борьбу с подводными лодками и не имеет противокорабельных ракет, 7 корветов, 2 ракетных катера, 2 десантных корабля, 2 корабля управления (вот только управлять почти нечем), 2 морских , 2 базовых и 1 рейдовый тральщика и еще около 75 вспомогательных судов и катеров рейдовой службы.

Руководство ВМСУ до сих пор боится брать на себя ответственность за последствия возможного выхода в море и погружения единственной подводной лодки «Запорожье».

К «морским» потерям, кроме корабельного состава, относится и разрушение мощного берегового ракетного противокорабельного комплекса, известного среди военных, как «Сотка» (непробиваемый подземный бункер с ракетами «Прогресс», способными потопить корабль любого класса на расстоянии 400 километров, то есть — простреливать всю акваторию Черного моря).
Сейчас из двух дивизионов остался только один,последние стрельбы состоялись в 1999 году.
Утрачено и такой специфическое направление, как применение боевых дельфинов. Сейчас животные из Государственного океанариума Министерства обороны только лечат и развлекают.

«Морские котики» ЧФ СССР, которые одними из первых приняли присягу Украине в 1992 году в Очакове (ныне семьдесят третий Морской центр спецназначения), сейчас также поставлены в условия, способствующие деградации подразделения.

Военная часть передислоцирована из идеального для подготовки морских диверсантов места — искусственного острова Первомайский, где была специально создана база с бассейнами — на территорию вертолетного полка в городе.
«Чистое небо»: украинский подход

1991-й застал на украинской территории четыре советские воздушные армии. В их арсеналах, кроме сотен устаревших на то время самолетов (которые, правда, до сих пор стоят на вооружении даже некоторых стран НАТО) типа МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, Су-17, Ту-16, было немало действительно новейших машин.

Одних МиГ-29, которые СССР показал на выставке в Ле Бурже только в 1988-м, было 220. А еще «продвинутых» Су-27 — 67 единиц. Бомбардировочная авиация тоже имела впечатляющие очертания — 66 Ту-22 и Ту-22М, 150 Су-24 и Су-24М, а также 44 (!) стратегических бомбардировщика (25 Ту-95МС и 19 Ту-160).

Эти впечатляющие машины были таким же дорогим удовольствием, как ядерное оружие и авианосцы, которые не вписывались в военную доктрину оборонительного характера. В некоторых частях пилоты стратегических бомбардировщиков отказались от принесения присяги Украине, поэтому были переведены в РФ.

Впоследствии в Украине осталось лишь несколько пилотов, способных поднять Ту-160 в небо. В 1995 году СНБО решило начать утилизацию самолетов, средства на эту процедуру в 1998 выделило Министерство обороны США. 8 самолетов продали РФ, а последний украинский сто шестидесятый уничтожили в 2001-м.

Распилили и Ту-95 (три продали россиянам). Та же участь постигла и тяжелые бомбардировщики Ту-22. 27 января 2006 года нос отрезали шестидесятому Ту-22. Присутствующие летчики стояли смирно и… плакали. Теперь увидеть эти машины на украинской территории можно разве что в музеях в Киеве и Полтаве.
Оптимизируя структуру Воздушных сил Украины под современные нужды, в летном составе оставили лишь относительно новые типы боевых самолетов.

Примерные цифры арсенала ВСУ следующие: около 130 истребителей (72 МиГ-29 и 55 Су-27), 24 штурмовика Су-25 и 24 бомбардировщика Су-24М, которые сосредоточены в семи бригадах и эскадрилья тактической авиации.

От Советского Союза Украина унаследовала самую густую сеть покрытия территории системами противовоздушной обороны. До 1991-го здесь базировалась отдельная 80-я армия ПВО и 28-й корпус.

Сейчас небо Украины прикрывают 12 зенитных ракетных полков и 4 бригады и несколько групп дивизионов. Впрочем, если радиус покрытия зенитно-ракетных комплексов этих частей достаточно широк, то по надежности самих ракет, новейшим из которых уже не менее 21 года, есть вопросы.

Вопросы звучат, начиная от приписываемого украинской ПВО трагического случая над Черным морем в 2001-ом году, когда ракета ЗРК С-200В,якобы, сбила Ту-154, и заканчивая учениями многолетней давности, на которых несколько ракет отклонились от курса и самоуничтожились.

Военные пытаются убедить, что такие технические отклонения в пределах допустимой нормы. Однако проблема действительно существует. Так сложилось, что в Украине в советские времена не существовало замкнутого цикла производства ракет для ЗРК, стоящих на вооружении. И ракетчики прекрасно осознавали, что в 2011 наступит предел, после которого пускать ракеты с С-300 (едва ли не основной ЗРК Украины) будет рискованно.

Ресурс боеприпасов продлен до 2016 года, однако о планах закупки новых ракет ничего не известно, проблема просто переносится на несколько лет. Поэтому в комплексе с последующей деградацией тактической авиации над Украиной образуется действительно «чистое небо». Чистое от его защитников.
«Оплот» не Родины

Сухопутные войска СССР на территории Украины в 1991 году были организованы в три военных округа (Киевский, Прикарпатский, Одесский), в составе которых было четыре общевойсковые, две танковые армии и один военный корпус.

За перерасчетом этих соединений скрывается железная армада, которая насчитывала 6500 танков различных типов (Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, ​​Т-80), более 7000 различных бронемашин и свыше 7200 артиллерийских систем различного калибра. И более полумиллиона личного состава со всего СССР.
Принятие присяги на верность Украине началось уже в декабре 1991-го. Так что в 1992-гому уже все части были украинскими. Борьба развернулась за элитные спецподразделения, которые подчинялись непосредственно Главному разведывательному управлению Генштаба ВС СССР.

Кроме уже упомянутых боевых пловцов на территории Украины дислоцировались еще три бригады спецназа разведки. Благодаря инициативности патриотичных украинских офицеров — в частности, легендарного героя афганской войны Ярослава Горошко — они остались под контролем ВСУ и присягнули Украине.
Вся история Сухопутных войск ВСУ — это история постоянной оптимизации и сокращения. Если еще в 1990-х в войсках было несколько дивизий, то сейчас в составе сухопутчиков исключительно бригады и полки.

Показательно, что количество танков на вооружении ВСУ сократилось более чем в 10 раз. Сейчас их меньше 650.

Военные приняли рациональное решение отказаться от типов советских танков, которые не производились в Украине.

В соединениях танковых и механизированных войск (12 бригад, 1 полк и один учебный центр) теперь служат только харьковский Т-64 и его модернизированный вариант — БМ «Булат».

Попытка похвастаться новейшими танками типа «Оплот» на параде в 2001 году обернулась курьезом. 10 машин проехались по Крещатику и через некоторое время вернулись на предприятие, поскольку военные не смогли рассчитаться с поставщиком.

Количество другой бронетехники тоже сократилось примерно в четыре-пять раз. Базы хранения СВ ВСУ стали донором для «Укрспецэкспорта», который находил покупателей вооруженного антиквариата среди «дружественных стран» в Африке и Азии.

Впрочем, если за продажу отремонтированных и покрашенных танков Т-55 и Т-72 можно только порадоваться, то сделки по продаже Азербайджану такого грозного оружия, как 12 единиц реактивной системы залпового огня «Смерч», является шагом, безусловно, успешным с деловой точки зрения … С военной тоже?

При том, что каждый год «Укрспецэкспорт» зарабатывает около 1 млрд долларов на торговле оружием, в войска кроме упомянутых «Булатов», ничего новейшего отечественного производства особо и не последовало. Обещания новой версии БМ «Оплот» кочуют, начиная с 2009-го с года, на каждый следующий год.
Харьковские БТР-4, которые уже стоят на вооружении Ирака, тоже армии не по карману. Даже современные высокоточные боеприпасы (в этой сфере Украина мировой лидер) не поступают в войска в должном количестве.

Поэтому сегодня Вооруженные силы Украины хоть и получили более или менее оправданную структуру к потребностям страны (кроме упомянутых частей танковых и механизированных войск, это 7 ракетно-артиллерийских частей, 3 полка ПВО, столько же — армейской авиации, 2 полка спецназначения и 4 аэромобильные части) , однако в действительности остаются выхолощенным обломком советской армии. Как концептуально, так и ментально.

Не зря ведь 23 февраля — еще праздник защитника Отечества?

По материалам argumentua.com