Украинские реформы

714

— Пора начать борьбу за подметание улиц. Борьба ведется, но улицы не подметаются…

Все ясно. Дело не сделано. Однако видимость отчаянной деятельности сохранена.

И.Ильф, Е.Петров,
«Дневная гостиница» (1934 г.)

Об украинской системе льгот, компенсаций, помощи написано уже много. Сухая констатация фактов о значительном количестве льготников и льгот в Украине и невозможность их полностью финансировать — вот основной мессидж, который регулярно доносит власть своим согражданам. Но, наверное, все мы ждем от правительственной команды «крепких профессионалов» не только обнародования хорошо известных всем фактов и вариаций на тему «так жить нельзя». Нам нужны конкретные действия и реальные изменения, а главное — прогнозируемый результат реформирования как страны в целом, так и социальной сферы в частности.

Back in USSR…

К сожалению, два года сплошных реформаторских заклинаний так и не дают нам четкого ответа на вопрос: а что, собственно, правительство хочет сделать с системой льгот в Украине? Каковы модель и направление таких преобразований? Перейдет ли наконец процесс имитации реформ в системную реформу социальной сферы Украины? А самое главное — когда все общество увидит результат (улучшение жизни) этих трансформаций?

Убежден, сегодня уже нет ни одного эксперта и политика, которые не признавали бы слабость и неэффективность нынешней системы льгот в Украине — наследия советской системы управления. За годы независимости вместо того, чтобы построить новую систему социальной защиты европейского типа, Украина пошла путем «усовершенствования» того, что априори нельзя усовершенствовать. Именно в период с 1990 по 2005 год расширялась и дополнялась советская законодательная база системы льгот, которая на сегодня насчитывает уже свыше 150 нормативно-правовых актов.

Введение льгот, компенсаций, возмещений предполагалось сначала для лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед государством и особый статус. Цель — обеспечить надлежащий уровень социальных гарантий людям, которые, рискуя своей жизнью и теряя здоровье, обеспечивали мир, покой и безопасность в наших домах (полностью или частично освободить такие категории граждан от уплаты жилищно-коммунальных, транспортных, санаторно-лечебных услуг).

Наверное, такой подход логичен и оправдан: определенные категории граждан (инвалиды войны, участники боевых действий, чернобыльцы и др.) теряли свое здоровье, а следовательно, и часть трудоспособности. Соответственно, частично теряли и заработок и, как следствие, будущие пенсионные выплаты. Именно такие потери трудоспособности и доходов граждан компенсировало государство.

Однако параллельно с этим проводилось и резкое «льготное осчастливливание» других категорий населения. В частности, существенно расширился контингент льготников по профессиональному (служебному) признаку. Установление льгот для этих категорий было обусловлено попыткой сэкономить бюджетные средства и политикой «дешевой рабочей силы». Профессиональные льготы также стали средством предоставления дополнительных гарантий социальной защиты с учетом «престижности» и общественной значимости (члены правительства, народные депутаты, работники суда, прокуратуры, военнослужащие, работники милиции, пожарной охраны, службы безопасности, таможенной службы, шахтеры, некоторые работники бюджетной сферы в сельской местности и др.).

Льготы фактически стали частью дохода для этих категорий работников и превратились в определенный вид социальной помощи. Советский принцип «плати меньше — обещай больше» стал основой законодательства в социальной сфере уже независимой Украины.

На сегодняшний день право на льготы имеют более 18 млн. украинцев. В государстве насчитывается свыше 350 категорий льготников и около 700 видов льгот, компенсаций, выплат, привилегий, возмещений, помощи и т.п.

Между прочим отмечу, что последний закон, на 6,5 млн. человек увеличивший количество льготников в Украине, был принят Верховной Радой и подписан президентом Украины Л.Кучмой в конце 2004 года. Речь идет о печально известном Законе «О социальной защите детей войны». На протяжении 2005—2010 годов не был принят ни один закон, который стал бы причиной существенного увеличения количества льгот или льготников.

Эта ремарка — специально для некоторых «специалистов» из нынешней правительственной команды, которые на третьем году своего властвования продолжают и дальше перекладывать все проблемы, существующие в системе льгот, да и вообще в социальной сфере, на «папередников».

Быть или не быть — вот вопрос…

Безусловно, такая разбалансированная и неэффективная система льгот дальше существовать не может. По разным оценкам, нынешняя льготная система (при условии полного финансирования всех норм, предусмотренных действующим законодательством) нуждается в ежегодном своем содержании на уровне 170—180 млрд. гривен. Цифра, сопоставимая с бюджетом Пенсионного фонда Украины. Реформировать систему льгот нужно сейчас и немедленно. Чем дальше правительство будет медлить с такими решениями, тем туже будет затягиваться петля невыполненных обещаний, разочарований, уныния. Судебные иски от граждан на десятки миллиардов гривен — это ли не сигнал для правительства разобраться наконец в собственном хозяйстве и быстро провести необходимые реформы?

К сожалению, правительство решило ничего нового не выдумывать и пошло по пути, который успешно испытало еще во времена пенсионной реформы: по аналогии с ней реформа системы льгот должна была состояться исключительно за счет рядовых граждан.

За два года болтовни о необходимости коренным образом реформировать систему льгот в Верховную Раду от имени Кабинета министров Украины были поданы только два законопроекта. Согласно первой законодательной инициативе правительства (№9127) предложено перевести в «ручное управление» льготы чернобыльцев, афганцев, детей войны, инвалидов, ветеранов войны и других категорий граждан. Такая инициатива предоставляла правительству полное право самостоятельно определять, когда льготы ограничить и сократить, а когда резко увеличить и показать обществу (перед парламентскими и президентскими выборами, например) эффективность деятельности власти и успешность реформ, которые она проводит.

Второй правительственный законопроект (№9516) предлагал существенно ограничить количество одиноких матерей, которые будут претендовать на предоставление им соответствующей государственной социальной помощи.

Таким образом общество получило от правительства довольно четкий сигнал: во всех бедах в социальной политике Украины виноваты чернобыльцы, афганцы, инвалиды войны и, конечно, одинокие матери.

Но все эти «гениальные идеи» превзошло своей некомпетентностью и цинизмом еще одно направление правительственных социальных реформ: в конце прошлого года на сайте Минсоцполитики появился проект правительственного постановления, согласно которому с 1 апреля 2012 года предлагалось ввести в Украине «непрямую оценку доходов» граждан. Программа «слежения» социальными инспекторами за реальными доходами и расходами украинцев должна была быть распространена на 2,5—3 млн. семей: получателей субсидий, социальной помощи малообеспеченным семьям, на одиноких матерей, получателей помощи по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, других «зажиточных» слоев населения.

Реакцию общества, экспертов и средств массовой информации на такие «реформаторские инициативы» нетрудно было предугадать. Как ни старался защитить свое «детище» Сергей Тигипко, ему это так и не удалось, проект так и остался проектом, но горькое «послевкусие» от такого шага сохранилось.

Ведь снова возникал вопрос: а почему идею исследовать «доходы и расходы» правительство предложило начать именно с малообеспеченных категорий украинцев? А не стоило бы министру социальной политики Сергею Тигипко инициировать исследование имущественного и финансового состояния членов правительства, народных депутатов Украины, судей, прокуроров, чиновников разного уровня, являющимися отнюдь не последними пользователями системы льгот в Украине? Или желания и политической воли на это не хватает?

Судя по последним событиям, такая нужная для государства реформа системы льгот остановлена и снова отложена на неопределенный срок. Как ни удивительно, это произошло прежде всего из-за слабых и откровенно непрофессиональных действий самой правительственной команды.

Все или ничего

Однако альтернатива такой бездеятельности есть и всегда была. Нужно просто решиться на нее, меньше ходить по ток-шоу, а больше думать о качестве и системности социальных реформ. Тем более что Украина не первая страна, которая должна пройти путь к европейской системе социальной защиты населения.

В своей псевдореформаторской риторике наши члены правительства упоминают, где надо и не надо, одного из идеологов реформ в Польше Лешека Бальцеровича. Апеллирование к обществу имеет приблизительно такой вид: «вот видите, в Польше провели непопулярные шоковые радикальные реформы, и теперь все поляки за это чуть ли не на руках Бальцеровича носят — так им сейчас хорошо живется». Но почему-то наши доморощенные реформаторы забывают главный принцип реформ, который постоянно подчеркивает тот же Бальцерович: «проводить радикальные реформы — значит, бить по всем фронтам».

Идеология же украинских реформ, как пенсионной, так и льготной, совсем другая: бить по всем фронтам, но «элитных» пенсионеров и льготников — не трогать. Чувствуете разницу?

Потому что, если наша власть и в самом деле планирует провести реформу системы льгот, она должна-таки ударить по всем фронтам, исходя из следующих принципов.

Первый — социальная справедливость. Власть должна начать реформу системы льгот с себя. Использование разных льгот членами правительства, народными депутатами Украины, чиновниками высокого уровня, в частности и прокурорами, судьями, работниками силовых структур в непростое для экономики Украины время очень похоже на мародерство. Все льготы для таких категорий должны быть отменены раз и навсегда. Безусловно, большой экономии от этого не будет, но будет заложен фундамент доверия к действиям власти. Обществу будет реально продемонстрировано, что в тяжелое для экономики и социальной сферы время пояса затягивают все, а не только простые люди.

Второй — достойная зарплата, а не льготы. Украина должна принять довольно трудное решение и на протяжении короткого времени обеспечить постепенный отказ от льгот «по профессиональному признаку». Логика действий должны быть следующей: работающий человек должен получать достойную заработную плату, а не подачку от государства в виде льготы. Надлежащая оплата труда плюс эффективная система социального страхования (для представителей опасных профессий) не только должны стать альфой и омегой реформы системы льгот в Украине, но и основным направлением социальной политики нашего государства.

Мизерные зарплаты украинцев — основная проблема всей системы социальной защиты населения (не только системы льгот, но и пенсионного страхования). Правительство просто не понимает, что можно хоть до 100 лет поднимать пенсионный возраст и страховой стаж, брать за основу какую угодно прогрессивную систему пенсионного страхования, однако при средней зарплате 2800 грн. пенсии так и будут оставаться мизерными, а государственные затраты на обслуживание системы льгот и дальше будут расти!

Именно Кабинет министров Украины сегодня является активным провайдером идеологии «дешевой рабочей силы» в Украине, потому что именно правительство является самым жадным работодателем в государстве. Государственная статистика дает четкое подтверждение этому тезису: в феврале 2012 года средний размер заработной платы в Украине составлял почти 2800 грн., однако в «бюджетных» сферах, в частности в образовании, зарплата была
2332 грн., а в здравоохранении и предоставлении социальной помощи еще меньше — 1974.

Добавим к этому и то, что, несмотря на многочисленные и неоднократные обещания членов правительства ликвидировать задолженность по заработной плате в Украине, на протяжении января—февраля 2012 года она увеличилась еще на почти 10% (на экономически активных предприятиях — на 15,1%), и на 1 марта составляет уже 1,07 млрд. грн. Возникает вопрос: если само государство платит своим работникам мизер да еще и задерживает эти выплаты, то что оно может требовать от работодателей негосударственной формы собственности?

К сожалению, власть и далее избегает темы реформирования системы оплаты труда в Украине. Свежий пример: в новых «социальных инициативах» президента Украины нет даже упоминания о необходимости решить вопрос установления достойной, справедливой и адекватной заработной платы в нашем государстве. Вот такая она, «новая» социальная политика от нынешних вельмож.

Третий — адресность предоставления льгот. Льготу, социальную помощь и выплату должны получать наименее защищенные граждане и лица, имеющие заслуги перед государством. Нужно установить зависимость получения льгот от доходов конкретного человека. Уровень дохода, при котором человек теряет право на получение льгот, должен быть довольно высоким, например, шесть—восемь прожиточных минимумов, а не так, как предложило правительство для одиноких матерей (в размере средней зарплаты в Украине).

Четвертый — мораторий на установление новых видов льгот, компенсаций, выплат и расширение контингента их получателей. Это своеобразная форма негласного (или публичного) договора между властью (кто бы ею ни был) и оппозицией (кто бы ею ни стал). Всем политическим игрокам следует признать факт: государству не хватает средств даже для покрытия всех имеющихся социальных расходов, и потому финансирование новых льготных идей может происходить только за счет существенного сокращения уже действующих.

Еще одна идея, которая постоянно дискутируется в СМИ, — возможная монетизация льгот. Тема, на первый взгляд, выглядит довольно привлекательно — человек вместо виртуальной льготы получает ее реальный эквивалент в денежной форме. Плюсом такого механизма является также то, что государство навсегда уйдет от непрозрачной, а иногда и откровенно коррупционной, системы расчетов с предоставителями льготных услуг (транспортными предприятиями, учреждениями ЖКП и т.д.). Однако при нынешнем заоблачном количестве льгот и их получателей монетизацию провести просто нереально.

В качестве примера можно привести ситуацию с льготным проездом в общественном транспорте. Именно эта льгота наиболее привлекательна в части возможности ее монетизации. Но посмотрим на реальные цифры: на компенсацию перевозки льготных категорий из государственного бюджета Украины ежегодно выделяется около 1,3 млрд. грн. Путем несложных арифметических действий можно подсчитать, что на каждого льготника в месяц приходится аж… 9,5(!!!) гривен. Итак, без наведения порядка с количеством льготников и внедрения адресности предоставления льгот говорить об их монетизации преждевременно. Монетизация льгот может иметь место, но только как один из завершающих аккордов системной реформы льгот в Украине.

Ни шага вперед, только назад!

Теоретически все вроде бы понятно и ясно, но способна ли нынешняя власть провести комплексную реформу системы льгот? Очевидно, что нет. Как уже было сказано выше, основой такой реформы должны стать постепенный отказ от «элитных» и профессиональных льгот. Для этого нужны политическая воля и четкая убежденность в необходимости осуществления такого шага. Именно это можно определить как пятый (но первый по значимости) принцип проведения в Украине социально-экономических реформ.

Именно отсутствие политической воли и системности реформ у нынешней власти — причина очень многих проблем. Яркий пример такой нерешительности продемонстрировал, как ни странно, «главный реформатор страны» Сергей Тигипко, когда в эфире одного из телеканалов заявил, что сегодня от профессиональных льгот отказаться невозможно.

Меня такая позиция «социального» министра не удивляет, ведь вся вертикаль нынешней власти держится не на диалоге и поддержке общества, а на репрессивно-карательном аппарате (силовых структурах, прокурорах, судьях, органах безопасности, внутренних дел и т.п.). А ведь именно эти структуры являются основными «потребителями» профессиональных льгот в Украине. Тронуть этих «элитных» льготников нынешняя власть не осмелится ни в коем случае. Вот почему все реформаторские усилия правительства и впредь будут направлены на ограничение прав: чернобыльцев, афганцев, одиноких матерей, инвалидов и участников войны, других категорий простых льготников.

Именно поэтому вместо проведения системных реформ в социальной сфере власть пользуется полной подконтрольностью и бесхребетностью Конституционного суда. А КС, в свою очередь, принимает абсолютно неадекватные и абсурдные решения, призванные сделать невозможным желание граждан отстаивать свои права на положенные им льготы в судебном порядке. Однако все это — иллюзии решения льготной проблемы, а не реальные реформы. Иллюзии, которые вроде бы и обещают экономию бюджетных средств, но очень дорого будут стоить и нынешней власти, и государству в целом.

Седьмого марта этого года президент Украины провозгласил свои «социальные инициативы», чем дал старт избирательной кампании в Украине. Стало вполне очевидно, что власть поменяла риторику и приоритеты в своей публичной деятельности. Вместо громких перепевов на тему «реформирование страны» обществу предлагаются более популярные темы: налогообложение богатых, ограничение офшорных операций, раздача каждому пенсионеру по 100 грн., возврат вкладов Сбербанка бывшего СССР и т.д.... И именно власть возглавила парад предвыборного популизма, обещаний и лозунгов.

Вместе с тем Украина владеет полным набором нерешенных проблем: от сворачивания демократии до преследования оппозиции, от фактической международной изоляции до стагнации экономики, от зарождения «культа личности» до неэффективной социальной политики. Все это указывает на то, что нынешняя власть занимается имитацией «бурной деятельности», а не системными изменениями и комплексными реформами. Как следствие — наша страна медленно, но весьма уверенно шагает в «эпоху застоя».
Реформы в Украине закончились, так и не начавшись! Занавес опущен!

По материалам zn.ua