Украинские майданы вышли в тираж

691

Сегодня Украина резко отличается от той, какой ее видели еще в 2014 году, когда многие украинцы под словом «майдан» понимали нечто вроде мощного народного протеста народа, который обязательно добьется своих целей и требований. Спустя два года это понятие настолько изменилось, что сегодня при употреблении термина на него уже практически невозможно встретить воодушевленной реакции. Скорее наоборот, это становится поводом для расстройств, морального упадка и даже саркастических замечаний на данную тему.

Все это произошло в силу того, что очень многие политики решили, что им позволено спекулировать идеями майдана ради получения личной корысти. Впрочем, сказать «многие» значит выразиться не совсем верно. Куда более точным определением было бы понятие «все» или «почти все», по крайней мере, в том, если говорить о лидерах парламентских фракций и тех, кто имеет с ними тесную связь. За последние года полтора в стране произошло столько майданов и майданчиков, что пересчитать их сегодня уже довольно трудно. Раньше реже, а теперь уже буквально каждые два месяца в столице вспыхивает очередной майдан, которому по старой доброй традиции присваивается ставший уже традиционным номер 3. Помимо этого, стихийные или не совсем митинги и акции протеста проходят в Киеве и крупных городах чуть ли не ежедневно, или уж, по крайней мере, раз в неделю. Все они заканчиваются также внезапно, как и начинаются, за исключением отдельных, заранее анонсированных действ, которое впрочем, многие украинцы уже давно склонны считать не более чем еще одним политическим представлением.

Зачем же политикам, который пришли к власти в результате победы Евромайдана спекулировать его идеями? Ведь получается, что это является своего рода плевком в колодец, из которого, судя по всему, по мнению политической элиты, уже было выпито все, что только возможно. Ответов на этот вопрос может быть несколько. В частности это могут быть попытки выторговать для себя или своей партии лучшие условия или возможность более выгодно продать голоса. Либо это неудачные попытки организации реального сопротивления, которые оказались недостаточно профинансированы, а может быть даже намеренная цель сгноить само понятие «майдан», превратив его в посмешище и заставив народ поверить в то, что на практике никакое народное восстание в Украине в дальнейшем уже невозможно. Ну и последний вариант, который нельзя исключать по-прежнему заключается в некоторой неопытности самоорганизовавающихся граждан Украины, имеющих чистое и искренне стремление изменить жизнь страны и ее жителей к лучшему путем повторения прецедента мощного народного единения, то есть Евромайдана. Однако в 2016 году такое суждение выглядит уже довольно глупо. Практически все украинцы прекрасно понимают, что созданные условия практически полностью исключают возможности организации действительно народного протеста против власти. Поэтому наиболее реальными остаются первые три варианта, когда майданы, а вернее то, что ими называют, сегодня делает кто угодно, но только не сам народ.

1. Майдан, как инструмент торга
Крайне распространенным явлением среди украинских политиков, а особенно это касается лидеров отдельных фракций в ВР, стало проведение сравнительно небольших акций протеста, некоторые из которых даже удается сделать затяжными – такие, например, как «кредитный майдан» и т..п), главной целью которых является выгода. Выгода для партии, ее лидера с финансовой и тактической точки зрения, а также для партийных спонсоров со стратегической. Одним из преуспевающих торговцев можно назвать известного своими речами и не только главного «радикала» страны Олега Ляшко, который в проведении подобных мероприятий имеет уже довольно серьезный опыт. Чего только стоит роль его партии в событиях 31 августа, закончившихся убийством нацгвардейцев. Кстати, совсем не стоит ходить слишком далеко, а достаточно вспомнить Ляшко и его коров, которые снова засветились в столице 8 апреля. Другими традиционными организаторами являются Олег Тягнибок, Дмитрий Ярош и прочие лидеры праворадикальных партий и движений. Для последних небольшие майданы – это возможность показать свою несговорчивость в преддверии важных «торгов» за должности или голоса. Кстати, после, наверное, случайных совпадений, стоимость голоса каждого депутата из той или иной незначительной фракции резко возрастает. Получается, что для многих майдан – это лишь инструмент для успешной спекуляции собственной идеологией. Кроме этого, к организаторам майданов нередко причисляют таких личностей, как Коломойский, Живаго, Балога, Тимошенко, Ахметов, Левочкин, а с недавнего времени и Саакашвили.

2. Игра по-крупному
Все эти люди – птицы куда более высокого полета, чем их коллеги по политическому цеху. В этом кругу не принято размениваться на мелкие торги, поскольку в почете здесь не что иное как большой риск или как это еще называют – игра по-крупному. Однако это нисколько не мешает периодически «майданить» Украину очередными «мощными» народными бунтами, которым удается продержаться рекордное по сегодняшним меркам время – до трех-четырех дней и даже до недели. Так или иначе, но любой из таких майданов, как например, тот, который «отгремел» в Киеве в конце зимы, обязательно заканчиваются ничем, какие бы надежды и иллюзии не питали по этому поводу многие оптимистично настроенные украинцы. Все больше и больше среди них разочаровывающихся в торжестве справедливости после таких вот «провалов». Между тем, все эти майданы – это лишь часть крупной игры, в том числе пробные забрасывания удочек на перспективу и прощупывания слабости или силы президентской команды на данный момент. А вот в самой администрации президента, похоже, видят в майдане довольно серьезную угрозу. Поэтому с точки зрения логики наиболее удачным выходом из ситуации для президента и его команды, стало бы уничижение и втаптывание в грязь светлого для многих граждан понятия «майдан».

3 Апатия, усталость, разочарование
Наверное, так можно описать чувства большинства граждан Украины сегодня. Особенно это касается многих украинцев, которые после победы революции достоинства были уверены, что в случае, если власть попытается обмануть народ, то народ быстро накажет эту власть. Практика показала, что сделать это практически нереально. Однако, похоже, разочарование сознательных граждан в силе народного восстания пришла не сама по себе. Все чаще создается ощущение того, что все это безволие было навязано украинцам поэтапно и планомерно, пока не привело к тому, что в майданах как минимум перестали видеть смысл, нередко просто высмеивая бесполезность очередного однодневного собрания. А ведь для того, чтобы так произошло, желающим предотвратить реальный «третий майдан» практически не пришлось прикладывать собственных усилий. Как бы это ни было печально, но все это за них уже успели сделать политические спекулянты, своими действиями показавшие народу, что бороться уже не имеет смысла.

Впрочем, ставить точку в деле борьбы пока еще рано. Дух настоящего украинца никогда не ослабевает до конца. Вполне возможно, что однажды в Украине появится реальный лидер с хорошей спонсорской поддержкой и грамотными стратегами-покровителями, и тогда страна еще вдоволь «помайданит» в свое удовольствие.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org