Украина продолжает терять свой человеческий капитал

771

Наибольший риск экономики страны — от потери нашего человеческого капитала.
Украинская экономика неожиданно для всех увеличила обороты: имеем рекордный рост ВВП за первый квартал нынешнего года.
Этот факт позволил большинству аналитиков существенно улучшить прогнозы экономического роста на 2019-й …
Проблем, правда, меньше не стало, — и факторами, противодействующими росту благосостояния украинцев, эксперты называют возможную остановку реформ, чрезмерную тенизацию экономики и огромную трудовую миграцию населения.

Лучше, чем думали
Долларовый ВВП Украины по итогам первого квартала 2019 года вырос на 14,63%, что является одним из крупнейших приростов в Европе. По подсчетам управляющего частным инвестиционным фондом на фондовом рынке США Владимира Компанийца, размер валового внутреннего продукта за последние 12 месяцев уже составляет 134 млрд 430 млн долларов.

Наибольший вклад в такой прирост ВВП дает существенный прирост зарплат, по результатам первого квартала фонд оплаты труда работников в долларовом эквиваленте вырос на 20,63%.

Сразу после этого Национальный банк Украины улучшил свой макроэкономический прогноз на 2019-2021 годы. Согласно ему, оценка реального роста экономики в нынешнем году повышена с 2,5% до 3%, в следующем — с 2,9% до 3,2%.

«По сравнению с апрельским макроэкономическим прогнозом Национальный банк повысил прогноз темпов экономического роста в связи с устойчивым внутренним спросом, лучшими условиями торговли и ожидаемым увеличением урожая зерновых», — сообщили в Центробанке.

По подсчетам экспертов НБУ, неизменными остаются оценка роста ВВП в 2021 году, которая, как и раньше, составляет 3,7%, а также прогноз инфляции. Темпы обесценения стоимости украинских денег в этом году, как и предполагалось ранее, составят 6,3%, на следующий же и в 2021-м — всего 5%.

В номинальном выражении ВВП Украины может вырасти с 3,559 трлн грн в 2018 году до 4,003 трлн грн в 2019-м, 4,39 трлн грн — в 2020-м и 4,803 трлн грн — в 2021 году.

Еще более оптимистично настроены в инвестиционной компании «Драгон Кэпитал». По их подсчетам, реальный валовой внутренний продукт Украины в нынешнем году вырастет на 3,2%, — под влиянием более высокого, чем ожидалось, внутреннего спроса, а также будет рост потребительской и инвестиционной составляющих. Ранее компания оценивала рост отечественной экономики в нынешнем году в 2,5%.

Впрочем, как считают в «Драгоне», внешняя среда в первом полугодии 2019 года оказалось благоприятнее для Украины, чем ожидалось, в частности, из-за резкого благоприятного для нас изменения цен на железную руду и газ. И хотя во втором полугодии года компания ожидает ухудшения условий торговли, в годовом исчислении обновленные прогнозы останутся лучшими, чем были раньше.

Оценка увеличения реального ВВП в 2020 году осталась прежней — 2,8%, поскольку положительное влияние высокого спроса будет нивелировано сокращением транзита российского газа. Если полгода назад аналитики «Драгон Кэпитал» ожидали падения транзита на 20%, то теперь — на половину.

И снова зерно, железная руда …
Как считают в НБУ, основным драйвером экономического роста в Украине в нынешнем и в последующие годы будет служить внутренний спрос. При этом наши соотечественники не будут потреблять больше, чем сейчас, ведь прирост частного потребления замедлится.

Впрочем, он будет оставаться на достаточно высоком уровне под влиянием увеличения реальных доходов домохозяйств: заработных плат, пенсионных выплат, а также денежных переводов из-за рубежа. Эти факторы и позволят разгонять маховик экономического роста.

Такого же мнения и экономисты Всемирного банка.

«Наибольший вклад в рост ВВП Украины внесли высокие урожаи и сектора, ориентированные на внутреннее потребление. Впрочем, нынешний рост ВВП Украины является очень сдержанным, и его природа, к сожалению, не является постоянной», — заявила экономист представительства Всемирного банка в Украине Анастасия Головач.

По ее словам, в 2016-17 годах весомая доля в ВВП Украины принадлежала аграрному сектору, а это очень изменчивый и сложно прогнозируемый фактор. Ведь ежегодно рекордных урожаев может не быть даже на легендарных украинских черноземах. Другие же сектора, которые и дальше делают большой вклад в рост ВВП Украины — это сектора, ориентированные на внутреннее потребление, что тоже не является лучшим вариантом.

Ведь внутреннее потребление, по словам Головач, никоим образом не повышает экспортный потенциал нашего государства, не помогает Украине интегрироваться в глобальные цепочки добавленной стоимости, увеличить конкурентоспособность, повысить производительность, то есть задействовать все возможные механизмы, которые помогают устойчивому развитию. Государственные же инвестиции, по ее словам, в настоящее время ограничиваются преимущественно очень высокими затратами потребления: выплатами процентов по долгам и социальными издержками.

Иными словами, средства, которые государство могло бы инвестировать, оно проедает. Разрешить же себе наращивать дефицит бюджета Украина не может, учитывая высокие выплаты по государственному долгу. Поэтому, по словам представителя Всемирного банка, мы должны прилагать усилия, чтобы стабилизировать его на уровне 2-2,5% от ВВП. А также — уменьшать нашу долговую нагрузку, что возможно лишь при условии жесткого контроля за дефицитом бюджета.

Это означает, что свободного пространства для маневра у нас не так уж много и для того, чтобы оно появилось, надо терпимее относиться к текущим расходам государства. Иными словами, остановить стремительный рост минимальных зарплат до завершения структурных реформ.
Главное — дружить с кредиторами!
Кроме того, Национальный банк зафиксировал рост инвестиций в основной капитал, которые, по его мнению, продолжат расти высокими темпами и в дальнейшем. Что, в свою очередь, также будет способствовать повышению уровня ВВП.

Впрочем подобный сценарий может иметь место лишь при благоприятных внешних обстоятельствах. Среди которых экономисты Нацбанка на первое место ставят дальнейшее сотрудничество с Международным валютным фондом, которое позволит Украине получать другое официальное финансирование, улучшать условия доступа к международным рынкам капитала, а также поддерживать интерес инвесторов к отечественным активам.

Если сотрудничество с донором будет успешным, правительство сможет профинансировать значительные выплаты по внешнему государственному долгу, пик которых приходится на нынешний и последующие два года — при этом объем международных резервов возрастет до 23 млрд долларов уже в 2021 году.

Однако рисков украинская экономика имеет никак не меньше, чем успехов и перспектив. Так, по мнению экспертов НБУ, сдерживающими факторами экономического роста будут слабая экономическая активность в мире, а также сокращение с 2020 года объемов транзита природного газа в Европу в результате строительства обходных газопроводов.

Но самым главным внутренним риском для позитивного сценария НБУ видит дальнейшее усиление угроз для макрофинансовой стабильности. Имеются в виду задержка в проведении главных реформ или шаги по нивелированию предыдущих достижений.

«В том числе путем судебных и законодательных решений, которые могут существенно усилить уязвимость экономики Украины и помешать продолжению сотрудничества с МВФ», — считают в Нацбанке.

Такое развитие событий способно существенно ухудшить курсовые и инфляционные ожидания, а также затруднить доступ к международным рынкам капитала в условиях высокой долговой нагрузки в последующие годы. При этом актуальными остаются и ряд других рисков: прекращение транзита газа из России с начала 2020 года, усиление торговых войн, нарастание геополитических конфликтов и эскалация военного конфликта, новые торговые ограничения со стороны России, чрезмерная тенизация экономики, отток квалифицированной рабочей силы из Украины.

Работа «по-черному»
Реальный уровень теневой экономики в Украине — явление довольно эфемерное. Ведь версий, какой объем он составляет, существует довольно много. Недавно Кабмин сообщил: уровень «черной» экономики в нашей стране за время его правления рекордно упал и сейчас составляет около 30%. Некоторые экономисты такие подсчеты опровергают, заявляя, что на самом деле реальный уровень тенизации экономики не менее 50%.

По словам экономиста и финансового аналитика Алексея Куща, показатель теневой экономики, который определяет наш МЭРТ, не является адекватным.

«По их данным, за последние годы теневая экономика в Украине снизилась с 40% до 30%. Но ряд эмпирических наблюдений на микроуровне позволяет считать, что уровень теневой экономики намного больше. Взять, к примеру, рынок тенизации оплаты труда, сферу торговли, — говорит Кущ. И добавляет: ежегодно показывают снижение теневой экономики примерно на 3%. А ВВП в последние годы развивался гораздо медленнее, кроме 2018-го. Что же получается? У нас что, реальный рост ВВП происходит только за счет детенизации, а сама экономика вообще не растет и даже падает? Я считаю, это совершенно противоречивые цифры».

Другие эксперты отмечают: если экономика растет, а уровень тенизации уменьшается, то мы понимаем, что экономика реально не растет, а просто происходит переток из теневого сектора в «белый». Но у нас действительно экономика растет, растут доходы людей, уровень потребления.

А это значит, что происходит не перераспределение, а именно рост. И в такой ситуации теневая экономика также получает дополнительный импульс и, исходя из этого параметра, она может расти.

Невеселая ситуация и с трудовой миграцией. К 2030 году наша страна, по данным МВФ, потеряет около 15% рабочей силы, а к 2050 году падение должно превысить 30%. Хуже только в Латвии и Болгарии, но в абсолютных числах Украина будет уступать только России.

В МВФ отмечают, что негативный тренд можно компенсировать тремя инструментами: поддержкой высокой рождаемости, миграционной политикой и широким привлечением экономически активного населения. Последнее означает, что работодатели вынуждены активнее брать на работу сотрудников старшего возраста, 55+, особенно женщин.

ВВП в эмиграции
Интересный момент: по данным МВФ, многие страны вроде Чехии, Польши и Словакии упрощают процедуры для трудовых мигрантов, замещая ими недостаток рабочей силы. Как источник трудовой миграции особенно выделяют Украину.

Для отечественной экономики трудовая миграция является палкой о двух концах. Ведь, с одной стороны, мы теряем рабочую силу, которая могла бы работать для приумножения нашего ВВП, а с другой — денежные переводы от украинских заробитчан превышают кредиты от Международного валютного фонда. И этот факт способствует поступлению валюты в страну, позволяет удерживать курс национальной валюты. Впрочем, эксперты склоняются к мысли: миграция — скорее плохо, чем хорошо.

Так, чистые потери от миграции одного украинца огромны. Украинцы-заробитчане переводят в Украину около 13 млрд долларов ежегодно. Это составляет 10% от ВВП страны, но, по мнению экономиста Александра Савченко, потери Украины от трудовой миграции и близко не покрываются этими переводами. Ведь, по его мнению, человеческий капитал страны в десять раз больше этих поступлений по паритету покупательной способности.

«По этому параметру, как бы циничный это ни звучало, средняя цена одного украинца примерно равна 80 тыс. долл. Для сравнения, средняя цена одного американца составляет приблизительно 700 тыс. долл. Важно, что средняя стоимость человеческого капитала молодых украинцев (с 15 до 24 лет) приблизительно вдвое выше и составляет 160 тыс. долл., а у людей перед выходом на пенсию (с 55 до 59 лет) — вдвое меньше и составляет 40 тыс. долларов. Поэтому нетрудно посчитать капитальные потери Украины только от эмиграции одного миллиона молодых людей в Польшу — это 160 млрд. долларов. Другими словами, это два ВВП Украины 2016 года, — говорит Савченко.

— То есть, один работающий украинец создает в Украине за год примерно 8000 долларов ВВП. Если он иммигрирует, то потери Украины будут соответствующими. Сейчас ежегодно иммигрируют около 300 тыс. украинцев, а поэтому текущие потери ВВП в год составляют 2,4 млрд. долларов. Или более 2% ВВП страны. При этом выгода Польше — 320 млрд. долларов. Потому что человеческий капитал там в два раза дороже, чем в Украине».

По материалам: argumentua.com