Украина. Несостоявшийся дефолт
28 августа украинский премьер-министр Арсений Яценюк обратился к украинскому народу с радостной вестью. Он сделал громкое заявление, которым подчеркнул, что дефолт, который долгое время прогнозировали Украине ее враги, не состоится. Яценюк рассказал о том, что Украине удалось договориться с кредиторами о частичном списании и реструктуризации украинского внешнего долга. По его словам, в результате договоренностей для Украины будет списано 20% внешнего долга, а общая сумма списания составит 4 миллиарда долларов. Один из позитивных моментов премьер считает то, что Украине удалось избежать повышения стоимости взятых кредитов, вернее стоимость обслуживания не превысит общей сумы расходов, которая для этой цели каждый год выделяется из государственной казны. Помимо этого в течение ближайших четырех лет Украине не придется выплачивать уже приобретенные кредиты, начиная с 2015 г. Вернее выплачивать все же будет нужно, но в данный момент это обязательство появилось возможным отсрочить, причем, срок отсрочки составит четыре года. Иными словами, ту часть долга, о которой говорит Арсений Яценюк, можно будет не выплачивать до 2019 года включительно. Выплаты же будут возобновлены лишь с наступлением 2020 года.
Также, согласно словам премьер-министра достигнутое соглашение является преимущественно заслугой Натальи Яресько в частности, и Кабинета Министров в целом. Яресько в течение полугода вела переговоры с кредиторами, которые, по мнению Яценюка никак нельзя назвать равными. При этом уже никто практически не надеялся на то, что в конечном итоге они завершатся успехом. И вот произошло чудо – Украина получила отсрочку по выплатам кредитов на целых четыре года, а кроме того избежала выплаты большой части своего внешнего долга. Таких выгодных условий, которых удалось добиться стране стараниями Натальи Яресько, начиная с 2000 года, не смогло получить еще ни одно государство, которому удалось избежать объявления дефолта до этого момента. Другими словами сумма списания, которой в разное время смогли добиться другие страны, ни разу не превысила 10%, в то время, как Украине подарили целых 20% ее долга.
Также Яценюк добавил, что своим решением кредиторы вносят свой вклад в процесс стабилизации финансовой и экономической ситуации в стране, а то, чего смогло добиться украинское правительство – это благоприятные условия для стабилизации украинского банковского и финансового секторов. Последнее в свою очередь является для возвращения стабильности в банковский сектор, а как следствие и стабилизации курса национальной валюты страны. Мало того, уже сегодня Яценюк заявляет о том, что следующим шагом правительства в этом направлении, станет создание инструмента, который поможет заинтересовывать кредиторов и инвесторов в том, чтобы Украина развивала свою экономику и поднимала показатели ВВП.
Таков общий смысл бравурного, чуть ли не торжественного заявления Арсения Яценюка. Суть же его не так радужна, как описывает все произошедшее сам премьер-министр. Подтверждением этого утверждения является, как минимум, тот факт, что всемирное рейтинговое агентство Fitch резко понизило позиции Украины в международном кредитном рейтинге. Если еще совсем недавно страна имела в рейтинге индекс СС, а это означало, что страна фактически находится в преддефолтном состоянии, то отныне Украине присвоен уровень С. Данный индекс выдается агентством только тем государствам, дефолт которых уже является неизбежным. В самом же агентстве заявили, что на сегодняшний день там не видят каких либо предпосылок к тому, что произойдет нечто, что смогло бы повлиять на улучшение кредитного рейтинга Украины.
При этом, по мнению отдельных экспертов и политологов, в частности Дмитрия Адамидова, в том, что Fitch понизило рейтинг Украины нет совершенно ничего удивительного. Да и сама реструктуризация, по сути, является юридическим оформлением неплатежеспособности должника, не имеющего возможности вовремя рассчитаться по своим долгам. При этом эксперт уверен, что данный компромисс с одной стороны и в самом деле является очень важным для Украины, прежде всего своими выгодными условиями. Ведь даже несмотря на то, что в первоначальных требованиях о списании говорилось о сумме в 40%, даже половина этой цифры уже огромный подарок для Украины. Однако это лишь одна сторона медали, с другой же ее стороны кроется более чем реальная опасность того, что, начиная с этого момента все события в Украине, могут развиваться по тому же сценарию, который кредиторы провернули с еще одним своим «союзником» – Аргентиной.
Очень похожая ситуация произошла с Аргентиной в начале нулевых. Тогда новое правительство страны подобно украинским властям рьяно взялось за проведением реформ по требованию международного валютного фонда и своих американских «партнеров». Точно так же открывался рынок сбыта, точно так же получались кредиты, и довольно похожим образом, убивалась экономика государства. Точно так же, как и в случае с Украиной аргентинские облигации практически полностью оказались в имуществе Franklin Templeton. При этом МВФ, регулярно представляющий Аргентине финансовую помощь, то есть кредиты, внезапно изменил свое решение и отказался предоставлять стране очередной кредитный транш. Итогом стало еще большее падение уровня жизни и фактическое доведение до состояния нищенства Аргентины, и большой части ее жителей. Нечто подобное, вероятнее всего, будет ожидать и Украину, которая, отныне окончательно попала в безоговорочную зависимость от МВФ и иностранных частных кредиторов. Тем более что в данном случае в игре участвуют точно те же сценаристы, и те же исполнители, что и в случае с Аргентиной, считает эксперт.
Кстати, именно этот держатель облигации (Franklin Templeton) и скостил для Украины основную часть долга. При этом, похоже, никого абсолютно не волнует тот факт, что владельцем украинских акций, а грубо говоря, частичным собственником Украины является иностранное агентство.
Еще одной немаловажной деталью, не позволяющей радоваться, является то, что достигнутая сегодня договоренность о списании и отсрочке, касается лишь инвестиционных фондов, типа Franklin Templeton. Однако помимо этого страна должна кучу денег частным инвесторам, договориться с которыми будет намного сложнее, а по сути, практически невозможно. Еще же часть госдолга – это обязательства перед другими государствами, в частности перед Россией, которая отказалась дарить Украине свои деньги. Да и вообще согласно международным нормам долги перед другими странами не могут подпадать под списание либо реструктуризацию, в том порядке, в котором это было сделано в случае с инвестфондами.
Власти Украины могут принять решение о приравнивании долгов перед другими странами к долгам, получаемым от частных инвесторов. Теоретически, это возможно, но в случае, если такой законопроект будет принят украинскими законодателями, это может крайне отрицательно сказаться на возможностях получения кредитов от частников в дальнейшем. Тем более, что последние и без того крайне неохотно идут на выдачу кредитов Украине, просто опасаясь за свои деньги, либо не видя в этом каких-либо личных интересов в виду сложившейся катастрофической ситуации в украинской экономике.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org