Тернополь и Луцк отказываются усиливать карантин и требуют отправить правительство в отставку

686

Городские советы Тернополя и Луцка выступили против решения правительства внести города в «красную зону» и ввести там строгий карантин. Более того, в Тернополе даже потребовали отставки правительства, так как оно не выполняет свои обязанности. Мэры городов заявили, что не будут останавливать движение общественного транспорта и закрывать магазины, торговые центры и детские сады. Говорят, что люди и так еле выживают, а если их опять лишить работы, они вынуждены будут уезжать на заработки. Владельцам магазинов, которых сотрудники правоохранительных органов будут штрафовать за несоблюдение карантина, местные власти предлагают юридическую помощь для оспаривания штрафов в суде. В то же время, политологи говорят о непродуманности решений правительства, которые могут спровоцировать акты неповиновения местных советов по всей стране. По их словам, нужно, чтобы решение Кабмина о делении на зоны носило рекомендационный характер, а власти на местах принимали решения о том, нужно усиливать карантин или нет, а также несли ответственность за свои действия.

С понедельника, третьего августа, в Тернополе, Луцке и Кицманском районе Черновицкой области должны были заработать карантинные ограничения «красной зоны» по заболеваемости на коронавиурс. То есть, грубо говорят, населенные пункты должны были бы вернуться к тем ограничениям, которые действовали по всей территории Украины весной. Но власти Луцка и Тернополя выступили против решения правительства. Так, в городах «красной зоны» прошли внеочередные заседания сессий городских советов, на которых и были приняты решения о том, что города не будут вводить строгий карантин.

Депутаты Луцкого городского совета потребовали отмены «красного уровня» эпидемиологической опасности в городе. Об этом сказано в обращении к президенту Владимиру Зеленскому и Верховной Раде, принятом на внеочередной сессии горсовета. Депутаты считают, что такое решение Государственной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций является безосновательным и противоречит Конституции. Также депутат Игорь Полищук обратил внимание на то, что в городе Ривне, ситуация с коронавиурсом намного хуже, чем в Луцке, но почему-то этот город не внесли в «красную зону». Свое заявление Полищук подкрепил статистическим данными. По его словам, по состоянию на 29 июля (когда принимала решение государственная комиссия) в Луцке за неделю был 91 больной, в Ривне – 153. Всего в Луцке на тот момент было 880 больных, в Ривне – 1 тыс. 835.

При этом депутаты Тернопольского городского совета также утверждают, что город непонятно почему внесли в «красную зону». В городском отделе здравоохранения пояснили, что Тернополь ошибочно включили в «красную зону», поскольку количество тестирований на 100 тысяч населения в городе достигает 83,6, когда норма 24, а лабораторный центр за сутки проводит 184 ПЦР-тестов. В тернопольских медучреждениях сейчас находится 51 человек с подтвержденным COVID-19, а на амбулаторном лечении — более 500 пациентов. Также в Тернополе один из самых низких показателей смертности от коронавируса — 0,3%. Именно поэтому депутаты приняли обращение, в котором потребовали, чтобы правительство отнесло город к «оранжевой зоне». Также они потребовали, чтобы Кабмин был отправлен в отставку из-за невыполнения обязанностей.

Соответственно, ни в Луцке, ни в Тернополе не был усилен карантин. В городах и дальше работает общественный транспорт, магазины и детские сады. По словам мэра Тернополя Сергея Надала, нельзя лишить людей работы, поскольку они останутся без средств к существованию и вынуждены будут ехать на заработки. Кроме того, мэр пообещал юридическую поддержку предпринимателям, которых будут штрафовать за работу сотрудники правоохранительных органов. По его словам, есть уже договоренности с общественными организациями предпринимателей, юристами, адвокатами. На каждый составленный протокол полиции местные власти обеспечат юридическое сопровождение и отмену его в судах, отметил Надал. Он призвал всех предпринимателей, в отношении которых будет составлен такой протокол, обращаться в городской совет, там на первом этаже уже заработал пункт приема заявлений, и юристы помогут писать иски в суд на отмену этих протоколов и недопущение привлечения к ответственности.

Также Надал сообщил, что пока единственным ограничением для Тернополя является отмены остановок в городе поездов. По его словам, семьи с маленькими детьми, которые возвращаются с отдыха не могут выйти в своем городе. Он напомнил властям, что они «слуги народа», а не «хозяева». По его словам, тернополяне не на словах готовы стоять за свои конституционные права и свободы, свое право быть хозяином своего государства, а не слугами.

К слову, известно, что в Тернополе пассажиры поезда устроили бунт, чтобы добиться его остановки в городе, несмотря на запрет «Укрзализныци». Речь идет о поезде, которые ехал из Херсона. В нем находилось 85 жителей Тернополя, в том числе с детьми, больными ДЦП. Только когда они подняли бунт, начальник поезда все же согласился остановиться и высадить людей в Тернополе.

В то же время министр здравоохранения Максим Степанов сообщил, что в его ведомстве не играют в политику, а все расчеты относительно зон осуществляются в автоматическом режиме, человеческий фактор там отсутствует. Он напомнил, что ограничения в соответствии с зоной, определенной для каждого конкретного района или города, начали действовать на местах третьего августа. Они будут пересматриваться еженедельно в зависимости от эпидемической ситуации. Степанов утверждает, что в разделении на зоны распространения эпидемической опасности COVID-19 все четко систематизировано, там нет человеческого фактора, есть цифры, которые показывают реальную опасность в том или ином регионе. Определение региона или города в любой из зон происходит на основе четырех показателей: среднего количества тестов в течение последних семи дней (не меньше 24 на 100 тысяч населения); коэффициента занятости коек (не более 50% койко-мест); коэффициента выявления случаев (не более 11%) и показателя роста количества случаев (не более 10%). Если в течение пяти дней в регионе будет наблюдаться превышение одного из определенных показателей, принимается решение об изменении уровня его эпидемиологической опасности. Переход региона из одной зоны опасности в другую возможен при ухудшении ситуации в течение пяти дней подряд. В случае улучшения показателей в течение трех дней — район или город может вернуться в зону с меньшим уровнем опасности.

В то же время, ряд экспертов и политиков после демарша местных властей Тернополя и Луцка завили, что власти потеряли контроль над всем происходящим.

По словам политолога Владимира Фесенко, сам конфликт – отображение реального и очень сложного противоречия, с которым сталкивается не только Украина. Это противоречие между интересами эпидемиологической безопасности (которые в данном случае защищает центральная власть) и групповыми экономическими (бизнесовыми), социальными и политическими интересами, которые защищает городская власть. Политолог напомнил, что мэрам и депутатам горсоветов в конце октября идти на выборы, и они не хотят выглядеть плохими начальниками, которые вводят карантинные ограничения. Но если городские власти не будут выполнять общегосударственные законы и правила, тогда у нас очень быстро не будет единой страны, добавил эксперт.

Фесенко считает, что из конфликтной ситуации можно выйти. Для этого, по его мнению, нужно собрать совещание правительства, губернаторов, мэров и выработать совместный алгоритм действий. Например, можно отнести постановление правительства о разделении на зоны к рекомендациям. Но тогда местные власти должны взять на себя полную ответственность за эпидемиологическое состояние в городах. В этом случае, отмечает Фесенко, мэры и депутаты, которые не хотят усиливать карантин, должны готовится к искам родственников погибших от коронавируса за «преступную бездеятельность».

Согласен с таким мнением и политолог Петр Олещук. По его мнению, правительство должно скоординировать работу с органами местного самоуправления таким образом, чтобы именно они принимали на себя принятие решений по карантинным мерам, а также брали на себя ответственность за их принятие/непринятие. Иначе, добавляет эксперт, Украину будет три месяца ждать политизация этого вопроса.

Олещук считает, что решение об ограничениях должны принимать представители местного самоуправления, и нести за эпидемиологическую ситуацию ответственность. Самое главное, что здесь надо понять, что нормальное государство начинается там, где органы самоуправления занимаются своими вопросами, а государственные власти — своими. Это и есть децентрализация. Самоуправление действительно может быть более гибким и эффективными, но в некоторых вопросах без государства – никак, добавил эксперт.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org