Суровая правда или борьба за личные интересы? Президент Эстонии заявила, что Украина не отвечает критериям ЕС и НАТО

814

Президент Эстонии Керсти Кальюлайд заявила, что Украина в ближайшие 20 лет не сможет стать ни членом НАТО, ни Европейского союза. По ее словам, чтобы войти в Альянс, Украине нужно вернуть оккупированные территории. Относительно ЕС, то, по словам президента Эстонии ни Украина, ни Молдова, ни Грузия, не соответствуют критериям членства. Она считает, что в первую очередь, Украина нуждается в судебной реформе. Кроме того, Кальюлайд добавила, что не рекомендует гражданам своей страны инвестировать в экономику Украины. Многие эксперты считают, что не стоит обижаться на слова президента Эстонии, ведь она сказала правду, и страна, действительно, нуждается в реформах. Другие уверены, что на самом деле Европейский союз не спешит принимать новых членов, поскольку для них попросту не хватит денег. Также некоторые аналитики отмечают, что и самой Эстонии не выгодно, чтобы Украина стала членом ЕС, поскольку она не хочет делиться с ней деньгами.

Президент Эстонии Керсти Кальюлайд заявила, что Украина не сможет стать членом НАТО и Европейского союза в ближайшие 20 лет. По ее словам, Эстония активно поддерживает предоставление Украине Плана действий по членству в Альянсе, но не понятно, когда это станет возможно. При этом она указала, что Киев должен вернуть свои оккупированные территории, желательно через переговоры. В то же время она заявила, что Евросоюз должен быть смелее в вопросах расширения, но Украина не подходит для этого. По ее словам, вступление в ЕС имеет кучу условий, и ни Украина, ни Грузия, ни Молдова им не соответствуют. Она подчеркнула, что все три страны имеют проблемы с судами. Кальюлайд добавила, что в Евросоюзе готовы помочь, но выполнять эту тяжелую работу придется странам.

Кроме того, президент Эстонии не советует своим гражданам инвестировать в Украину из-за рисков потерять деньги. По ее словам, бизнес в Украине не чувствует себя безопасно. Это связано с отсутствием судебной реформы и отсутствия справедливости судебной системы. Из-за этого она советует торговать с Украиной, но не инвестировать в нее, поскольку уже были случаи, когда граждане Эстонии теряли свои деньги даже при том, что выигрывали арбитраж. При этом Кальюлайд отметила, что аплодирует тому, что Украина проводит экономические реформы и ведет войну, но все еще нужно очень много сделать.

Заявления президента Эстонии неоднозначно восприняли в Украине. Многих оно разочаровало. Хотя, говорит политолог Олег Саакян, Кальюлайд сказала правду. Эксперт считает, что ее слова – это повод задуматься и начать ответственно работать.

Согласен с таким мнением и политолог Виктор Таран. По его словам, президент Эстонии сказала правду, как истинный друг Украины. Он считает, что честные слова Кальюлайд лучше, чем неискренность немев или французов. Таран говорит, что речь идет о геополитической реальности, и от нее не нужно прятаться, а делать выводы и продолжать сою работу.

На самом деле, утверждает бывший народный депутат Борислав Береза, все что сказала президент Эстонии – правда. Во-первых, отметил он, в Украине, действительно проблемы с реформой правосудия. По его словам, Офис президента и дальше контролирует суды, и сами судьи по-прежнему судят, руководствуясь телефонным правом и той суммой, которую им дают в конверте. Во-вторых, правда и в том, что инвесторы могут иметь проблемы в Украине и у Эстонии крайне грустный опыт в этом вопросе. В этом контексте Береза напомнил кейс с делом Марселя Вихмана, который инвестировал в Затоку, а местный криминалитет и суды у него все отжали. А после этого даже был заказ на убийство его адвоката, говорит политик. СБУ взяла убийц со всеми доказательствами, от аудио до видео, но суд отпустил их по причине того, что они депутаты местного районного совета и им надо участвовать в заседании. Такое возможно только в стране, где нет правосудия, но есть коррупция во власти, говорит Береза. По его словам, были и другие истории с инвесторами из Эстонии. Правда, инвесторы могли вернуть себе деньги, после чего они бежали из Украины и не рекомендовали своим друзьям и знакомым вкладывать деньги в нашу экономику. «Торговать можно, а вкладывать нельзя», — говорили они. Президент Эстонии сказала тоже самое, но не своим друзьям, а публично и всем, добавил политик.

Береза говорит, что страны Балтии и Польши – это друзья партнеры Украины. И если они нам говорят правду, вырывая нас из мира наших иллюзий и лжи нашей власти о том, что у нас реформируются суды и очереди стоят к инвест-няням, то надо им спасибо говорить за это и исправлять ситуацию, а не ругать, заявил политик.

По мнению же политического обозревателя Леонида Швеца, Украине даже по случаю юбилея говорят не ритуальные комплименты, а суровую европейскую правду-матку, и это, с одной стороны, свидетельствует о том, насколько мы их достали. С другой, добавляет он, не дети ведь, тридцать лет, и правда в глаза – знак уважения к собеседнику, от которого ожидают, что он готов к искреннему разговору, больше того – сам в нем заинтересован. Одного факта, что страна держит фронт с Россией, не достаточно, чтобы ей делали специальные скидки и сквозь пальцы смотрели на то, что вытворяет политическая элита и государственная бюрократия. По ряду самых важных – ценностных – параметров мы все еще просто чужие, заявил Швец.

Хотя адвокат Борис Бабин напомнил кейс с эстонским бизнесменом Хилларом Тедером, который использовал эстонских дипломатов, министров и премьера во время визитов в Киев для лоббирования своих бизнес-интересов. При этом, добавил эксперт, у него есть бизнес в аннексированном Симферополе, который он открыл в 2014 году. Речь идет о торговом центре «Южная галерея». По его словам, оккупанты более лояльны к Тедеру нежели киевские и одесские арбитражи, возможно потому, что именно через этот торговый центр отмывает деньги международная рыбная мафия.

В свою очередь политолог Петр Олещук обратил внимание на то, что президент Эстонии объединила в одно целое Украину, Грузию и Молдову, хотя в двух последних странах активно ведутся реформы. И логично, что кто-то раньше достигнет критериев членства в ЕС, кто-то позже, но говорят для всех об одном сроке – 20 лет. Просто, подчеркивает политолог, Грузию, Молдову и Украину объединяет не только советское прошлое, а и аннексия их территорий Россией, а также то, что РФ считает эти страны зоной своего влияния.

Да, говорит основатель проекта InformNapalm Роман Бурко, Кальюлайд наговорила очень много неприятных для Украины вещей. Но, подчеркивает он, президент Эстонии забыла, что если бы не Украина, которая восьмой год является восточным форпостом Европы и сдерживает российскую агрессию, то РФ уже давно могла оккупировать саму Эстонию, с которой имеет 382 км совместной границы. Этого участка границы было бы достаточно для того, чтобы беспрерывно снабжать боевик оружием для гибридной оккупации Эстонии, говорит Бурко. По его словам, у Украины пока нет новейшего вооружения, но есть армия, которая останавливает агрессора от его продвижения на Запад. Бурко отмечает, что странно слышать требование европейцев о реформах, в то время, когда в Украине идет война. Также он вспомнил историю с «Северным потоком-2», строительство которого не обошлось без коррупции, когда российские деньги оседали в карманах европейских бюрократов.

На самом деле, отмечает журналист Антон Павлушко, заявление о том, что Украина может стать членом ЕС через 20 лет свидетельствует о том, что она никогда ним не станет. Да, говорит он, в Украине плохая судебная система и коррупция, но ее не берут в Европейский союз не через это, ведь такие проблемы были у всех стран Восточной Европы, когда они вступали в ЕС. Проблема в другом. По его словам, ЕС очень красиво расширился за счет маленьких стран, которые было финансово легко поднять до нормального среднего уровня. Но, добавляет он, с финансовой точки зрения до сих пор большинство стран Восточной Европы получают деньги с бюджета ЕС. Больше всего получают Польша, Румыния и Греция. С бюджетом в ЕС реальные проблемы, отмечает Павлушко, и он просто не может профинансировать любое дальнейшее расширение. Именно поэтому годами ждут своей очереди на членство македонцы, черногорцы, албанцы, сербы.

Журналист считает, что принятие Украины в ЕС возможно только тогда, когда какая-то большая страны вроде Польши или Румынии вдруг перестанет быть дотационной и начнет платить больше в бюджет ЕС, тогда освобожденные средства можно будет направить на расширение. Если уж на то пошло, то ни одна из страны Восточной Европы, даже дотационная Эстония, особо не заинтересованы в принятии Украины в ЕС. Политически они за, а вот финансово им придется отдать часть помощи Европейского союза украинцам, добавил журналист. Он считает, что ЕС в том виде как сейчас не просуществует еще 20 лет, поэтому скорее всего Украина таки вступит в какой-то новый Европейский союз, но это уже будет реформированная, более бедная, более экономная структура. Собственно, добавил Павлушко, если ЕС не будет давать Украине столько денег, как например, Польше, то стране нет особого смысла вступать в это объединение. ЕС — это не про ценности и европейскую семью, это обычный экономический проект, в который Украина не успела вступить на хороших условиях как это сделали венгры или поляки, а надо ли вступать на посредственных условиях, нужно просчитывать, подытожил журналист.

К слову, вице-премьер по евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина заявила, что слова Кальюлайд о перспективах членства Украины в ЕС показывают неготовность Брюсселя к расширению. Вице-премьер выступает против определения сроков, поскольку подобные прогнозы не основываются на конкретных расчетах. При этом она считает, что скорость вступления Украины в ЕС зависит от политической воли стран-членов Союза. По ее словам, это не технический процесс, как пытаются представить в некоторых столицах ЕС. Сегодня мяч на стороне ЕС, Украина имеет все основания получить официальный статус страны-кандидата в члены Европейского союза, добавила Стефанишина.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org