Стерненко вручили подозрение в умышленном убийстве. Ему избирают меру пресечения
Одесскому активисту Сергею Стерненко вручили подозрения в совершении умышленного убийства и ношении холодного оружия без разрешительных документов. По информации СБУ, активиста обосновано подозревают не в необходимой самозащите во время нападения на него Ивана Кузнецова и Александра Исайкула, а именно в убийстве, поскольку он после отпора якобы побежал за нападавшим и убил его. В свою очередь Стерненко заявил, что СБУ фактически нарушила презумпцию невиновности, поскольку сообщила, что он совершил преступление. Такое действие может квалифицироваться, как давление на суд. В пятницу, 12 июня, в суде начали избирать меру пресечения активисту. При это между силовиками и представителями общественности, которые пришли поддержать Стерненко, возникли потасовки.
Одесскому активисту Сергею Стерненко вручили подозрения в совершении умышленного убийства и ношении холодного оружия без законного разрешения. В СБУ сообщили, что из материалов дела следует, что Иван Кузнецов и Александр Исайкул напали на Стерненко с целью его запугать и нанести телесные повреждения. Необходимая самооборона от активиста действительно была, но только в самом начале нападения. В СБУ утверждают, что, защищаясь, активист левой рукой прикрывался от ударов, а правой – наносил удары ножом. Как следствие, Исайкул получил резаную рану передней брюшной стенки, а Кузнецов – проникающее колото-резаное ранение живота. Отмечается, что такие действия Стерненко могут соответствовать понятию необходимая оборона. Однако, утверждают в СБУ, то что случилось позже, назвать самообороной сложно. Там подчеркивают, что Кузнецов после этого скрылся с места происшествия, поэтому нападение на Стерненко считается законченным – его жизни и здоровью уже ничего не угрожало. Однако активист побежал за Кузнецовым, догнал его и нанес несколько ранений, в частности удар ножом в сердце, который и привел к смерти. В СБУ утверждают, что тело Кузнецова было найдено почти в ста метрах от места первой схватки. То есть заявления о том, что Стерненко ранил Кузнецова во время самообороны, а впоследствии никаких ран не наносил, не соответствуют действительности.
Также в СБУ утверждают, что дело Стерненко перешло из юридической плоскости в политико-информационную.
В то же время, сам Стерненко утверждает, что, во-первых, не было никакого убийства, а был факт необходимой самообороны. По его словам, это признал следователь, когда оглашал подозрения нападавшим. Во-вторых, по ножу было проведено несколько экспертиз, которые установили, что он не является холодным оружием.
Кроме того, активист назвал заявление СБУ таким, что нарушает принципы презумпции невиновности, поскольку Служба безопасности без решения суда утверждает, что он совершил преступление. Активист считает, что своим сообщением СБУ давит на следствие и суд.
В свою очередь адвокат Стерненко Маси Найем сообщил, что статьи, по которым выдвинули его клиенту обвинения, противоречат нормам материального права. По его словам, согласно п.5 ст. 36 Уголовного кодекса Украины, не является превышением пределов необходимой обороны и не влечет уголовной ответственности применение оружия или любых других средств или предметов для защиты от нападения вооруженного лица или нападения группы лиц. По его словам, СБУ ранее сообщило о подозрении нападающим на Стерненко. Действия подозреваемых квалифицированы как хулиганство, совершенное с применением оружия или другого предмета, приспособленного для нанесения телесных повреждений. Кроме того, подчеркивает Найем, превышение пределов необходимой обороны влечет уголовную ответственность лишь в случаях, специально предусмотренных в статьях 118 и 124 УК, а это — умышленное убийство при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания преступника; или умышленное причинение тяжких телесных повреждений, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания преступника. Но отнюдь не умышленное убийство.
Найем сообщил, что Стерненко вручили ходатайство об избрании меры пресечения в виде круглосуточного домашнего ареста, что Европейским судом по правам человека уже давно приравнивается к содержанию под стражей.
К слову, члены временной следственной комиссии Верховной Рады по нападениям на Катерину Гандзюк и других общественных активистов назвали необоснованным подозрение, предъявленное Стерненко. Они подчеркнули, что аргументация следствия СБУ опирается на данные только одной судебно-медицинской экспертизы и не принимает во внимание данные других экспертиз. При этом депутаты ставят под сомнение выводы СБУ о «последовательности и времени нанесения Ивану Кузнецову ран, а также в отношении конкретного места совершения нападения на Сергея Стерненка и способности Ивана Кузнецова преодолеть определенное расстояние с проникающим ножевым ранением». Также в заявлении говорится, что подозрение Стерненко базируется на результатах экспертиз с взаимоисключающими данными, но строится только на одной из них, что может свидетельствовать о ненадлежащем расследовании дела и его заказном характере.
Кроме того, депутаты напоминают, что изъятый у Стерненко нож, по выводам экспертизы, не является холодным оружием, и свободно продается в магазинах, поскольку является обычным перочинным ножом. На этом основании они заявили, что полученное Сергеем Стерненко сообщение о подозрении является безосновательным.
В тот же день активисты начали призывать украинцев прийти и поддержать на суде Стерненко. Так, Антон Ходза заявил, что если граждане «отдадут» Стерненко, то будут жить в полицейском государстве, а Украина превратится с Россию. По его словам, дело Стерненко это дела о праве защищать свою жизнь всеми доступными методами, а также о праве жить в «нормальной стране».
В пятницу, 12 июня, под здание суда пришли поддержать Стерненко многие активисты. Но, по информации народного депутата Виктории Сюмар, их не пропускают в зал, хотя он почти не был заполнен.
Кроме того, у входа в Шевченковский райсуд Киева состоялась драка между полицейскими-спецназовцами и гражданами. После того, как Стерненко призвал людей проходить в зал суда, те пытались попасть в его помещение. Сначала началась потасовка, а затем прибыли спецназовцы и начали сталкивать людей со ступеней здания суда.
В свою очередь политолог Кирилл Сазонов отмечает, в любой цивилизованной стране противостояние под судом могли бы истолковать, как давление на суд. Со всеми неприятными последствиями для участников процесса. Также эксперт добавил, что люди пришли под суд потому что не верят в правосудие.
По мнению политолога Сергея Быкова, фан-клуб Стерненко под судом устроил «мирную» акцию протеста, привычно, с дымовухами, драками и криками. Все это, считает эксперт, давит на суд. Но судя по всему, суд будет читать букву закона, а не вопли профессиональных активистов, считает политолог. Кроме того, он добавляет, что можно трижды обмотаться флагом, воевать на Донбассе и отстоять Майдан, но это не освобождает от ответственности за убийство в мирном городе и в мирное время.
В то же время известно, что адвокаты Стерненко дважды просили отвода судьи, и он дважды его отклонял. Также они просили отвода прокурора.
Кроме того, адвокаты заявили, что есть сорок граждан, среди них и народных депутатов, которые готовы взять активиста на поруки. К слову, некоторые СМИ, ссылаясь на данные своих источников в партии «Слуга народа» утверждают, что глава фракции Давид Арахамия сообщил им в партийном чате, что активиста таки арестуют, но парламентарии из «Голоса» собираются взять его на поруки, а такие действия могут привести к росту его рейтинга в «правом крыле».
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org