Саммит министров «Большой двадцатки»
На прошлой неделе состоялся саммит министров иностранных дел «Большой двадцатки», который обернулся скандалом для России. Главы МИД «Большой семерки» отказались от совместной фотографии с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. При этом министр иностранных дел Германии Анналена Бербок, например, подчеркнула, что не может стоять рядом с министром, чья страна начала вооруженную агрессию против Украины и убивает мирное население. При этом Лавров отметил, что он никого не приглашал с собой фотографироваться. В то же время он покинул заседания, когда выступили Бербок, а также министры иностранных дел Украины и США Дмитрий Кулеба и Энтони Блинкен. При этом в России считают, что Лавров повел себя, как «крутой мужик» и утер нос министрам стран НАТО. В то же время украинские политологи уверены, что Лаврова отправили на саммит, чтобы понять настроение мировых лидеров и принять решение по поводу того, стоит ли президенту РФ Владимиру Путину посещать встречу лидеров стран «Большой двадцатки», которая должна пройти в ноябре.
На прошлой неделе, 7-8 июля в Индонезии на острове Бали прошел саммит министров иностранных дел «Большой двадцатки» (G20), на котором среди прочего обсуждались вопросы энергетической и продовольственной безопасности. В частности, главы МИД призвали Россию разблокировать украинские порты, чтобы Киев мог экспортировать зерно. При этом в РФ традиционно ответили, что проблема не в России, а в Украине, которая отказывается провести работы по разминированию морских портов. Действительно, Киев неоднократно об этом заявлял, поскольку опасается, что такие действия могут привести к тому, что Одесса окажется беззащитной и РФ может попытаться ее захватить.
Саммит «Большой двадцатки» ознаменовался серией скандалов. Например, известно, что в этот раз не было сделано традиционное протокольное фото его участников, поскольку министры иностранных дел «Большой семерки», якобы по инициативе госсекретаря США Энтони Блинкена, отказались фотографироваться вместе с главой МИД России Сергеем Лавровым. Как отметила министр иностранных дел Германии Анналена Бербок, она отказалась от совместного фото, поскольку «не может стоять рядом с тем, кто параллельно бомбит Украину, нападает на детей, взрослых, мирных жителей». Сам Лавров заявил, министры говорят, что не хотят с ним фотографироваться, но он же их не приглашал это делать.
В то же время российский политолог Геннадий Подлесный возмутился поведением министров иностранных дел и заявил, что уровень международной дипломатии сходит на нет. По его словам, фотографирование — это неотъемлемый атрибут для дипломатических раутов, исторический документ, который подтверждает, кто и в каком виде на этом мероприятии был. И то, что произошло на саммите в Индонезии, — это показатель падения уровня дипломатических отношений не только по отношению к России, но и вообще — между всеми дипломатическими работниками всех стран, заявил российский политолог. Также Подлесный полагает, что на саммите от России ждали, что она «даст заднюю» после санкций, но этого не произошло.
При этом политолог Николай Мельник говорит, что игнорирование Лаврова – это положительный сигнал, но нужны реальные действия в поддержку Украины. В этом контексте он вспомнил заседание «Большой двадцатки» в Австралии в 2014 году, где президента РФ Владимира Путина отсадили за отдельный стол и пытались его игнорировать. Но после саммита, говорит эксперт, Германия, например, продолжала сотрудничество с РФ и строила «Северный поток-2», а Турция договаривалась о «Турецком потоке». Поэтому важны не дипломатические демарши, а реальные действия, подчеркнул Мельник. Как подчеркнул Мельник, пока не будут приняты конкретные решение по помощи Украине вооружением, финансами, материально в больших масштабах, пока против России не введут действительно жесткие санкции, эмбарго – давление на РФ будет выглядеть, как формальность.
В ответ на отказ делать совместное фото, Лавров проигнорировал выступления министров иностранных дел Германии, Украины и США. Впрочем, как отметила спикер российского МИД Мария Захарова, у Лаврова были другие двухсторонние встречи. Также она отметила, что якобы ни продовольствие, ни миграция, ни энергетика Западу не актуальна сегодня. По ее словам, у мейнстрима заказ: отработать бойкот любой ценой, даже если это уже вызывает смех у всех присутствующих. В то же время Кулеба заявил, что после всего, что Россия сделала за последние полгода, ей не место ни на каких международных форумах.
При этом российский политолог Сергей Марков считает, что Лавров повел себя на саммите «Большой двадцатки», как «крутой мужик». По его словам, отказ министра слушать выступления своих коллег из стран НАТО просто «взбесил их». Он считает, что западные дипломаты едва ли были готовы к тому, что представитель РФ проигнорирует их «выходки».
Как отмечает дипломат Александр Левченко, российская дипломатия использует любую международную площадку для легитимизации РФ. Это также касается саммита глав МИД стран G20, который состоялся в Индонезии, в том числе с участием министра иностранных дел России Сергея Лаврова. По его мнению, Лавров прежде всего работает на внутреннюю аудиторию — он показывает российским зрителям, что его принимают, Россия ездит на саммиты, даже выступает и вносит предложения. Поэтому для российской дипломатии любая международная площадка — это большой плюс, и она пытается ее использовать, говорит дипломат. Поэтому, утверждает он, Лавров появился там, встретился, с кем он хотел, ведь у него были несколько двусторонних встреч со странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), министрами иностранных дел и другими, и дал пару характеристик, как он считает, что неуважительно к нему относятся, не дипломатически. При этом Левченко считает, что важно, чтобы РФ вообще лишилась такой площадки. И, по словам дипломата, уже есть сигналы о том, что если на саммит глав стран G20 этой осенью приедет глава РФ Владимир Путин, некоторые его будут бойкотировать.
Бывший министр иностранных дел Владимир Огрызко считает, что Лавров принял участие в саммите глав МИД G20, чтобы оценить реакцию стран на свое присутствие, ведь через несколько месяцев в таком же формате должны собраться главы государств, в том числе и Путин. То есть, говорит он, Лаврова запустили, как «пробный шарик», чтобы посмотреть, какая будет реакция на собрании, что об этом будут писать в мире, ибо главное мероприятие должно состояться в ноябре. Теперь у Путина будет дилемма, если Россия до ноября будет оставаться той, какой она есть сегодня: ехать или нет. По словам Огрызко, он бы на месте Путина не повторял то, что произошло в 2014 году на саммите в Австралии.
В то же время политолог Виктор Небоженко считает, что на саммите Лавров и Путин собирались дать бой Западу за отрытую поддержку борющейся Украины, но никто из тайных союзников Кремля не защитил их. Таким образом, считает эксперт, «коллективный Запад» оказал мощное давление на «коллективную ответственность» стран, которые прямо или косвенно поддерживают агрессию России, надеясь извлечь из этой циничной позиции экономическую выгоду. По его мнению, это хороший результат для геополитических перспектив Украины. На саммите G20 Лаврову не удалось открыто сформировать «антиукраинский фронт» среди крупных государств. Они еще готовы получать экономические выгоды из российско-украинской войны, но не решаются открыто поддержать агрессию Путина против Украины, добавил Небоженко.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org