Россия увеличила внешнеторговый товарооборот

1 027

В январе-октябре 2018 года внешнеторговый оборот России вырос на 20% в годовом сопоставлении и составил 567 млрд долларов. Росстат назвал 27 стран, значительно нарастивших товарооборот и, сообщает агентство Прайм со ссылкой на исследование международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiz, 17 из них поддерживают антироссийские санкции.
При этом торговля с 17 «санкционными» странами составила 48% от общего товарооборота России за 10 месяцев 2018 года и достигла 271,6 млрд долларов. Парадоксально, но первое место по росту товарооборота заняла известная своей антироссийской риторикой Польша, которая увеличила оборот с Россией на 37,5% до 17,8 млрд долларов, по сравнению с январем-октябрем 2017 года. При этом общий объем торговли между странами в позапрошлом году составил 16,5 миллиона долларов.

Второе место заняла Молдавия, за 10 месяцев прошлого года нарастившая товарооборот с Россией на 31%. На третьем месте – Швейцария, она увеличила объем торговли с РФ на 30,1%. «Это классическая ситуация единства предпринимателей, когда бизнесмены упражняются в агрессивной риторике, а под столом пожимают друг другу руки», – отметила Елена Трубникова, председатель совета директоров сети FinExpertiza.

Представленные цифры могут быть не только результатом увеличения закупок, но и роста цен на энергоносители в период с января по октябрь 2018 года, когда их стоимость поднималась на 10-15%, считает аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова. Тем более что наибольший прирост экспорта в Польшу показали такие статьи, как топливо и нефтепродукты, продукция нефтехимической промышленности и металлургии. При этом доля топлива в экспорте в рассматриваемый период превысила 80%.

Между тем, указывает эксперт, если в январе-октябре Польша нарастила объемы закупок того же газа – одной из ключевой статьи экспорта из России, то в последние два месяца года резко снизила закупки того же газа почти до нуля, и по итогам 2018 года импортировала всего 9.04 млрд куб м газа (ниже чем в 2017 году). Таким образом, Польша продолжает предпринимать попытки ухода от российского газа, отдавая предпочтение катарскому СПГ, и политически придерживается принятой в отношении России позиции.

С другой стороны, добавляет Анастасия Соснова, сами по себе санкции не следует считать абсолютным препятствием внешней торговле. Конечно, они могут накладывать некоторые политические ограничения, провоцируют откаты во взаимной хозяйственной деятельности из-за возникающих рисков, но экономические интересы стран в итоге берут вверх.

Рост оборота  внешней торговли по итогам десяти месяцев прошлого года на 20% на самом деле является скорее разочаровывающим фактором, полагает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. Если мы посмотрим на структуру товарооброта, то обнаружим, что главной его составляющей остаются минеральные продукты с долей 36% (в основном нефть и газ), на втором месте — машины, аппаратура и оборудование с долей всего 13%.

При этом нужно понимать, что столь высокая доля эгнергоресурсов обеспечивается за счет экспорта в котором они занимают 54,5% (198,9 млрд долларов по итогам 10 месяцев), в то время как высокотехнологичная продукция — это почти исключительно импорт из стран-торговых партнеров (30% всего импорта, или 59,9 млрд долларов). Грубо говоря, никаких существенных изменений во внешней торговле прошлый год не принес, указывает аналитик: страна по-прежнему в огромных количествах продает сырье и покупает продукцию с высокой добавленной стоимостью. Теперь сопоставим результаты 10 месяцев 2017 и 2018 года: в январе-октябре 17 года экспорт оценивается в 286.1 млрд долларов, импорт — в 177,8 млрд долларов, за аналогичный период экспорт вырос до 364,9 млрд долларов, а импорт – всего до 194,8 млрд долларов.

При условии, что ни структура, ни объем экспортных потоков не изменились, стремительный рост исходящих товарных потоков объясняется повышением цен на энергоносители (по итогам прошлого года средняя цена  барреля марки Urals выросла на 32%), тут никаких сюрпризов нет, полагает Дмитрий Жарский. Однако вопреки росту стоимости экспорта, импорт вырос очень слабо, что свидетельствует о том, экономика просто-напросто не формирует спрос, а это говорит об отсутствии предпосылок для экономического роста.

Нелогичной ситуация, в которой государство-экспортер получает огромные доходы, но при этом его экономика не демонстрирует роста выглядит, только если не учитывать того факта, что бюджеты верстаются с учетом дешевой нефти, а все сверхдоходы из экономики изымаются в рамках бюджетного правила. Товарооборот вырос на 20%. Казалось бы, звучит неплохо, заключает Дмитрий Жарский, но это декоративная цифра, никакого реального роста за которой не стоит.

По материалам: expert.ru